Литературное чтение 3 класс «С.Я.Маршак « Ландыш»»

Учитель – Валеева Эльза Альфритовна

ОУ – МОБУ СОШ № 10 г.Нефтекамска

Учебный предмет: литературное чтение

Класс : 3 класс

Образовательная система : Л.В.Занкова

Тема урока: С.Я.Маршак « Ландыш»

Тип урока : комбинированный

Ход урока:

  1. Организованное начало урока.

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия!

Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по этой загадочной стране, в которой нас ждут великие открытия. Снова нам предстоит стать исследователями и разгадать великие тайны мира литературы.

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

  1. Проверка домашнего задания.

-Вспомните, как называется новая глава которую мы открыли на прошлом уроке.( Самые настоящие чудеса).

-Что для вас является чудом?

-Каких чудес вы ждёте от этой главы?

— Послушайте стихотворение, попробуйте определить жанр произведения.

— Что вам известно об этом жанре?


Хайку (хокку) — это жанр японской поэзии. Маленький философский стих из трех строк без рифмы. Хайку читают медленно, пытаясь увидеть образ, ощутить мысль, найти то, что прячется за словами.

— Давайте послушаем, какие произведения получились у наших ребят.

— Почему наша глава начинается именно с хокку?


  1. Выравнивание знаний.

— Как вы считаете, какие ещё произведения могут оказаться в нашей главе?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы в его произведении мы смогли увидеть чудо?


  1. Знакомство с автором.

1)Работа с портретом.

Взгляните на человека на портрете.

Давайте подумаем, что может нам рассказать этот портрет?

А что вы сами хотели бы узнать о нём?

Кто же это?

Внимательно послушайте произведение, попробуйте узнать автора.


ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейном!

— Знакомое произведение? Может, и автора назовёте?

Самуил Яковлевич Маршак – один из самых любимых и знаменитых детских поэтов. Родился он давно, в 1887 году, но прожил долгую и плодотворную жизнь( 1964-77 лет)

С самого раннего детства вас сопровождают его стихи.

Мой весёлый звонкий мяч….

Дама сдавала в багаж….

— А вы знаете, что даже одна из наших физминуток, которую мы изучали в первом классе – произведение Маршака?

ФИЗМИНУТКА


Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре.

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон —

Убежали мышки вон.

2)Определение вида стихотворения.

-Вспомните, какие виды стихотворений мы знаем.

-Как вы считаете, к какому виду относятся все эти стихотворения? Докажите.

— Я открою вам секрет: С.Я. Маршак – поэт-лирик. Как вы это понимаете? Что нужно сделать, чтобы убедиться в этом?

— Что характерно для лирического стихотворений, которые мы изучали?


Тема: природа

Чувства

Язык: образный

Литературные приёмы: олицетворение

Сравнение

  1. Постановка учебной задачи.

— Так какая же задача стоит перед нами? (открыть другие стороны творчества Маршака, выявить, может ли он быть лирическим поэтом)

Вывод.

  1. Операционно- исполнительный этап.

Для этого нам предстоит отправиться в путешествие. Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? А внаш класс заглянуло будущее – в гостях у нас весна? Это ли не чудо?. А поможет нам погрузиться в мир весны стихотворение С. Маршака «Ландыш»

  1. Первичный синтез.

1)Чтение учителем стихотворения.

— Какие чувства у вас возникли?

— Что можете сказать о стихотворении?

— Что нам уже подсказало, что это – лирическое стихотворение?


2). Анализ произведения.

А) Чтение учащимися

Б) Анализ содержания.

-Куда завела нас фантазия автора?

— Какие картины рисует нам автор?

-Какие образы представились?

Сделайте вывод.

-Что показал нам автор в этом лесу?

-Кто знает, как выглядит этот цветок?


Давайте прочтем строки, которые автор посвятил ландышу.

— Во время чтения подчеркните слова, которыми автор называет ландыш

-С чем сравнивает автор цветы ландыша?( жемчужины, бубенчики)

Почему?

-О чём могут звенеть эти бубенчики?


Как ещё называет автор эти цветы?( колокольчики весны)

Ландыш является символом любви. По древнерусской легенде морская царевна полюбила юношу Садего. А он отдал своё сердце девушке Любаве. Опечалилась морская царевна, вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши – символ любви.

Как вы думаете, почему именно такое сравнение выбрано?


Как понимаете строчку « На солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны»?

Что представили, читая строки « Природой бережно спелёнутый»?

Чьё же это дитя?


А почему он прохладен?

А теперь обратимся к другому образу – образу леса.

( чтение строк из текста)

Что заметили? Как расположены в тексте эти строки?

Как вы думаете, почему автор начинает и завершает стихотворение картиной леса? Что он как бы вставляет в рамку?

Почему употребили именно слово « чернеет»?

Что значит « лес томится»?

Какое прилагательное употребил автор, называя цветок?( горький) Почему?

Когда ландыш отцветает, на месте белых цветков завязываются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной.

Вывод

— Какой вывод мы уже можем сделать об этом стихотворении?

ФИЗМИНУТКА

3) Анализ языка.

— Давайте более глубоко исследуем языковые особенности стихотворения.

А) литературные приёмы.

Какие литературные приёмы использует автор произведения? Приведите примеры.

Олицетворение- что это за приём?

Сравнение – что это такое?

Для чего автор использует эти приёмы?

Б) Стилистический эксперимент.

Давайте проведём небольшой эксперимент – заменим слова, которыми называет автор ландыш обычными привычными словами.

Нравится ли вам результат?

Почему?( язык автора более выразительный, яркий, точный)

Звукопись.

I четверостишие

II четверостишие

Какие звуки пытался передать нам автор стихотворения? Что они напоминают?

А может, вам удалось и запахи почувствовать?

— Почему автору удалось так ярко, выразительно показать нам образ ландыша?

— Как бы вы прочитали это стихотворение?

Попробуйте и вы прочитать стихотворение так, чтобы передать все ваши чувства и почувствовать чувства, которые испытывал автор .


4) Вспомните, какую цель мы ставили в начале нашего урока?

Убедились ли вы в этом? А что нам помогло?

Какой вывод вы сделаете?

Вот ещё одно стихотворение. Подумайте, мог ли и его написать Маршак?

Счастье

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый — сиреневый — день,

Начало цветущего лета.


За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.

— Что представили?


— Какие чувства испытали?

— Какое это стихотворение?

— Мог ли его написать С.Маршак?

Вспомните, какими качествами должен обладать человек, чтобы из-под его пера вышли такие строки?

5) Каким словом мы ещё называем таких талантливых людей?

Но ведь художники бывают разные – поэт – что за художник?( художник слова)

Каких ещё мастеров своего дела мы знаем?


В нашей картинной галерее есть картина Михаила Врубеля « Сирень».

Какие чувства у вас возникают?

Что ещё чувствуете?

Что хотел передать вам автор картины? Удалось ли ему это?

Докажите, что он – настоящий художник.


Кто из людей искусства также способен завлечь нас в удивительный мир красоты?

Предполагают, что девушка на картине – жена художника. А образ картины возник у Михаила Врубеля после того, как она спела романс « Сирень» , автором романса был композитор Сергей Рахманинов. Какое желание возникло?

(Прослушивание произведения Рахманинова . Романс « Сирень»)

— что вы представили?

— Какие чувства испытали?

— Что скажете о композиторе?

— Кто может стать мастером своего дела?


  1. Рефлексивно – оценочный этап.

  1. Выводы.

Итак, урок мы начали с ожидания чуда. Вам удалось увидеть это чудо?

Что явилось чудом для вас сегодня?

Хотели бы и вы сотворить чудо?

А как вы можете это сделать?


  1. Домашнее задание.

Я жду от вас чудес на следующем уроке.

Первое чудо – выразительное чтение стихотворения.

Второе чудо – ваши рисунки

Третье чудо – ваши литературные произведения.

Спасибо за внимание!

Свежие документы:  Тематический тест по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: