Литературно-музыкальная композиция «Я с вызовом ношу его кольцо…»: Марина Цветаева и Сергей Эфрон 9-11 класс

МБОУ Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан



















Литературно-музыкальная композиция

«Я с вызовом ношу его кольцо…»:

Марина Цветаева и Сергей Эфрон


9-11 классы





Подготовила учитель

русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

















«Я с вызовом ношу его кольцо…»: Марина Цветаева и Сергей Эфрон


Цель: познакомить учащихся с одной из страниц в жизни Марины Цветаевой: историей любви

поэтессы и Сергея Эфрона; развивать интерес к поэзии.


1 ведущий: «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно». Так говорила Марина Цветаева в статье «Слово о Бальмонте». Сегодня все мы понимаем, что таким безмерным поэтом была она сама, Марина Цветаева


2 ведущий: Можно ли за несколько минут воссоздать портрет Марины Ивановны поэтессы, друга, человека, матери, жены? Конечно, нет! Так давайте откроем только одну страницу трагической судьбы этой поэтессы, которая свидетельствует о силе духа этой обыкновенной женщины.



Чтец: Кто создан из камня, кто создан из глины –

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

— В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье,

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!


1 ведущий: С чего начался роман Марины Цветаевой и Сергея Эфрона?


2 ведущий: С небольшой предыстории.


Марина: Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра, непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.


Волошин: Можно мне видеть Марину Цветаеву?


Марина: Я.


Волошин: А я Макс Волошин. К вам можно?


Марина: Очень. Проходите.


Волошин: Вы читали мою статью о вас?


Марина: Нет.


Волошин: Я так и думал и потому вам её принёс.


Марина: Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетию.


Волошин: Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?

Свежие документы:  Литературное чтение "Л. Пантелеев "Честное слово" (ознакомительное чтение)" 3 класс


Марина: Я газет не читаю и никого не вижу. Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.


Волошин: А вы в гимназии? Да, ведь вы в форме. А что вы делаете в гимназии?


Марина: Пишу стихи…


1 ведущий: А далее беседа о том, что пишу, как пишу, что люблю, как люблю, полное вникание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого


2 ведущий: Макс стал другом Марины. Весной 1911 года он пригласил сестёр Цветаевых в Коктебель


1 ведущий: Макс – Коктебель – Сердоликовая бухта вручили Цветаевой Серёжу Эфрона.


Марина: Всё было как в сказке: на пустынном берегу я ищу красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми просит разрешения помочь мне. Я разрешаю и загадываю: если этот молодой человек найдёт и подарит мне любимый генуэзский сердолик, я выйду за него замуж.


Сергей: А это вам генуэзский сердолик.


Марина: Я смотрела в глаза этого юноши и внутренним голосом благодарила Макса за Коктебель, за то, что 1911 год стал счастливым в моей жизни. Я дала себе слово, никогда не расставаться с ним. Если бы вы знали, какой это «пламенный, великодушный, глубокий юноша!»


Чтец: Ждут нас пыльные дороги,

Шалаши на час

И звериные берлоги,

И старинные чертоги…

Милый, милый, мы как боги:

Целый мир для нас!


Всюду дома мы на свете,

Всё зовя своим.

В шалаше, где чинят сети,

На сияющем паркете…

Милый, милый, мы, как дети:

Целый мир двоим!


Солнце жжёт – на север с юга

Или на луну!

Им очаг и бремя плуга,

Нам простор и зелень луга…

Милый, милый, друг у друга

Мы навек в плену.



Песня на стихи М.Цветаевой «Я словно бабочка к огню»


2 ведущий: Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.


1 ведущий: 5 сентября 1912 года в половине шестого утра, под звон колоколов, у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна.



Чтец: Девочка! – Царица была!

Или схимница – Бог весть!

— Сколько времени? – Светало.

Кто-то мне ответил: Шесть.

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла, —

Девочку мою встречали

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Виктор Драгунский «Друг детства»

Ранние колокола.


Марина: Я назвала её Ариадной, вопреки Серёже, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.



2 ведущий: В далёкие 1912-16 годы Марине и Сергею хотелось «любви вечной на земле», верилось в это чудо, потому что всё было «как будто на века». Именно тогда с гениальной лёгкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения.


Песня на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» (Музыка М.Л.Таривердиева)



1 ведущий: Но грянула Первая мировая война, свершилась революция, началась гражданская война, разбилась пополам – на «до» и «после» — жизнь Марины и Сергея.


2 ведущий: Сергей Эфрон добровольно выбирает путь воина-белогвардейца.


1 ведущий: Цветаева с первого часа знала, что иначе Сергей поступить не мог.


2 ведущий: Да, они верили друг другу, они любили друг друга, но Счастье их было недолгим.


(Марина и Сергей читают отрывки из писем)


Марина: «Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака».


Сергей: «Мариночка, знайте, что ваше имя я крепко ношу в сердце, что бы ни было – я Ваш вечный и верный друг. Так обо мне всегда и думайте. Моя последняя и самая большая просьба – живите…»


1 ведущий: А дальше разлука, неведение, незнание, жив ли тот, кого любила. А потом радостное известие: ЖИВ! Эмиграция. Объяснение с Сергеем. Мучительная тоска по Родине. Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери… И допросы!



2 ведущий: Марина Ивановна не знала всей правды о муже, или не хотела знать? Ответ даёт сама Цветаева в письмах: «Скажу Вам, как сказала на допросе: «Он самый благородный, самый человечный из людей. Но его доверие могло быть обманутою – Моё к нему – никогда»


1 ведущий: Так безоговорочно верить можно лишь очень близкому человеку, так защищать можно только собственного ребёнка…



Чтец: Я с вызовом ношу его кольцо.

— Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге…


В его лице я рыцарству верна.

— Всем вам, кто жил и умирал без страху.-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.


Песня на стихи М.Цветаевой «Благословляю Вас…» (Музыка М.Л.Таривердиева)



1 ведущий: «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно».

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению Тема : Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей на примере произведения И. Дика «Красные яблоки» 3 класс

































Использованная литература


  1. Кутьёва Л.В. марина Цветаева и Сергей Эфрон. Литература в школе, №9, 2003

  2. Нигматуллина Л.М. Литературные вёрсты. Набережные челны. 2002

  3. пастухова Л.Н. Если душа родилась крылатой. Литература в школе, № 3, 5, 1991


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: