Многие русские писатели переосмысливали в своих произведениях глобальные исторические события, давали им свою оценку, рассматривали роль того или иного государственного деятеля в отдельно взятой эпохе. Одним из самых масштабных исторических произведений является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», повествование в котором охватывает временной период с 1805 по 1812 год, сохранившийся в анналах истории как время деяний французского полководца Бонапарта Наполеона. Конечно, нельзя оспаривать значение этой личности как для мировой истории, так и для истории России, однако Л. Н. Толстой в контексте романа сумел показать всю ничтожность стремлений великого императора, противопоставив ему мощь русского народа, отстаивающего свою свободу. Мысль о развенчании Наполеона возникла у писателя в связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года, как войны народной. Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ. Как полководец, он являлся косвенным убийцей многих людей. И именно это, по мысли Толстого, и не дает ему права на величие.
В этом свете вся военная и государственная карьера Наполеона носила глубоко безнравственный характер. В течение десяти лет он завоевывает все государства центральной Европы, и их правители — «разоблаченные владыки мира», не могут противопоставить Наполеону «никакого разумного идеала». Только русский народ кладет конец наполеоновскому владычеству, навсегда хоронит его абсурдные планы завоевания и утверждения мирового господства. На полях сражений в России было до конца разоблачено мнимое величие Наполеона и «вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров». Вступая в спор с поклонниками Бонапарта, стремившимися во всем оправдать своего кумира, и даже в противочеловеческих поступках увидеть проявление его величия, Толстой замечает: «Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного». Но это невозможно, ни один человек не имеет права уклониться от нравственной оценки своих поступков. И если они аморальны, если они несут в себе «дурное», он не может рассчитывать на величие, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Человеческая жизнь для Наполеона не имеет никакой ценности. Ярким примером этому является высказывание французского императора перед Бородинским сражением, унесшим жизни огромного количества людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Так Толстой раскрывает основные черты Бонапарта: тщеславие, жестокость, равнодушие, непомерное честолюбие. Страдания людей не волнуют самовлюбленного полководца, ведь, по его мнению, «наше тело — машина для жизни, и только». Раскрывая характер Наполеона, Толстой сосредоточивает внимание читателя на неестественном, актерском поведении этого героя, который каждую минуту помнит о своей роли великой личности, уверенной в том, что каждое его движение и слово фиксируется для истории.
Показаны писателем и тактические ошибки французского полководца. Например, то, что наступательное движение французской армии по России не предусматривало укрепление собственных тылов, что позволяло русским войскам вести подрывную деятельность.
Раскрывая характер Наполеона, его военную деятельность, Толстой не ограничивается констатацией фактов, он активно комментирует описываемое, не скрывая своего возмущения низостью французского главнокомандующего, который, спасаясь бегством, обрек на гибель в чужой стране свою армию.
В противовес Наполеону воплощением простоты, добра и правды является Кутузов. Вождь народной войны, он превосходит Бонапарта не только по моральным качествам, но оказывается и более искусным полководцем. Все действия Кутузова опираются на единственную задачу — спасение своего отечества. Поэтому правда — «высшая» правда, на его стороне. Он представлен писателем как выразитель «мысли народной», истинный патриот своей родины, своего народа. В соответствии со своей основной идеей, которая отрицала решающую роль личности в истории, Толстой раскрывает образ Кутузова несколько неожиданным образом. Гениальный полководец представлен в романе как пассивный наблюдатель, по воле автора являвшийся лишь послушным исполнителем воли божьей, провидения. «Кутузов презирал и знание и ум и знал что-то другое, что должно было решить дело». Этим другим, по мнению писателя, была «старость», «опытность жизни». Князь Андрей отмечал, что у Кутузова осталась «одна способность спокойного созерцания событий». Он «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Все действия Кутузова противопоставлены деятельности Наполеона, в отличие от которого русский полководец «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему», то есть направлял события в нужное русло, не демонстрируя при этом открыто своего военного таланта. Духовный облик Кутузова и даже его внешний вид являют собой писательский протест против мнимого величия, эгоистичного засилья отдельной личности.
