Литературная игра «Классики» по повести А.И.Солженицына «Раковый корпус»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Удомля Тверской области









Литературная игра «Классики»

по повести А.И.Солженицына «Раковый корпус»














Подготовила: Плотникова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы









Удомля, 2011

Предлагаю Вашему вниманию литературную игру «Классики» по повести А.И.Солженицына «Раковый корпус». Мы проводим игру как внеклассное мероприятие в 10 классе после изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Вопросы для игры составлены таким образом, чтобы проверить не только знание текста, но и его понимание. И в вопросе, и в правильном ответе, озвучиваемом ведущим, максимально используется авторское слово. Это принципиально, так как детям свойственно сюжетное прочтение книги, а важно научить их быть внимательными к деталям. Да и творчество А.И.Солженицына больше рассматривается пока в идеологическом, политическом разрезе, и так мало обращают внимания на удивительный язык его произведений: точный, поэтичный, ироничный, глубинно русский. Итогом становится письменная работа «Чем жив человек?», предлагающая задуматься над этим вопросом вместе с Л.Н.Толстым и А.И.Солженицыным.


Правила игры

  1. Игра проходит в 5 туров: четыре промежуточных и финальный. В каждом отдельном туре участвует 4 человека. В финал выходят победители промежуточных туров.

  2. Игра состоит из 80 вопросов, проверяющих знание и понимание текста. Они составляются таким образом, чтобы и в вопросе, и в правильном ответе максимально звучал авторский текст.

  3. Вопросы объединены тематически под определенной номинацией. Темы объявляются заранее. В каждом туре разыгрывается 4 темы.

  4. В начале игры проходит жеребьевка: участники достают из мешочка магнит определенного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), который становится их битой на протяжении игры.

  5. Игровое поле расчерчивается на доске и выглядит так:



















Каждый столбец – определенная тема. Например:

  • 1 столбец «Слуга народа»

  • 2 столбец «Люди и лица»

  • 3 столбец «Великая сила искусства»

  • 4 столбец «Цветы и цвета»

  1. Ходы осуществляются поочередно по следующей схеме:

1 ход: красный, синий, желтый, зеленый

2 ход: синий, желтый, зеленый, красный

3 ход: желтый, зеленый, красный, синий

4 ход: синий, желтый, зеленый, красный

Участник сам определяет тему вопроса, установив биту в соответствующий квадрат. Схема ходов ставит участников в равные условия. В случае правильного ответа бита остается в квадрате. В случае неудачи игрок возвращается на исходную позицию.

  1. Победителем становится игрок, быстрее остальных ответивший правильно на 4 вопроса и попавший в «дом».

  2. Организацией игрового процесса занимается ведущий. Он проводит жеребьевку, зачитывает вопрос, определяет полноту и правильность ответа и принимает решение, засчитывается ли данный ответ.

  3. Если игрок не дает правильного ответа, вопрос переходит к зрителям. По итогам игры со зрителями определяется «Победитель игры среди зрителей» или же зритель, давший 4 правильных ответа, становится участником финала.

  4. Номинации для игры по повести А.И.Солженицына «Раковый корпус»:

    I тур

    II тур

    III тур

    IVтур

    Финал

    Люди и лица

    Путем Иуды

    Люди и лица

    Дело врачей

    Цветы и цвета

    Что в имени тебе моем

    Отголоски недавней войны

    Без пословицы речь не молвится

    Хоть горшком назови, только в печь не сажай

    Широка страна моя родная

    Слуга народа

    Люди в белых халатах

    Все для трудящихся

    По ту сторону жизни

    Для чего жив человек

    Великая сила искусства

    Человек собаке друг

    Люди и книги

    Мудрые мысли веков

    Lingua Latina

  5. Для оформления игры используется Презентация Microsoft Power Point (Комментарий прилагается) и портрет А.И.Солженицына.

I тур

Люди и лица

  1. Сидел курчавый Халмухамедов. У него был вид как будто с иллюстраций к путешествиям капитана Кука, будто он только что вышел из джунглей: дремучие поросли сплелись на его голове, черно-угольные вкрапины отмечали бронзовое лицо, в дико-радостной улыбке открывались крупные белые зубы и лишь не было – но очень не хватало…

Продолжите фразу. (… кольца в носу).

