Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
Лекция по литературе в 9 классе «Классицизм как ведущее направление в литературе XVIII века».
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Блохина Елена Викторовна
Классицизм как ведущее направление в литературе XVIII века
Русская поэзия XVIII века была одушевлена
пафосом эпохи – пафосом созидания.
О.А. Проскурин
1 января 1700 г. по указу Петра I неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.
А.Н. Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны – «мудрым». Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества – с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России – с другой.
Основным литературным направлением XVIII – начала XIX в. , одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.
Главная задача классицизма — создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства – долгу.
Черты:
культ разума;
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
подчеркивается объективность повествования;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике;
строгая иерархия жанров:
а) высокие
В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи.
Трагедия, эпопея, ода.
б) низкие
В них осваивается повседневная жизнь обычных людей.
Комедия, сатира, басня.
Смешение высокого и низкого не допускается. Ведущий жанр – трагедия.
В драматургии господствовало требование трех единств:
места (должно было быть одно место действия);
времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);
действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега.
Русский классицизм пережил три периода:
30-50 –е гг. XVIII в.
Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и
науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С. Пушкина.
60-е гг. – конец XVIII в.
На первый план выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
конец XVIII в. – начало XIX в.
Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность, сатирическая направленность (активное развитие низких жанров), преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина и др.), преимущественное развитие жанров оды (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин) и поэмы (М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский).
Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
Басня – короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением.
Идиллия – практически не развивалась.
| М.М. Херасков «Чесменский бой», В.К. Тредиаковский «Феоптия»
Басни А.П. Сумарокова, И.Н. Хемницера, И.Н. Дмитриева | |
Лирика | Ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.
Сатира – обличительный жанр лирики.
| Оды М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина
А.Д. Кантемир, Г.Р. Державин
|
Трагедия – драматургический жанр, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал (действующие лица – герои). Наиболее характерный конфликт для классицизма – конфликт долга и чести. Героический пафос.
Комедия – произведение, противопоставленное трагедии: в нем действуют представители низших сословий; характеры, ситуации и действия представляются в смешной форме; предопределен счастливый финал.
Комическая опера – основана на смешном недоразумении.
| А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец», Я.Б. Княжнин «Вадим»
Д.Н. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль» |
Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге – дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова.
Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.
Поэт – носитель общенационального сознания, выразитель мыслей и чувств эпохи.
Лирический беспорядок — похвалы определенному лицу, нравоучительные рассуждения, предсказания, исторические и мифологические образы, обращение поэта к природе, музам.
Ода напоминала ораторскую речь.
Построение:
Приступ (введение темы)
Рассуждение, где тема развивалась с помощью примеров-образов
Краткое, но эмоциональное заключение.
Доводы в пользу главной мысли располагались так, чтобы сильные были впереди, которые послабее – в середине, а самые сильные в конце.
В оде соединялись два мотива: 1) похвала «лицу», в котором автор видел национального
героя;
2) авторское рассуждение.
Главной в оде оставалась личность поэта, с его отношением к общим вопросам современной жизни, с его раздумьями о судьбах наций и страны. Описание самого события допускалось лишь как вспомогательный элемент.
Создавались по случаю каких-либо знаменательных событий, в первую очередь военных побед. (Пример «Ода на взятие Хотина»).
Методические рекомендации при изучении «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»
— Как показан мир во вступлении? «Возлюбленная тишина». «Блаженство сёл». «Градов ограда». «Коль ты полезна и красна!» За мир Ломоносов хвалит Елисавету. I – VI строфы Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды. Она в утверждении «пользы наук», в необходимости для Российского просвещения. Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды. | |
| Тематически ода распадается на несколько частей. |
Петр I – излюбленный герой автора. Он прославляет дела Петра I, направленные на благо страны. | VII – XI строфы Первым, кто «призывает» божественные науки на русскую землю, был Петр I. Ему посвящает поэт несколько строф, изображая национальным героем, прославившим Россию победами на суше и на море. В полях кровавый Марс страшился. Свой меч в Петровых зря руках, … — Как называет Ломоносов Петра I? («Человек, каков неслыхан был от века»). — Какие мифологические герои введены в строфы, посвященные Петру I? — Почему Марс? Нептун? — Как Ломоносов говорит о распространении науки Петром I? — Какой использует прием, говоря о науке? (метафора – «В Россию простирали руки…») — За что Ломоносов называет Петра I «бессмертия достойный муж»? |
Елизавета – продолжательница великих дел отца, у Ломоносова покровительница просвещения и наук.
| XII – XIV строфы В Елизавете, которой посвящена ода, поэт хочет видеть преемницу дел ее великого отца. — С каким призывом обращается Ломоносов к Елизавете? (Направить щедроты на процветание своей державы, поощрить развитие наук: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки…) |
Россия. Дается величественная картина страны, огромной и обладающей великими природными ресурсами.
| XV – XXI строфы — Как показаны богатства России? Безграничны просторы России, разнообразен ее климат, несметны богатства. И всюду скрыты сокровища, «какими хвалится Индия» Все богатства нужно обратить на пользу народа – это задача науки и ученых. — Какие мифологические боги названы? — Почему Плутон? Минерва? — Найти метафоры. |
Наука. Освоение недр требует «искусства утвержденных рук». Только появление образованных людей может привести Россию к процветанию и богатству. Призыв к российской молодежи показать своими трудами, что русский народ богат талантами. | XXII строфа — С каким советом обращается автор к русским ученым? — Какие имена ученых называет Ломоносов? — Докажите, что Ломоносов утверждает: русский народ талантлив. — Найдите слова высокого штиля? (благословенны, ободренны, раченьем). |
Гимн науке. Выражает взгляд Ломоносова на науку и ее место в жизни человека. | XXIII строфа. Это отношение к науке Ломоносов сохранит до конца жизни. Уже будучи больным, он продолжает «заботиться об отправке за границу русских студентов, окончивших университетский курс». Ему принадлежит разработка устава Московского университета, принимавшего в число студентов не только детей дворян, но и сыновей свободных от крепостной неволи крестьян. |
Заключение. Восхищение тишиной, мирной жизнью.
| XXIV строфа.
|
Какова главная тема оды?
Как это показано через 2 мотива?
Какие методы «лирического беспорядка» использует Ломоносов?
Как строится ода?
Две основных проблемы оды:
Какая задача стоит перед просвещенным Какую задачу ставит Отечество
монархом? перед передовыми людьми?
Внешняя – внутренняя политика носит Служение Отечеству, учение.
гуманный аспект; укреплять авторитет,
экономику, науку.
Ода – гимн Родине, миру, науке.
Литература
Леонов С. А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.
Крупчанова, Л. М. Введение в литературоведение: учеб. для вузов. — М. : ОНИКС, 2007.
П. А. История русской литературы XVIII века: учеб. для ун-тов. — М. : Высшая школа, 1991.
Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., Просвещение, 1972.
Г. И. Беленький “Изучение теории литературы в средней школе”. М., 1983 г.
Г. Н. Поспелов “Теория литературы в школьном изучении”
М. Мещерякова. “Литература в таблицах и схемах”. “Айрис — пресс”, 2000 г.
И. В. Золотарева “Поурочные разработки по русской литературе 9 класс. М. “Вако”,2002 г.
В. Г. Маранцман “Литература 9” М. “Просвещение” 1994 г.
И. И. Аркин “Уроки литературы в 9 классе” М. “Просвещение” 2001 г.