«Необычайная» сила Кутузова, по мнению Толстого, заключается в «том народном чувстве, которое он несет в себе…». Если для Наполеона люди — всего лишь пешки, то мысли Кутузова всегда направлены на то, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров. В отличие от напыщенного Бонапарта Кутузов прост и человечен, благодаря чему и пользуется непререкаемым авторитетом у русских солдат. Раскрывая образ Кутузова, как истинно народного предводителя, Толстой со всей ясностью показывает, что только духовная общность между полководцем и его войском может привести к победе.
Таким образом, проанализировав деятельность двух исторических личностей — Наполеона и Кутузова, Толстой высказал свою основную идею о том, что истинное величие человека может проявиться лишь в служении народу и отечеству.
В русской литературе, пожалуй, нет произведения, которое можно сравнить с романом-эпопеей «Война и мир» по значительности проблем, в нем поднимаемых, по художественной выразительности повествования, по воспитательному воздействию. Перед нами проходят сотни человеческих образов, судьбы одних соприкасаются с судьбами других, но каждый из героев является личностью самобытной, неповторимой. Так на протяжении всего романа пересекаются жизненные пути Пьера Безухова и князя Андрея Болконского. Писатель знакомит нас с ними уже на первых страницах — в салоне Анны Павловны Шерер. Они очень разные — надменный, честолюбивый князь и доверчивый, слабохарактерный Пьер, но вместе с этим оба являются воплощением авторского идеала — человека, стремящегося к познанию смысла жизни, к определению своего места в этом мире, проходящего через нравственные страдания на пути духовного совершенствования. Через многое надо пройти героям, чтобы в конце концов обрести гармонию в душах. Прежде всего, они пытаются избавиться от ложных убеждений, нелицеприятных черт характера. И лишь преодолев свои слабости, испытав немало разочарований, обусловленных столкновениями с жестокой действительностью, князь Андрей и Пьер обретают то, что, по их мнению, является непреложной истиной, неподвластной фальши.
Толстой показывает читателю одни и те же явления глазами своих таких разных героев. Оба они испытывают чувство восхищения к Наполеону. Для Пьера Безухова, воспитанного на идеях французских просветителей, Наполеон являлся сильным, непобедимым «наследником» французской революции, принесшим соблазн буржуазной свободы. Князь Андрей воплощал в мыслях о Бонапарте собственные мечты о всенародном признании, славе, безграничной власти. Но и тот и другой, столкнувшись с определенными обстоятельствами, развенчали своего кумира. Болконский осознал ничтожность как собственных честолюбивых помыслов, так и деяний французского императора, увидев безграничное, величественное небо, явившееся ему как высшее откровение после ранения под Аустерлицем: «Как тихо, спокойно и торжественно… все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба», «…в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим… небом… ». Князь Андрей понял, что слава не должна являться главной целью человеческой деятельности, что существуют иные, более высокие идеалы. Пьер же возненавидел французского полководца в результате осмысления страданий русского народа в захватнической несправедливой войне 1812 года. Общение с простым народом открыло для Безухова новые ценности, иной смысл жизни, заключающийся в доброте, сострадании, служении людям: «…я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу… для других, только теперь я понял счастие жизни». Через отношение своих любимых героев к Наполеону писатель выражает собственные мысли об этом государственном деятеле, являвшемся для Толстого воплощением «мирового зла».
Неслучайно проводит писатель своих героев и через испытание любовью к Наташе Ростовой — символу внутренней красоты, чистоты и непосредственности. По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. И эволюция героев была бы несовершенной, если бы они не познали любовь к этой светлой девушке: где «она… там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота…». Наташа помогает героям открыть новые, неизведанные еще глубины своей души, познать истинную любовь и всепрощение. Князь Андрей и Пьер Безухов являются олицетворением идеального героя Толстого, а Наташа стала идеальной, но не идеализированной героиней не только романа, но целого поколения.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» насчитывается свыше пятисот действующих лиц. Государственные деятели и незаметные участники войны, аристократы и простые крестьяне, лучшие люди своего времени и его позор — стяжатели и карьеристы — показаны на страницах романа. Описывая в своем романе жизнь множества людей, Толстой, тем не менее, не воспринимал их как безликую массу: все его герои романа — живые люди, причем настолько, что, читая книгу, мы слышим их голоса, проникаем в их внутренний мир. Великий писатель сумел отобразить неповторимость, своеобразие каждого человека, показал читателю духовные искания героев, их размышления о смысле жизни, наделил каждый персонаж непростой судьбой.
С первых же страниц романа перед читателем предстают главные его герои — князь Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Оба они еще не определили своей роли в жизни, не нашли того дела, которому хотели бы отдать все силы. По мере развития событий мы видим, насколько различны их жизненные пути.
Князь Андрей разочарован в светской жизни, не принесла ему счастья и женитьба на маленькой княгине. Единственное его стремление, без которого он не видит смысла жить,— слава. Он завидует Наполеону, мечтая о своем «Тулоне», «Аркольском мосте». Ради осуществления своей мечты он готов пожертвовать самым дорогим: «…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». В момент ранения князя на Аустерлицком поле рушатся все его честолюбивые планы, но это уже не имеет значения: один, покинутый всеми среди поля, он вдруг увидел небо — его величавое спокойствие и торжественность воспринялись князем Андреем как противопоставление людской суетности, незначительности их эгоистичных помыслов. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И именно здесь происходит развенчание его кумира — Наполеона, который казался ему теперь «столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило… между его душой и этим высоким, бесконечным небом…».
После битвы при Аустерлице князь Андрей решил больше никогда не служить на военной службе. Он возвращается домой «с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица». Тяжелым грузом ложится на его плечи смерть жены, все свои помыслы он решает сосредоточить на воспитании сына, убеждая себя, что «это одно» ему и осталось в жизни. Князь Андрей переживает душевный кризис, теперь он осуждает свои ложные стремления к славе и по-другому смотрит на жизнь. С особенной выразительностью Толстой показывает состояние князя Андрея и его мысли, описывая его поездку в рязанские имения. Дорога шла через лес, где все уже зазеленело, и только дуб «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел… видеть ни весны, ни солнца». Этот старый дуб вызвал в князе Андрее целый рой грустных и безнадежных мыслей. Жизнь кончена. Пусть другие поддаются на ее обман. А он будет тихо доживать последние дни, не делая зла другим и ничем не тревожась. Эти мысли он пытается открыть Пьеру Безухову. Однако Пьер придерживается противоположной точки зрения, доказывая Андрею, что полное удовлетворение может принести лишь жизнь, посвященная другим людям. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Меняет жизнь князя Андрея и встреча с Наташей Ростовой, благодаря которой на него снизошло чувство радости и обновления, понимание того, что в 31 год жизнь еще не кончена. И, возвращаясь домой, князь Болконский вновь проезжает мимо старого дуба, но видит его уже другими глазами: «Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно». В это время князь осуждает свою эгоистическую жизнь, оторванность от других людей. «Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!». Таким образом, он переходит сначала к общению с людьми своего круга, а затем обращается и к общенациональной жизни народа.
Наташа вернула князя Андрея к жизни, со всеми ее радостями и волнениями. Под влиянием не испытанного им ранее чувства преобразился его внутренний мир. «Я не могу не любить света…»,— говорит Пьеру князь Андрей, признаваясь в своем счастье. Раскрывая их отношения, писатель показывает нам лучшие стороны души князя. Но чем сильнее чувство любви, тем сильнее боль от ее утраты. Потеряв Наташу, князь Болконский уже боится вспоминать небо Аустерлица, мысли, раскрытые перед ним «бесконечными и светлыми горизонтами». Теперь он поглощен сугубо земными, практическими интересами. Очередная потеря вновь надломила его.
Нравственные искания князя Андрея проходят через взлеты и падения, светлые и темные стороны жизни. Но только так можно постигнуть истинный ее смысл.
Роман «Война и мир» считается одним из великих произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Л. Н. Толстой явил в нем свои таланты гениального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как события государственного масштаба, так и духовные искания отдельно взятой личности. И это притом, что в романе задействовано свыше пятисот действующих лиц. Характеры главных героев раскрыты с такой глубиной, что, читая произведение, не ощущаешь вымышленности персонажей, воспринимаешь их как реальных людей, радуешься и грустишь вместе с ними, сопереживаешь их неудачам и разочарованиям.
Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою героиню, показывая как красоту ее души, так и неблаговидность некоторых поступков, например, увлечение Анатолем Курагиным. Все это вместе являет собой такую гармонию, что осмысливание этого образа не вызывает ничего, кроме положительных эмоций.
Наташа предстает перед нами пятнадцатилетней девочкой — некрасивым, несформировавшимся подростком: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…». Писатель намеренно подчеркивает ее детскую некрасивость, чтобы полнее передать богатство внутреннего мира Наташи.
С первых же минут появления на страницах книги Наташи Ростовой мы попадаем под власть ее обаяния, непосредственности и искренности — качеств, которых, как мы видим впоследствии, она не утратила и по прошествии времени.
Князь Андрей, впервые встретившись с девушкой в Отрадном и невольно став свидетелем ее ночных откровений, завидует умению Наташи быть «бездумно» счастливой, отдаваться жизни сполна. Следуя своей интуиции, она живет «умом сердца», делающим ее и людей, ее окружающих, счастливыми.
Трогательность образа особенно выразительна при описании первого бала Наташи, выделявшейся среди всех своей наивной чистотой, искренним волнением, ожиданием чуда, что делало ее некрасивое лицо одухотворенным и прекрасным. Именно на бале зародилось светлое чувство любви между ней и князем Андреем, которого «вино ее прелести» сделало «ожившим и помолодевшим».
В минуты смертельной опасности, нависшей над страной, Наташа проявляет самые лучшие свои качества, отдав подводы, предназначенные для перевозки домашнего скарба, раненым.
Сострадание и милосердие — составляющие образа этой девушки. Именно эти черты присущи русским женщинам. Наташа, как никто другой в романе, умеет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отдавая всю себя без остатка. Так же искренне она предается безутешному отчаянию. Стоит только вспомнить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам…». Она — сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили ее душу, а укрепили ее. Толстой сделал свою героиню счастливой в семейной жизни с Пьером Безуховым. Эти персонажи на редкость дополняют друг друга, создавая общее ощущение гармонии.
Образ Наташи Ростовой прошел через время, и по сей день вызывает искреннее восхищение, являясь эталоном женственности.
Наташа Ростова — одна из самых любимых героинь Л. Н. Толстого. Образ ее многогранен. Раскрывая его, писатель ставил своей целью показать всю красоту и неординарность души Наташи, богатство ее внутреннего мира. В контексте романа о «войне народной» Толстой акцентировал в своем женском идеале именно черту народности, показывая истинно русский характер Наташи. Она воспитывалась в семье, для которой характерна была близость к народу, к природе. Выросшая в простоте, девочка «умела понять все то, что было… во всяком русском человеке». Особенно ярко народность характера Наташи проявляется в гостях у дядюшки.
В первых же слов описания двора и дома хозяина мы попадаем в простой, трогательный, истинно русский мир. Простодушная дворня удивлена видом женщины верхом на коне: «…Многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания…». Такие естественные проявления чувств и эмоций резко контрастируют с этикетом, принятым в светских салонах на французский манер. В связи с этим хочется отметить, что почти все диалоги представителей высшего света писатель дает на французском языке, что создает атмосферу некоторой неуютности, холодности. В то время как для народного бытописания он использовал живой, образный язык.
Так же естественно в своей легкой неприбранности и жилье дядюшки: «…не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен…». Несколько раз писатель упоминает о запахах, присущих этому жилищу: «в сенях пахло свежими яблоками… », «в кабинете слышался сильный запах табаку и собак ».
Толстой противопоставляет жизнь поместного дворянства, естественного в своих проявлениях, близкого к простому народу, полной условностей и напыщенности жизни высокомерного светского общества. Видим мы это и из сцены появления переодетого дядюшки: «…этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном,— был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков».
Примечательно и настроение героев, которых охватило беспричинное веселье, что, опять же, правилами высшего общества не поощряется.
Мастерски сумел передать Толстой и особую прелесть настоящей русской красавицы Анисьи Федоровны: «…толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными румяными губами». И все, чего касались ее руки, «отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой». По-крестьянски просты и блюда, поданные гостям: «травник, наливки, грибки, лепешечки… сотовый мед… яблоки, орехи…».
Наташа, глубоко тронутая, увиденным, все пытается разбудить Петю — ей хочется поделиться своей радостью со всеми. И эти черты характера героини — непосредственность, жизнелюбие — подчеркиваются на протяжении всего повествования.
Очень кратко, но емко описывается жизнь дядюшки, который «имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака», пользующегося уважением во всей округе. И опять невольно вспоминаются напыщенные, честолюбивые представители светского общества — стяжатели и карьеристы в большинстве своем.
Мила привычка дядюшки — слушать после охоты игру дворового Митьки на балалайке. Писатель тонко подметил, как Николай Ростов, тяготеющий к высшему свету, похвалил игру Митьки «с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». А Наташе «эта песня казалась… в эту минуту верхом музыкальной прелести». И уже абсолютный восторг у всех вызвала игра самого дядюшки на гитаре: «запел в душе у Николая и Наташи мотив песни» (русской песни!). «Анисья Федоровна закраснелась», а взгляд самого дядюшки, грубоватого по сути своей мужчины, стал «вдохновенным». Впечатлительная Наташа решает оставить игру на арфе и учиться играть на гитаре. Ее пленила манера пения дядюшки, который «пел так, как поет народ», оттого его напев и был так хорош. И, конечно, кульминационным моментом этого эпизода является русский народный танец в исполнении Наташи. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала… этот дух, откуда взяла она эти приемы,., те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские…»
Лев Толстой восхищается своей героиней, многогранностью ее самобытного характера, отсутствием в ней фальши, наигранности. Она — сама искренность, непосредственность, истинная дочь своего народа. Это восхищение передается и читателю, мы вместе с автором любуемся Наташей, чей образ так ярко раскрыл великий писатель.
На страницах романа «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает патриотизм народных масс, противопоставляя ему полное равнодушие к судьбе своей страны и народа представителей высшего света. Война не изменила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, которая шла по-старому, была насыщена сложной борьбой различных партий, заглушаемой, «как всегда, трубением придворных трутней». «…И из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ».
Толстой разоблачает крикливый патриотизм «растопчинских афишек», написанных псевдонародным языком, лжепатриотизм петербургских салонов, посетители которых, воспитанные на французской культуре и утерявшие свой национальный облик, в связи с войной срочно решили не ездить во французский театр, отказаться от французской кухни и перейти на русские щи.
Светское общество было далеко от осмысления угрозы, нависшей над Россией, оно продолжало жить собственными мелкими интересами: все та же борьба за власть и деньги, все те же интриги и легкий флирт.
Писатель создает яркую картину заседания в Слободском дворце, где «подслеповатые, беззубые, плешивые» старики-дворяне, далекие от политической жизни, оторванные от народа, по-настоящему не осведомленные о состоянии дел, были призваны спасать отечество. Ораторы же из молодых дворян упивались собственным красноречием. Все это очень не похоже на подлинный политический порыв.
Но были среди дворян и настоящие патриоты, такие как старик Болконский, энергично собирающий ополчение для борьбы с французами. Его разбивает паралич. Умирающий, он рыдает, оплакивая погибель России.
Основная мысль Толстого заключается в том, что близость к народу обогащает, наполняет содержанием духовную жизнь. В то время как отдаленность дворянского сословия от народных масс свидетельствует о скудности души его представителей, об отсутствии моральных принципов. Чаще всего это лживые и насквозь фальшивые придворные типа князя Василия или карьеристы вроде Бориса Друбецкого, желающего «устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии», или особо неприятные персоны лифляндских немцев наподобие Берга, который в минуту всеобщего горя не упускает возможности поживиться и занят покупкой шифоньерки и туалета «с аглицким секретом».
Истинных патриотов, близких к народу, мы видим в лице Пьера, князя Андрея, Наташи. «Народная война» 1812 года несла в себе огромную силу, способствующую очищению и нравственному перерождению любимых героев Толстого, благодаря чему они расстались с сословными предрассудками, стали человечнее и благороднее. Князь Андрей, оставив свою гордыню, сблизился с простыми солдатами, понял, что главное предназначение человека состоит в служении родине, народу. Смерть обрывает его духовные искания, но сын Николенька продолжает благое дело своего отца. Нравственное обновление Пьера тоже происходит через сближение с солдатами. Показывая эволюцию этого героя, Толстой описал его увлечение европейской политикой, масонством, благотворительностью, философией. Но ничто не дало ему такого морального удовлетворения, как обретенная через общение с простым народом истина, что цель жизни — в самой жизни: «Пока есть жизнь, есть и счастье».
Многих героев романа война приблизила к основам общенационального единства, приобщила к мыслям и чувствам общегосударственного масштаба, благодаря чему они открыли в своей душе новый мир, обрели свежие, облагораживающие силы.
Примечательна в этом отношении сцена отъезда Ростовых из Москвы, прекрасна Наташа, в патриотическом порыве принявшая решение вывезти раненых на семейных подводах, оставив на поругание врага домашнее имущество.
Говоря об истинном и ложном патриотизме, нельзя не отметить разоблачение писателем «русского патриотизма» немцев. Это, как уже было сказано, и низкое поведение Берга, и презрительные слова Наташи, произнесенные в ответ на распоряжение матери не разгружать подвод для раненых: «…По-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю. Разве мы немцы какие-нибудь?..» И в других эпизодах присутствует обличение тупого солдафонства немцев, состоящих на русской службе, отмечается их презрительное и высокомерное отношение к людям, стране, в которой они живут. И в этом не только отражение горячих патриотических чувств Толстого, но и страстная борьба за основы русской национальной культуры, ее традиций, переживания за влияние на нее иностранных веяний, ослабляющих сознательность определенных слоев общества, несущих в себе разрушительную силу. Ведь только знание своих истоков, истории культуры страны и ее народа делает человека истинным патриотом своей родины.
В романе «Война и мир» мы видим описание жизни и деятельности большого количества людей, но лишь немногие из них проходят путь своего нравственного роста, духовной эволюции. К таким героям принадлежит любимый персонаж Толстого Пьер Безухов, чей жизненный путь был сложен и труден, полон разочарований, потерь, но, вместе с тем и открытий, обретений истинных ценностей человеческих.
Выросший за границей, незаконный сын видного екатерининского вельможи, он привез в Россию усвоенные им свободолюбивые идеи французских просветителей, которые не имеют ничего общего с русской действительностью. Оттого в отношении к нему светского общества сквозит недоверие и настороженность, которые лишь усиливаются при каждом проступке наивного, непосредственного Пьера. В жизни каждого человека имеют место свои ошибки и заблуждения. Молодой граф Безухов, не видя цели в жизни, предаётся кутежам и бесчинствам в кружках Ку-рагина и Долохова, идет на поводу у плотских желаний и не сопротивляется ловко обустроенной князем Василием женитьбе на красавице Элен. Этот брак по расчету стал причиной глубочайших разочарований Пьера, усилив его смятение. Граф осознает всю бессмысленность своего существования, лишенного идеалов, веры, надежды. И начинается мучительный поиск того, что могло бы стать смыслом жизни, дать новые силы. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? », — спрашивает себя Пьер и не находит ответы на эти вопросы. В таком состоянии душевного смятения он вступил в одну из масонских лож. В религиозно-мистических откровениях масонов Безухова заинтересовала их заповедь о надобности «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». Будучи человеком увлекающимся, Пьер активно включается в новую для него деятельность. Он создает проект преобразования ордена масонов, где призывает к деятельности во благо человека, вносит предложения о практической помощи ближнему. Встретив протест со стороны членов масонской ложи, Безухов понимает, что истинные взгляды масонов на жизнь расходятся с теми, что они высказывают на, проповедях. И здесь, как в светском обществе, от которого он бежал, преследуются те же цели наживы, карьеризма и собственной выгоды во всем.
Как почти любого человека его времени, Пьера Безухова интересовал образ Наполеона — сильного человека, непобедимого полководца, идущего напролом. Но Отечественная война 1812 года становится этапом переосмысления взглядов и убеждений графа. Он видит, что его кумир — эгоистичный деспот, проливающий кровь миллионов людей ради утверждения своего мирового господства.
Решающее значение в формировании взглядов Пьера сыграло сближение его с народом, с русскими солдатами. Он восхищается их мужеством, безоглядной смелостью, истинным патриотизмом, живущим в их душах. Находясь под впечатлением от увиденного героизма русских людей, Безухов принимает решение участвовать в Бородинском сражении.
Весьма показательно описание пейзажа Бородинского поля перед началом битвы — «крепительная свежесть утреннего заморозка», «волшебно-хрустальный блеск», и даже неприглядные картины в этой атмосфере казались «чем-то успокоительно-прекрасным». По своему обыкновению, Толстой раскрывает настроение героя через восприятие им красоты и величественности природы. Именно картина пейзажа помогает Пьеру осознать величие и значительность происходящего.
Переломным этапом в судьбе Пьера Безухова становится встреча его с Платоном Каратаевым, который показался Пьеру олицетворением духа простоты и правды, что для Безухова, в этот момент особенно желающего цельности и гармонии в своей жизни, явилось откровением. «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу… для других, только теперь понял счастье своей жизни». По словам Наташи Ростовой, увидевшей Пьера после долгой разлуки, «он сделался какой-то чистый,., свежий; точно из бани… морально из бани».
Пьер не стал приверженцем непротивленческой философии Каратаева, но общение с ним послужило толчком для дальнейшего нравственного развития героя. Он находит свой путь нравственного обновления как себя, так и общества, погрязшего в пороке и зле. Выйти из духовного кризиса человеку, стране, по мысли Пьера, помогут единые усилия честных людей: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».
Даже счастливая семейная жизнь с Наташей Ростовой не останавливает деятельность Пьера на благо общества. Он верит в возрождение России, верит в силу народную. И видит смысл жизни только в беззаветном служении отчизне, своему народу.
Это о нем и о таких, как он, Толстой сказал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие— душевная подлость».
Осмысливая исторические преобразования российской действительности, Толстой осуждал революционные методы переустройства общества, которые ставили своей целью искоренение «рабьей» психологии русского народа. Революционные демократы стремились к пробуждению гражданской активности крестьянства, призывая его на борьбу против угнетения и эксплуатации. В понимании же Толстого, русский патриархальный мужик воплощал в себе высший нравственный идеал, являлся вполне законченным цельным образом, живущим в полном соответствии с законами природы. Исходя из этого, Толстой считал, что интеллигенция не может повлиять на развитие простого человека, а должна сама взять на вооружение основы его «нравственной жизни», опроститься. Опираясь на эти мысли, писатель создал в своем романе образ Платона Каратаева, в котором идеализировал отсталость, забитость, бесплодную мечтательность, незлобивость и всепрощение. По словам М. Горького, в Каратаеве воплощены представления Толстого о мужике «как человеке кротком, осужденным на муки и терпение ради бога».
Жизнь Каратаева сама по себе не имела определенного смысла, так как являла собой ничтожную частицу стихийной «роевой» жизни, в которой человек бессилен что-либо изменить. Человек — творение божье, поэтому все в жизни надо принимать как должное: горе, нищету, лишение свободы. Рабская покорность судьбе, ее слепым законам, непротивление воле божьей — вот что является основным и определяющим в жизни Платона. Он не приемлет разумного подхода к решению жизненно важных вопросов, «не нашим умом, а божьим судом» решается все на этой земле, полагает Каратаев. Он равнодушен к проявлениям добра или зла, отрешившись от всех проблем, волнующих живого человека. В образе этого героя Толстой реализовал свой давний замысел человека, который «не сам живет, а бог водит».
Примечателен внешний облик героя: «круглые спорые движения», в которых было «что-то приятное успокоительное». Автор постоянно обращает внимание читателя на «круглое» начало Каратаева: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают портрет «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка».
Каратаев находится уже в довольно зрелом возрасте, но в разговорах и поведении этого бывалого солдата Апшеронского полка нельзя увидеть никаких напоминании о былых походах, совершавшихся под предводительством Суворова. Длительное пребывание в армии не нашло ни внешнего, ни внутреннего отражения. Попав в плен, он быстро вернулся к прежнему, крестьянскому, народному складу». Каратаев и перед читателем впервые предстает будучи военнопленным. Да и трудно представить его бравым солдатом с оружием в руках.
Он всегда ровно спокоен, и оживляется лишь когда рассказывает свою любимую историю о купце который «безвинно напрасно страдал» и в конце своей жизни сумел простить виновника своего многолетнего пребывания на каторге, чем в свою очередь, пробудил в преступнике раскаяние. Христианское прощение своих обидчиков – вот к чему призывает Платон Каратаев.
Образ этого героя показан автором через восприятие его Пьером Безуховым, который в этот период своей жизни особенно желал обрести гармонию и цельность своего существования. И в Каратаеве он увидел именно то, что искал. Не случайно Толстой отмечает, что Платон показался Пьеру воплощением духа простоты и правды. Но, несмотря на данное влияние, Каратаев не играл решающей роли в судьбе Безухова. Он лишь послужил опорой для графа в трудный период его жизни, дал импульс к дальнейшему самосовершенствованию. Получив определенное представление о «мужике» и его извечных «добродетелях», Пьер не стал мужиком, не отказался от дворянской культуры, хотя и «много попростел».
Образ Платона Каратаева довольно символичен, ведь шар традиционно считается символом совершенства форм, их завершенности. И Каратаев «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Единственное удовлетворение жизнью Платон Каратаев находит в радостном ощущении объединения с миром. Он не имел «привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер», но «любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь». Это глубокое христианское чувство составляло суть души Платона, суть народной души.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватнической французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную
идею произведения, писатель говорил, что основное в нем — «мысль народная».
Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Родину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.
Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намеренно избегает героизации образа полководца.
Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продвижение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец — не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план действий, который лишь нужно претворить в жизнь.
В основном у Кутузова лишь одна забота — поддержать дух войска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он произносит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героизации Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.