«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев «Две лягушки».
Цель: учить различать народные и авторские сказки (слайд 1).
Задачи:
Формировать умение осмысленного чтения.
Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.
Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.
Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.
Оборудование: учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. 1ч., 2012г., ЭП к учебнику, презентация, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации к сказкам, выставка книг.
Ход урока.
Деятельность учителя | Примечание | |
1. Орг. момент | Цель: концентрация внимания учащихся. — Здравствуйте, ребята. — Проверьте, все ли готовы к уроку, у всех ли есть учебник: Пусть сказки друзьями заходят в дома. Читать будем их, набираться ума. Сказка верный друг детей, С ней живется веселей (слайд 3) -Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? |
|
2.Актуализаци опорных знаний
| Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала; учить различать народные и авторские. — Давайте прочитаем девиз нашего урока. «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!». (слайд 4) — Догадались? Правильно, о сказке. Скажите, какие бывают сказки? Назовите народные сказки. Назовите авторские сказки. А чем различаются авторские и народные сказки? — Найдите лишнюю фразу среди данных (слайд 5): Книжный шкаф …… Жили – были ….. По щучьему веленью …… Научная конференция…… Я там был мед пиво пил ….. Тяжел камень …… — Что объединяет эти все фразы? — Скажите, с каких слов обычно начинается сказка? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве). А как называется эта часть сказки? (зачин). (слайд 6) Какими словами сказка обычно заканчивается? (я там был, жили они долго и счастливо, стали они жить поживать и добра наживать). А как называется эта часть сказки? (концовка). (слайд 6) — А между зачином и концовкой что находится? (основная часть). (слайд 6) — Это основные этапы сказки. |
Ребенок читает на слайде девиз урока.
Коллективная работа |
Физкультминутка | — Ребята, давайте немного отдохнем. | Электронное приложение. |
3.Изучение нового учебного материала.
| Цель: формировать осмысленное чтение, умение анализировать жизненные ситуации и умение найти выходы из этой ситуации. -Скажите, чем отличается сказка от других жанров произведений? (волшебством, чудом, волшебными предметами). Какую функцию выполняют волшебные предметы? -А в каких ситуациях человеку нужна помощь? А вы были в таких ситуациях? — В каких произведениях герои попадали в беду и кто им помогал? — Я не случайно заговорила с вами об этом. Сегодня мы познакомимся с произведениями, в которых герои попадают в сложную ситуацию. И посмотрим, как они из нее будут выходить. Сказка называется «Лиса, заяц и петух». Выскажите предположение, кто из трех героев может попасть в беду и почему. — Давайте посмотрим, как все происходило на самом деле. -Послушайте внимательно сказку. (Аудиозапись). — Понравилась ли вам сказка? — Оправдались ли наши предположения? — Кто из героев вам понравился больше? Почему? — А теперь прочитайте сказку в полголоса. — Какие непонятные слова вам встретились? (заулочкам). А где мы можем узнать его значение? (в словаре на стр.92). (работа с информацией). — Какие герои нам встретились в сказке? — Давайте проследим, кого на протяжении всей сказки встречал зайчик. Найдем их разговор в сказке. (работа с книгой). С каких слов начинается их разговор? Чем заканчивается эта встреча? — Кого встретил зайчик следующим? Найдите их разговор. С каких слов начинается? Чем заканчивается? — (слайд 7) Давайте найдем качество каждого героя: Заяц — беззащитный; Лиса – хитрая; Петушок – смелый; Собаки – пугливые (трусливые); Медведь – трусливый. — Посмотрите, какому диалогу соответствует каждое качество? Найдите моменты в сказке, где герои проявили эти качества. — Что можно сказать о зайце? О лисе? — Почему лиса испугалась? — Кто оказался настоящим другом зайчика? Почему? — Скажите, какими качествами должен обладать настоящий друг? — Ребята, а у вас есть настоящие друзья? Почему вы так считаете? -Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? — Ребята, а какой мы можем дать совет зайчику? (слайд 8) («не падай духом»). |
Используется метод беседы, который поможет подготовить детей к восприятию материала и настроить на учебную деятельность.
Учитель опирается на знание детьми ранее изученных сказок.
Развивается умение внимательно слушать.
Дети читают в полголоса. (жужжащее чтение).
|
Физкультминутка | — Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем. | Электронное приложение. |
4.Закрепление изученного материала. | Цель: формировать умение соотносить характеры персонажей сказки с характерами людей. — Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам на страницах учебника. Какими словами из сказки можно подписать рисунок. (работа с иллюстрацией). -Давайте представим, что мы актеры и попробуем сыграть героев на сцене. -Давайте вспомним, как говорят герои. Как передадим их характер? — С какой интонацией надо произносить их реплики? -Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание, во что бы то ни стало помочь зайчику. -Опишите выражение лица героев, одежду. Какие вы используете краски, чтобы передать настроение героев? -А теперь послушайте другую сказку Л.Пантелеева «Две лягушки». По названию сказки можно догадаться о ком будет речь? Что будет происходить в сказке? (аудиозапись). -Расскажите, что приключилось с лягушками. Как они попали в горшок со сметаной? -Сравните, как вела себя каждая лягушка. Кто из них тебе больше понравился? Почему? -Скажите, чем эти сказки похожи, а чем отличаются? -Скажите, какая мысль их объединяет? |
Работа с иллюстрацией.
Используется метод словесного рисования.
Используется метод драматизации.
|
5. Рефлексия | Цель: проверка умения учащимися осмысливать содержание сказок и выделять главную мысль. — А вы попадали в похожую трудную ситуацию? Какие качества вы проявляли? — Скажите, какой совет мы можем дать всем, кто попадает в беду? |
|
6.Задание на дом. | Цель: пробуждать у учащихся интерес к сказкам. — Нарисуйте иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду сказки и объясните, почему вы выбрали этот момент. |
|
Используемая литература:
[1] Климанова Л. Ф. Уроки чтения : 1 кл. : метод. пособие к учеб. «Литературное чтение. 1 класс» / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2008.—94 c.
[2] Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. 1ч., 2012г.
[3] https://hdvideocom.allalla.com/dve-lyagushki-panteleev-aleksey.html
[4] https://prochtu.ru