Денисенко Жанна Николаевна
МБОУ СОШ №21 г.Шахты
Учитель начальных классов
Литературное чтение
2 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Сказки народные и литературные».
В.И. Даль. «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»
Цели:
Обучающая:
Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
Формирование понятия об авторской и народной сказках
Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщение.
Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой на урок).
— Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.
— Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.
2. Целеполагание.
Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
— А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 1.
— Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)
— Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока).
III. Определение темы урока.
— Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2.
(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)
— В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).
— Это и есть тема нашего урока.
— Снежинка со словом ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ. Слайд 3.
— Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.
— На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4.
— Если у сказки есть автор, значит она… (авторская) А сейчас вспомним наше домашнее задание.
— Краткий пересказ
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)
— Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)
— Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.
IV. Чтение сказки целиком ) Слайд 6, 7.
— А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.
— Начнём с первой части (“тихое чтение”)
а) – Прочитайте, как начинается сказка.
— Что означают слова “жили – были”? (Зачин)
— В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?
б) Выборочное чтение.
— Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.
— Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.
Чтение второй части “по цепочке”
— Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?( 1- 2 ответа)
— Кто из них прав? Докажите свой выбор.
(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)
— Какой стала Снегурочка с приходом весны?
— Как ты считаешь,… ?
— А что хочет сказать… ?
— Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.
— Как Снегурочка обращается к своим близким?
— Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)
д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)
— Когда вы будете читать 3 часть сказки, обратите внимание на иллюстрацию. Рассмотрите иллюстрацию к этой части.
— Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.
— Подбери заголовок к 3части. ( “Растаяла Снегурочка”)
— Отличается она от сказки Даля?
V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
— Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)
Снегурочка: Слайд 8.
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
— Какое определение подходит? Почему?
— У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.
— Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).
— А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
VI. Сравнительный анализ произведений
— Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ. Слайд 10.
— Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.
1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.
1 вариант — “Девочка Снегурочка”
2 вариант – “Снегурочка”
2). Автор. (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)
2 вариант – сказка народная
3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 12.
— Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.
Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка |
(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)
4). Жанр произведения
— Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд13.
5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 14.
— Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.
Зачин
Основная часть
Концовка
6) — Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?
— Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)
Вывод: зачин в сказках одинаковый
V. Физминутка:
— “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.
Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.
7) Сравнение основной части сказки.
— Как появилась Снегурочка в вашей сказке.
— За что старики любили Снегурочку?
— Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)
Карточка 1 варианта: Карточка 2 варианта:
“Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снегурочка с подружками пошла в лес. |
8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)
— Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?
Основная мысль:
Расставание с близкими дорогими людьми всегда тяжело, поэтому нужно всегда думать о том, как ваши поступки могут отразиться на близких вам людях. Нужно уважать чувства других людей. Если бы Снегурочка не прыгала через костер, она бы вернулась домой, и все были бы счастливы.
VI. Обобщение.
VIII. Итог урока.
— Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?
Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
В сказках добро побеждает зло.
Обе сказки по-своему хороши.
Обе Снегурочки понравились и т.д.
— В чём различия сказок авторских и народных?
— Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)
(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16.
Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”
— Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.
Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.
Боярышня ! Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.
IХ. Рефлексия. Слайд17.
— Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.
Х. Оценки за урок.
ХI. Домашнее задание Слайд19.