  1. Вадим знал за собой, что немного похож на Лермонтова: такой же невысокий, смоляной, стройный, легкий, с маленькими руками, только… Продолжите фразу. (… без усов)

  2. Узнайте по приметам: Не обрадуешься такому соседству: морда у него была бандитская. Так он выглядел, наверно, от шрама (начинался шрам близ угла рта и переходил по низу левой щеки почти на шею); а может быть от непричёсанных дыбливых чёрных волос, торчавших и вверх и вбок; а может вообще от грубого жёсткого выражения. (Костоглотов глазами Русанова)

  3. Узнайте по приметам: Ни улыбки, ни привета не излучало ее смуглое иконописное лицо. Высокая, худая и плоская, она ждала его, как солдат, и сразу же пошла верхним вестибюлем, показывая, куда. (Сестра Мария)

Что в имени тебе моем?

  1. Мурсалимов выглядел мудрым стариком, Вадим встречал таких в горах. Один только раз он что-то разошелся и спорил с Ахмаджаном довольно сердито. Вадим попросил перевести – о чем. Оказывается, Мурсалимов сердился на новые придумки с именами, соединение нескольких слов в одно имя. Он утверждал, что …

Что же именно он утверждал? (Существует только сорок истинных имен, оставленных пророком, все другие имена неправильные)

  1. На вопрос Костоглотова «Скажите, как вас в школе звали?» доктор Гангарт ответила: «Вега» – «Вега? В честь звезды? Но Вега – ослепительно белая». – «А я – не ослепительная, но я…

Продолжите за героиню фразу.(ВЕ-ра ГА-нгарт. Вот и все.)

  1. Русанов переживает: «С именами – горе: требования жизни меняются, а имена остаются навсегда. Вот уже и Лаврик обижается на имя. Сейчас-то в школе Лаврик и Лаврик, никто над ним не зубоскалит, но в этом году получать паспорт, и что ж там будет написано?

А действительно, что же там будет написано? (Лаврентий Павлович. Когда-то с умыслом так и рассчитали родители: пусть носит имя министра, несгибаемого сталинского соратника, и во всем походит на него. Но вот уже второй год, как сказать «Лаврентий Павлыч» вслух, пожалуй, поостережешься.)

  1. Зо-я! – нараспев сказал Олег, – Зо-я! А как вы понимаете свое имя?

Что ответила героиня? («Зоя это жизнь!» ответила она четко, как лозунг)

Слуга народа

  1. Русановы любили народ – свой великий народ, и служили этому народу, и готовы были жизнь отдать за народ. Но с годами они все больше терпеть не могли…

Продолжите фразу. (… населения. Этого строптивого, вечно уклоняющегося, упирающегося да еще чего-то требующего себе населения)

  1. Шендяпиных дочка в пединституте чуть не вышла за своего однокурсника, а он – из деревни, мать его – простая колхозница, и надо себе представить квартиру Шендяпиных, их обстановку, и какие ответственные люди у них бывают в гостях – и вдруг бы за столом эта старушка в белом платочке – свекровь! Черт его знает…

Как спасли дочь? (Удалось опорочить жениха по общественной линии)

  1. Что сделал третий секретарь райкома УшТерека, который возжелал сдать экстерном за среднюю школу, но не знал ни одной из математик? (Прокрался ночью к ссыльному учителю и поднес ему шкурку каракуля)

  2. В тестомесильном цехе сперва работал [Русанов], но еще до женитьбы поднялся в фабзавком, и работал по технике безопасности, и по комсомольской линии был брошен на укрепление аппарата совторгслужащих, и еще год был директором фабрично-заводской девятилетки. Но, несмотря на долгую безупречную службу на довольно ответственных местах, он, очевидно, не мог получить мечту своей жизни.

Какую? (Персональную пенсию).

Великая сила искусства

  1. Уже совсем было в комнате серо, и отчетливо светилась зеленоватая шкала приемника. Это была сюита из «Спящей красавицы». Шло адажио, потом «появление Фей». Вега слушала, но не за себя.

Неужели музыку можно слушать за кого-то другого? (Она хотела представить, как должен был это адажио слушать с балкона оперного театра вымокший под дождем, распираемый болью, обреченный на смерть и никогда не видавший счастья человек – Костоглотов)

  1. Сколько росли, всегда видели мальчишки над собой эти густые брови, эти густые усы, устойчивое это лицо, кажется недоступное ни для страха, ни для легкомысленной радости, все чувства которого были сжаты в переблеске бархатных черных глаз.

О чем идет речь? (Три портрета Сталина висели в квартире Зацырко: в кабинете отца, в столовой и в детской.)

  1. На опасение Русанова, что у Аллы может не получиться стать писателем, она бойко отвечает: «Да как может не получиться? Ты наивный. Горький говорил: любой человек может стать писателем! Трудом можно достичь всего! Ну, а в крайнем случае стану детским писателем».

Что служит основой уверенности Аллы Русановой в верности избранного пути? (И фамилия у меня красивая, не буду псевдонима брать. Да и внешние качества у меня для литературы исключительные!)

  1. Новый директор школы Абен Берденов сорвал со стены «Грачей» Саврасова и закинул их за шкаф.

Чем не угодила ему картина? («Там церковь он увидел и счел это религиозной пропагандой»).

II тур

Путем Иуды

  1. Вот хочешь, я скажу тебе, как понимаю: тот, кто идет и сигнализирует – это передовой, сознательный человек! Он движим лучшими чувствами к своему обществу, и народ это ценит и понимает.

Кому принадлежит высказывание? (Але Русановой)

  1. С Родичевым они были когда-то друзья, в одной комсомольской ячейке, квартиру получали вместе от фабрики.

Чем закончилась дружба? (Сперва начали не ладить жены, потом и сами они… Бок о бок с ним жить стало невыносимо и тесно. И дал на него Павел Николаевич такой материал: что в частном разговоре с ним Родичев одобрительно высказывался о деятельности разгромленной Промпартии и намеревался у себя на заводе сколотить группу вредителей. Прямо так он не говорил, но по своему поведению мог говорить и мог намереваться.)

  1. Русанов лежал и вспоминал, что Ельчанских обоих он почти даже любил. Он никакого не имел против них зла. И если пришлось написать на старика, то лишь потому, что просил Чухненко, которому Ельчанский мешал работать. И после посадки мужа Русанов искренне заботился о жене и дочери.

В чем проявилась его забота? (Ожидая ареста, она поручила ему дочь. Но как вышло, что он и на нее написал, — он не мог вспомнить)

  1. Как поплатился Эдуард Христофорович, инженер буржуазного воспитания, назвавший Павла при рабочих дураком? (Сам потом признался, что мечтал реставрировать капитализм)

Отголоски недавней войны

  1. Эта война могла быть какой угодно: справедливой, героической, отечественной, священной, – для Веры Гангарт это была последняя война. Война, на которой вместе с женихом убили и ее. Она так хотела, чтоб ее теперь тоже убили! Она сразу же, бросив институт, хотела идти на фронт. Но…

Продолжите фразу (Как немку ее не взяли)

  1. Русанов не мог упрекнуть себя в трусости. Ему не приходилось бояться! Нет оснований предполагать, что он испугался бы на фронте – просто

Продолжите фразу (на фронт его не взяли как ценного, опытного работника)

  1. Зое было только двадцать три года, однако она уже порядочно видела: запомнила долгую умоисступленную эвакуацию из Смоленска сперва теплушками, потом баржей, потом опять теплушками; и почему-то особенно соседа по теплушке.

Чем так запомнился сосед? (он веревочкой отмерял полоску каждому на нарах и доказывал, что Зоина семья заняла два лишних сантиметра)

  1. Костоглотов усмехнулся: «Что Гитлер – проклятый, это не требует повторных доказательств. Но все же ленинградскую блокаду я на него одного не списываю».

А на кого еще списывает блокаду Ленинграда Костоглотов? (Те, кто были готовы к войне… Кто получал зарплату десятки лет и предусмотрел угловое положение Ленинграда и его оборону. Кто оценил степень будущих бомбардировок и догадался спрятать продовольственные склады под землю. Они-то и задушили мою мать вместе с Гитлером)

Люди в белых халатах

  1. Если бы хирургов сперва пропускали перед больными для показа, а потом давали выбирать, – то многие записывались бы, наверно…

К кому? (…Ко Льву Леонидовичу).

  1. Он явно прислушивался к своему голосу и при каждом жесте и повороте очевидно видел себя со стороны – какой он солидный, авторитетный, образованный и умный человек. В его родном ауле о нем творили легенды, известен он был и в городе, и даже в газете о нем упоминали иногда. Назовите героя. (Низамутдин Бахрамович, главврач)

  2. Но как бы ни знала она отлично, что эти несчастные случаи вместе со случаями неверных диагнозов, поздно принятых или неверно принятых мер, может быть не составят и двух процентов всей ее деятельности, – а излеченные ею, а возвращенные к жизни, а спасенные, а исцеленные ею молодые и старые, женщины и мужчины, ходят по пашне, по траве, по асфальту, летают по воздуху, лазят по столбам, убирают хлопок, метут улицы, стоят за прилавками, сидят в кабинетах или в чайханах, служат в армии и во флоте, и их тысячи, и не все они забыли ее и не все забудут, – она знала также, что сама она скорее забудет их всех, свои лучшие случаи, свои труднейшие победы, а до могилы будет помнить тех нескольких, тех немногих горемык, которые попали под колеса. Такова была особенность ее памяти.

Кто такой особенной памятью обладает? (Людмила Афанасьевна Донцова)

  1. Самые-то, самые-то лучшие операции были те, от которых она [Евгения Устиновна] …

Продолжите фразу. (… вообще сумела отказаться! которые она догадалась и сумела заменить, обойти, отсрочить)



Человек собаке друг

  1. Да какая же это порода?? – изумилась Людмила Афанасьевна и первый раз за вечер забыла о себе и своей боли.

Сен-бернар, – поощрительно смотрел Орещенков на пса. – Все бы хорошо, только уши…

Продолжите фразу (слишком длинные, в миску сваливаются).

  1. Узнайте по приметам: лопоухий, черно-бурый; огромный, как медведь. (Жук, пес Николая Ивановича и Елены Александровны Кадминых)

  2. Узнайте по приметам: острый, пронырливый, маленький, весь белый, но с подвижными черными ушками (Тобик, пес Николая Ивановича и Елены Александровны Кадминых)

  3. А в коридоре лежит Джульбарс на коврике. Последний год Павел Николаевич пристрастился сам его по утрам выводить, это и себе полезно. Теперь будет Лаврик выводить. Он любит…

Продолжите фразу («притравит немножко на прохожего, а потом: вы не пугайтесь, я его держу!»)

III тур

Люди и лица

  1. Узнайте по приметам. Он и был вполне здоров – в палате ни на что не жаловался, не имел никакого наружного поражения, щеки были налиты здоровою смуглостью, а по лбу – выложен гладкий чубчик. Парень он был хоть куда, хоть на танцы. (Прошка)

  2. Узнайте по приметам. Неукладистый, с недочесанной угольной головой, большие руки почти не влезали в боковые маленькие карманчики больничной куртки. (Костоглотов)

  3. Узнайте по приметам. Был он крепок в плечах, тверд в ногах и здрав умом. Он не то, что был двужильный, но двухребетный, и после восьми часов мог еще восемь отработать как первую смену. (Ефрем Поддуев)

  4. Узнайте по приметам. Невысока и очень стройна – казалось очень стройной оттого, что у нее подчеркнуто узко сходилось в поясном перехвате. Волосы ее, немодно положенные узлом на затылок, были светлее черных, но и темней темно-русых – те, при которых нам предлагают невразумительное слово «шатенка», а сказать бы: чернорусые – между черными и русыми. (Доктор Гангарт)

Без пословицы речь не молвится

  1. Но сказано: ешь с голоду…

Продолжите (…люби смолоду)

  1. Там, где складывался его [Костоглотова] характер, закон был: нашел – не сказывай…

Продолжите (…облупишь – не показывай.)

  1. Но всегда Костоглотов помнил пословицу своего любимого деда: дурак любит учить, а …

Продолжите (…умный любит учиться)

  1. Ведь нам, больным, врач – как

Продолжите (…паромщик: нужен на час, а там не знай нас)

Все для трудящихся

  1. В продуктовом магазинчике никогда ничего нет, на крыше – гора пустых ящиков от проданного товара, он [Орембаев] премирован за перевыполнение плана и постоянно дремлет у двери магазина. Ему лень взвешивать, лень пересыпать, заворачивать.

Как он ведет торговлю? (Торговля оптовая. Снабдивши всех сильных людей, он дальше намечает, по его мнению, достойных, и тихо предлагает: «Бери ящик макарон — только целый», «бери мешок сахара — только целый»)

  1. Этот дом культуры, куда они пошли с Ритой, был просторный, чистый, хорошо натопленный, мраморные колонны и лестница, высоченные зеркала с бронзовыми обкладками – видишь себя издали – издали, когда идешь или танцуешь, и очень дорогие удобные кресла. Только…

Продолжите фразу (…их держали под чехлами и запрещали в них садиться)

  1. Густая толпа запрудила весь тротуар, так что ее обходили по проезжей части. Олег решил: что-нибудь случилось на улице.

Что же случилось? (Все стояли лицом к широким ступеням и большим дверям и ждали. Костоглотов задрал голову и прочел: «Центральный универмаг». Это было как раз вполне понятно: что-то важное должны были давать)

  1. Многое изменилось в мире – другие моды, другие фонари, другая манера у молодежи, но это было все такое же, сколько он [Костоглотов] помнил себя: в сорок шестом году так было – и в тридцать девятом так было, и так же в тридцать четвертом и в тридцатом то ж.

Что было столь неизменно в российской жизни? (многосуточные вокзальные очереди)

Люди и книги

  1. «Ты ж книг просил, папочка, я тебе книг принесла. Ну вот, «У нас уже утро», «Свет над землей», «Труженики мира», «Горы в цвету», «Молодость с нами», это обязательно, прямо с этого начинай. Тут названия сами поднимают сердце, я уж тебе такие подбирала» – «Это я все сам знаю, – двумя пальцами махнул Павел Николаевич на стопку. – Ты мне чего-нибудь поищи, ладно?»

Каких книг попросил поискать Русанов? (Чувствительных)

  1. Старушка… Та же самая… Прямая и плоскость, параллельные между собой… Если прямая параллельна какой-нибудь прямой, расположенной в плоскости, то она параллельна и самой плоскости… Черт возьми, вот книжечка, Демка! Вот так бы все писали! Толщины никакой, да? А сколько тут напихано!

Что это за книга, о которой с такой любовью отзывается Костоглотов? («Стереометрия» Киселева)

  1. Роль литературы вообще сильно преувеличивают, — рассуждал Вадим.- Превозносят книги, которые того не заслуживают.

Какую книгу приводит Вадим в качестве примера? (Например — «Гаргантюа и Пантагрюэль». Не читавши, думаешь это что-то грандиозное. А прочтешь одна похабщина, потерянное время)

  1. Его сосед, полубандит, хлопнул коркой прочтённой книги и вертел её в своих больших шершавых руках. Наискось по тёмно-синему переплёту и такая же по корешку шла тиснённая золотом и уже потускневшая роспись писателя. Чья это роспись, Павел Николаевич не разобрал, а спрашивать у такого типа не хотелось.

Чья это роспись? Кто автор книги? (Лев Николаевич Толстой)

IVтур

Дело врачей

  1. Меж многих преследований, испытанных Дормидонтом Тихоновичем за свою жизнь: за революционерство в 902-м году (он и посидел тогда недельку в тюрьме с другими студентами); потом за то, что отец его покойный был священник; потом за то, что сам он в первой империалистической войне в царской армии был бригадным врачом… – меж всех этих преследований самое настойчивое и стискивающее было за то, что …

За что? (Орещенков упорно держался своего права вести частную врачебную практику)

  1. Вера Корнильевна … делала вечерний обход. Больной жаловался на плохой сон. Она назначила ему бромурал, но узнав от сестры, что мелка расфасовка, сказала: «Дайте ему два порошка сразу!» Больной взял.

Что сделал больной дальше? (…не выпил порошков (почему два сразу?), не спал ночь, а теперь выспрашивал лаборантку: «Почему ее фамилия Гангарт? Расскажи о ней поподробней. Она отравить меня хотела. Надо ею заняться». Несколько недель Вера Корнильевна ждала, что ею займутся)

  1. Первый хирург, украинец, который назначил Костоглотову операцию и подготовил его к ней…

Продолжите фразу (…был взят на этап в самую ночь под операцию)

  1. Ведь всякая травля, однажды кликнутая, – она не лежит, она бежит. Это – не след по воде, это борозда по памяти. Можно ее потом заглаживать, песочком засыпать, – но крикни опять кто-нибудь хоть спьяну: «бей врачей!» или «бей инженеров!» и палки уже при руках.

Кто автор этих горьких раздумий и что их вызвало? (Вера Гангарт размышляет о последствиях угрозы Русанова жаловаться на Донцову)

Хоть горшком назови, только в печь не сажай.

  1. В желтом свете лампы отсвечивали призолотой ее ресницы. И отзолачивал открытый уголок платья. «Вы – пчелка с челкой», – прошептал он.

«Золотончик! Так тебя зовут. Золотончик!»

Кто кому дает такие нежные прозвиша? (Костоглотов – Зое)

  1. Как звали между собой Людмилу Афанасьевну три ее ординатора? (Мамой она приходилась им и по возрасту – им всем близ тридцати, а ей под пятьдесят; и по тому особенному рвению, с которым натаскивала их на работу: она сама была старательна до въедливости и хотела, чтоб ту же старательность и въедливость усвоили все три «дочери»)

  2. Русанов придумал Костоглотову прозвище. Какое? (Оглоед)

  3. За имя обижается на родителей [дочь Русановых]: не надо, мол, было фокусничать, называйте теперь просто Аллой. Но в паспорте …

А что в паспорте? (Авиета Павловна. Да ведь и красиво)

По ту сторону жизни

  1. Елизавета Анатольевна была просто «нянечкой» лучевого отделения, однако ни у кого язык не поворачивался звать ее на «ты», Лизой или тетей Лизой… Это была хорошо воспитанная женщина, в свободные часы ночных дежурств она сидела с книжками на французском языке, – а вот почему-то работала санитаркой в онкодиспансере.

Почему? (Соцвреды. Или СОЭ социально-опасный элемент. Литерные статьи, без суда, удобно. [Муж] флейтист Филармонии. В пьяном виде любил порассуждать)

  1. В первый год войны пришел человек без документов и попросил укрытия. Совмещая крутость к семейным с общими христианскими убеждениями, свекровь приютила дезертира – и даже без совета с молодыми.

Чего стоило милосердие семье Кадминых? (Сама свекровь была уже под восемьдесят, ее не тронули, но сочтено было полезным арестовать пятидесятилетнего сына и сорокалетнюю невестку. И получили Кадмины по десятке не как пособники дезертира, но как враги отечества, сознательно подрывающие мощь Красной армии. Кончилась война и тот дезертир был отпущен по великой сталинской амнистии 1945 года. А Кадминых та амнистия нисколько не коснулась: ведь они были не дезертиры, они были враги. Они и по десятке отбыли их не отпустили домой: ведь они не в одиночку действовали, а группой, организацией муж да жена! и полагалось им в вечную ссылку)

  1. Были тут, в корпусе, такие, кто друг друга сразу опознавали… как будто по какому-то светящемуся знаку во лбу; как будто по стигматам на ладонях и плюснах. (На самом деле тут была тьма примет: слово оброненное одно; тон этого слова; пожимка губ между словами; улыбка, когда другие серьезны; серьезность, когда другие смеются.) Как узбеки или кара-калпаки без труда признавали в клинике своих, так и эти…

Кто? (…на кого хоть однажды упала тень колючей проволоки).

  1. Костоглотову невозможно было вместить, что слышал он от вольных: что два года назад в этот день плакали старые, и плакали девушки, и мир казался осиротевшим. Ему дико было это представить, потому что он помнил, как это было у н и х.



О каком событии идет речь и «как это было у них»? (Выстроили весь лагерь на линейке. И майор, черный от горя, стал объявлять: «С глубоким прискорбием… вчера в Москве…» И заскалились, только что открыто не взликовали, шершавые, остроскулые, грубые темные арестантские рожи. И увидав это начинающееся движение улыбок, скомандовал майор вне себя: «Шапки! снять!!» И у сотен заколебалось все на острие, на лезвии: не снять – еще нельзя, и снимать уж очень обидно. Но, всех опережая, лагерный шут, стихийный юморист, сорвал с себя шапку «сталинку», поддельного меха, и кинул ее в воздух! выполнил команду! И сотни увидели! и бросили вверх!)

Мудрые мысли веков

  1. Мягкое слово кость ломит, а жестокое гнев вздвизает.

Откуда есть пошло это высказывание? (Какая-то была в России еще в XV веке «Толковая палея» вроде рукописной книги, что ли. И там сказание о Китоврасе. Жил Китоврас в пустыне дальней, а ходить мог только по прямой. Царь Соломон вызвал Китовраса к себе и обманом взял его на цепь, и повели его камни тесать. Но шел Китоврас только по своей прямой, и когда его по Иерусалиму вели, то перед ним дома ломали — очищали путь. И попался по дороге домик вдовы. Пустилась вдова плакать, умолять Китовраса не ломать ее домика убогого и что ж, умолила. Стал Китоврас изгибаться, тискаться, тискаться — и ребро себе сломал. А дом целый оставил. И промолвил тогда: «мягкое слово кость ломит, а жестокое гнев вздвизает». )

  1. Побольше стараюсь читать, – говорил Демка, – пока время есть. В университет поступить охота.

Это хорошо. Только учти: образование ума не прибавляет.

А что ж прибавляет?

Продолжите фразу за Костоглотова. ( Ж-жизнь)

  1. Ефрем и в темноте не унялся и рассказывал Ахмаджану по соседству идиотскую сказку.

Какую? (Раздавал, ну, Аллах жизнь и всем зверям давал по пятьдесят лет, хватит. А человек пришёл последний, и у Аллаха осталось только двадцать пять. И стал обижаться человек: мало! Аллах говорит: хватит. А человек: мало! Ну, тогда, мол, пойди сам спроси, может у кого лишнее, отдаст. Пошёл человек, встречает лошадь. «Слушай, говорит, мне жизни мало. Уступи от себя». «Ну, на, возьми двадцать пять». Пошёл дальше, навстречу собака. «Слушай, собака, уступи жизни!» «Да возьми двадцать пять!» Пошёл дальше. Обезьяна. Выпросил и у неё двадцать пять. Вернулся к Аллаху. Тот и говорит: «Как хочешь, сам ты решил. Первые двадцать пять лет будешь жить как человек. Вторые двадцать пять будешь работать как лошадь. Третьи двадцать пять будешь гавкать как собака. И ещё двадцать пять над тобой, как над обезьяной, смеяться будут»)

  1. Отец не любил бездеятельности, и запомнилось, как он трепал сына между коленями и сказал: «Вадька! Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь…

Продолжите (… и час, и день, и всю жизнь»).

Финал

Цветы и цвета

  1. И вспоминал он степной жусан – с горьким запахом, а таким родным! И опять вспоминал жантак с колкими колючками. И еще колче того джингиль, идущий на изгороди – а в мае цветет он фиолетовыми цветами, благоухающими совсем как сирень. И одурманивающее это дерево джиду… Кому принадлежат воспоминания? (Костоглотову)

  2. Кроме черных висячих ушей весь он был рыже-белый, и два этих цвета сложным узором перемежались в его шерсти: на спину ему как бы положили белую попону, бока были ярко-рыжие, а зад даже…

Продолжите фразу (…апельсиновый).

  1. Это была светлая угловая комната с тремя окнами. И рука бухгалтера, и рука главного врача ясно чувствовались: два стоявших тут дивана были не какие-нибудь откидные, а совершенно официальные – с высокими отвесными спинками, ломавшими шею, и зеркалами в спинках, куда можно было посмотреться разве только жирафе. И столы стояли по удручающему учрежденческому уставу: председательский массивный письменный стол, покрытый толстым органическим стеклом, и поперек ему, обязательной буквой Т – длинный стол для заседающих.

Что делало комнату приятной, «овеселяло» её? (Небесно-голубая плюшевая скатерть)

  1. И тогда с балкона чайханы он [Костоглотов] увидел над соседним закрытым двором прозрачный розовый как бы одуванчик, только метров шесть в диаметре – невесомый воздушный розовый шар.

Что это за растение? (Цветущий урюк)

Широка страна моя родная

  1. Назовите. Не дотягивает ни до какого моря, ни озера, ни до какой большой воды. Река, кончающая жизнь в песках! Река, никуда не впадающая, все лучшие воды и лучшие силы раздарившая так, по пути и случайно,- друзья! разве это не образ наших арестантских жизней, которым ничего не дано сделать, суждено бесславно заглохнуть, – и все лучшее наше – это один плес, где мы еще не высохли, и вся память о нас – в двух ладоньках водица, то, что протягивали мы друг другу встречей, беседой, помощью. (Река Чу)

  2. Что значит Уш-Терек? («Три тополя». Он назван так по трем старинным тополям, видным по степи за десять километров и дальше.)

  3. И до чего ж там долдоны – ты не представляешь! Набирают охранников, лбов, и вместо того, чтоб их за яблоками послать, вагонов сорок подкинуть – расставляют по всем степным дорогам – перехватывать, если кто повезет яблоки . Не допускать! Так и дежурят, охломоны! Где? ( В Караганде)

  4. Кадмины заранее подали прошения, чтобы хоть в ссылку-то их послали в одно место. И как будто никто прямо не возражал, и как будто просьба была довольно законная – а все-таки …

Продолжите фразу (… мужа послали на юг Казахстана, а жену – в Красноярский край)

Для чего человек живет

  1. На вопрос «Чем люди живы?» герои повести отвечают по-разному. Кому принадлежат слова «Творчеством! И очень помогает. Ни пить, ни есть не надо»? (Вадиму Зацырко).

  2. Этой девчонке [Асе] все было ясно! Она посмотрела на Демку зеленоватыми глазами, как бы не веря, что это он не разыгрывает, это он серьезно спрашивает. «Как для чего?

Продолжите фразу (Для любви, конечно!)

  1. А как считает Сибгатов, чем люди живы? (Родиной. Родными местами… Чтоб жить, где родился)

  2. А в этом и сомнения быть не может. Запомните. Люди живут: идейностью и общественным благом.

Кто без сомнений ответил на вопрос? (Русанов).

Lingua Latina

  1. В лагере медстатистик – пожилой робкий человечка, который в санчасти писал бумажки, а то и слали его за кипятком сбегать, оказался преподавателем классической филологии и античных литератур ленинградского университета. Костоглотов придумал брать у него уроки латинского языка. Для этого пришлось ходить в мороз по зоне туда-сюда, ни карандаша, ни бумаги при том не было, а медстатистик иногда снимал рукавичку и пальцем по снегу что-нибудь писал. Медстатистик давал те уроки совершенно бескорыстно: он просто чувствовал себя на короткий час человеком. Да Костоглотову и платить было бы нечем.

Почему уроки пришлось прекратить? (Едва они не поплатились у опера: он порознь вызывал их и допрашивал, подозревая, что готовят побег и на снегу чертят план местности. В латынь он так и не поверил. Уроки прекратились.)

