Урок
Литературное чтение, 4 класс (система Л.В. Занкова)
Бобрецова Людмила Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6» г.Усинска
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.
Цель и задачи:
Развивать навык осознанного, правильного чтения;
Познакомить обучающихся с биографией писателя и его приизведением;
Пополнить словарный запас обучающихся путем разбора смысла литературных слов и выражений;
Освоение обучающимися-читателями нравственных ценностей в отношении человека к природе, долга и ответственности за тех, кто поверил в тебя.
Подготовка:
Дома дети знакомятся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» самостоятельно
Презентация
Портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка
На партах у учеников: учебник «Литературное чтение, 4 класс» Лазарева
Оформление доски
Ход урока
Организационный момент.
— Сегодня к нам на урок пришли гости, и мы, как хорошие хозяева, должны им понравиться.
— Сейчас у нас урок литературного чтения. Кто любит работать на уроках литературы? Настроены хорошо поработать?
Рассказ об авторе
— Сегодня мы будем работать с вами над произведением известного писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. СЛАЙД
Дм. Мамин-Сибиряк родился 25 октября 1852 года в заводском поселке Пермской губернии на Урале. Красоту природы Урала видел и впитал в себя Дм. Мамин-Сибиряк с ранних лет. Писатель, вспоминая свое детство, говорил, что семена добра были посеяны в его душе матерью, сдержанной в проявлении нежных чувств, но отзывчивой на всякое человеческое горе и отцом, справедливым, уравновешенным человеком. Дома было принято читать вечерами, за чаем, когда отец возвращался домой, а мать отдыхала после трудов по хозяйству.
Множество книг написано этим замечательным писателем, вы, наверное, знакомы… (показ книг).
О его книгах мы еще поговорим, а сейчас поработаем над его произведением, которое вы читали дома. Оно называется «Приемыш». СЛАЙД
Постановка цели
— Прочитайте эти слова. СЛАЙД
ЧЕЛОВЕК
ЖИВОТНЫЕ ПРИРОДА
— Почему они соединены? А почему мы их берем для работы над произведением?
— Мы на уроках будем говорить о каждой теме, а потом еще раз убедимся, как они взаимосвязаны.
СЛАЙД
Словарная работа
— Ребята, а кто такой приемыш? Что это слово обозначает? (тот, кого приняли, взяли, чтоб заботиться о нем, помогать ему).
— Кто является Приемышем в нашем рассказе?
(Рассказ подготовленного ученика – о лебеде по картине)
Лебедь – символ красоты, нежности. Он изящен в каждом своем движении – при плавании, при купании, при подъёме на крылья. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают на плаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе белый лебедь быстро становится ручным.
Работа с текстом
— Как раз об этом свойстве лебедя нам и рассказал Д.Н.Мамин-Сибиряк в своем рассказе «Приемыш».
— Как это происходило, мы сейчас найдем в тексте, а поможет нам в этом рабочая закладка. Работаем в парах. Отмечаем места, где говорится о лебеде.
Словарная работа (сайма, спрятался ребячьим делом, смыслу в нем настоящего нет, созорничать хочет, особняком учат, солдат муштруют)
С. 73 – сайма СЛАЙД
С. 74 – 2 запись СЛАЙД
С. 76 – 3 запись СЛАЙД
С. 77 – 4 запись СЛАЙД
Физминутка
С. 80 – 5 запись СЛАЙД
— Ребята, а кто главный защитник и опекун Приемыша? (Тарас – старый рыбак)
— Какой он человек? (с.82 – читает учитель, беседа: Как было лучше для деда Тараса оставить у себя Приемыша или отпустить? А как для лебедя? Легко ли дается ему этот поступок?)
— Д/З – отметить на рабочей закладке места о дедушке Тарасе.
Итог урока-рефлексия
— Наш урок подошел к концу. Закончите предложения: СЛАЙД
1. Я узнал………….
2. Мне было интересно…………..
3. Мне понравилось………………