  1. В справке, выданной Прошке при выписке для медицинского учреждения по месту жительства, было написано: tumor coris? casus inoperabilis. – Нэ зрозумию, – тыкал туда Прошка пальцем. – Що такэ написано, га? (Сasus — это «случай», in приставка отрицательная. И cor, cordis — не было большой догадкой сообразить, что кардиограмма – от того же корня. А слово tumor встречалось на каждой странице «Патологической анатомии», взятой у Зои. Опухоль сердца, случай, не поддающийся операции.)

  2. Когда-то им, еще студентикам, с кафедры объявил прославленный хирург: «Хирургия должна быть благодеянием, а не жестокостью! Не причинять боль, а освобождать от боли! Латинская пословица говорит: успокаивать боли …

Продолжите фразу (…удел божественный!)

  1. Когда зашел разговор о доносах, Костоглотов сослался на латинскую пословицу: testis unus – testis nullus. Переведите её. (Один свидетель — никакой не свидетель. А в двадцатом веке и один – лишний стал, и одного-то не надо)

В завершении игры обращаемся к «Молитве» А.И.Солженицына, поскольку изучение его творчества, как и русской литературы вообще, вне православия, вне христианских ценностей невозможно. Её трогательно простые и удивительно мудрые слова – путь к пониманию главного вопроса, на который мы ищем ответ всю жизнь: «Чем живы люди?».

Литература

  1. Солженицын А. Раковый корпус: Повесть. – М.: Современник, 1991. – 431 с.

  2. Солженицын А. Молитва //[Электронный ресурс] — Режим доступа https://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=812 , свободный.

  3. Солженицын А. Молитва. Читает автор.// [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.solzhenitsyn.ru/upload/audio/03/01/18.mp3, свободный.



Презентационное сопровождение игры (комментарий)

Презентационное сопровождение игры выполнено в программе Microsoft Power Point, проецируется на интерактивную доску, что позволяет ставить соответствующую заставку на вопрос без создания гиперссылок.

Цель презентационного сопровождения – создание культурологического фона и эстетического оформления. Использованы советские агитационные и рекламные плакаты, репродукции картин, советские открытки.

Содержание слайда

Комментарий

Установочный.

Слайд задает темы 1 тура

Чубаров Е.И

Скульптурная композиция в память жертв сталинских репрессий.

Бакке Н. В., Кобузова Н.В. Каллиграфическая композиция «Что в имени тебе моем»

Голованов Л. Ф.

Депутат – слуга народа. 1947 .

Саврасов А.К.

Грачи прилетели. 1871.

Слайд задает темы 2 тура

Дени В.М.

Ставка интервентов бита! Обвинительное заключение по делу контрреволюционной организации «Промпартия». 1931.

Дени В.М

ГПУ. Революционная молния. 1930.

Корецкий В.Б.

Болтун-находка для врага. 1954.

Моор (Орлов) Д.С.

Ты чем помог фронту? 1941.

Социальный плакат. 1954.

Sir Edwin H Landseer.

Distinguished Member of the Humane Society (Newfoundland). 1838.

Слайд задает темы 3 тура

Чубаров Е.И

Скульптурная композиция в память жертв сталинских репрессий.

Pieter Bruegel

Питер Брейгель Старший (Мужицкий)

Фламандские пословицы. 1559. Картинная галерея Государственного музея, Берлин. Северное Возрождение.

В.Корецкий. Накопил и машину купил!

Еремина Т.А.Работники текстильной и швейной промышленности! Больше прочных тканей и красивых изделий! 1948.

Шубина Г.К. Обслужим. 1948.

Говорков В.И. Кому достается национальный доход. 1950.

РодченкоА.М.

Ленгиз — книги по всем отраслям знаний. 1925.

Слайд задает темы 4 тура

Врачи-вредители. Карикатура. Журнал «Крокодил». 1953.

Бакке Н. В., Кобузова Н.В. Каллиграфическая композиция «Что в имени тебе моем»

П. Белов.

Одуванчики. 1987 .

Изображение Китовраса на Василевских вратах новгородского Софийского собора (1336, вывезены Иваном Грозным в Александровскую слободу, где поныне украшают южный вход Троицкого собора). Могучий крылатый получеловек с короной на голове размахивает схваченной за ноги фигурой царя. Соломона. Над изображением надпись: «(Ки)товрасъ меце братомъ своимъ Сол(о)монъ на обетованую землю за словъ…»

Слайд задает темы финала

Урал Таксынбаев

Урюк цветёт. 1960

Говорков В.И.

Всей семьей на новые места. 1957г.

Н.Н. Ге.

Портрет Л.Н.Толстого. 1884.

Р. Писарев.

Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы?»

Ю.Красавин — Белопольский Простые истины

П. Белов.

Покрова на Нерли. 1987 год

А. И.Солженицын

Молитва



Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению Реальные и фантастические образы Юнна Мориц «Сто фантазий»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: