Тема: Георгий Скребицкий. «Жаворонок». 2 класс Литературное чтение часть 2.УМК «Начальная школа XXI века» автор: Л.А. Ефросинина.
Цель: Создать условия на уроке для благоприятного восприятия образа жаворонка в произведении Г. Скребицкого «Жаворонок».
Задачи:
Предметные: Содействовать формированию умения работать с текстом произведения; обогащению читательского опыта детей; учить применять полученные знания; расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе; формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащение речи выразительными средствами языка.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
а) регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность;
б) познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь;
в) коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
Личностные УУД: пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.
Оборудование: учебник, карточки для групповой работы, презентация, аудиозапись.
ХОД УРОКА
Время | Содержание работы на уроке | Примечания | |
1. Организационный момент.
| 2-3 мин | — Ребята, прозвенел звонок на урок, мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу, нашим гостям. — Улыбка подарит нам хорошее настроение. А хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
|
|
2. Актуализация знаний | 8 мин | — Над каким разделом мы с вами работаем в течение нескольких уроков? (Весна, весна красная) Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов.
— А для того, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, давайте отгадаем загадку: Высоко под облаками, Над полями и лугами, Словно выпорхнув спросонок, Песнь заводит… (жаворонок)
22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая — жаворонок, и весна вступает в полные права.
— Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?
| Слайд 1
Слайд 2, 3
Аудиозапись |
3. Речевая разминка
| 2 мин | — Поработаем со скороговоркой: (Сначала учитель)
Жаворонок в жару кружил над жнивьем.
(затем дети по рядам)
|
Слайд 4 |
4. Первичное чтение текста | 8 мин | — У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок». — Открываем учебники на с.116, внимательно следим. (Чтение рассказа учителем)
|
|
5. Выявление первичного восприятия | 3 мин | Беседа по содержанию — Понравилось ли вам это произведение? — Расскажите, что именно? -Какие слова вам были не понятны? трущоба — труднопроходимое место. щелка – маленькая щель. лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).
|
|
6. Повторное чтение текста по частям и анализ каждой части | 5 мин | Чтение учащимися текста цепочкой по абзацам. — Подумайте, почему все радовались песне жаворонка? — Как автор описывает восход солнца? прочитайте. — Откуда взлетел жаворонок? — Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте. — Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте. — О чём они думали? — Прочитайте последний абзац. — С чем сравнивает автор жаворонка? — К рисунку подберите заголовок.
|
|
7. Первичное закрепление материала | 8 мин | — Считалось, птицы — вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах. Поработаем в группах, закончим пословицы. 1. Увидал грача — ………………….
2. На шесте скворец,………………………..
3. Сколько проталинок – ………………………..
— О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Одной из этих птиц посвящен наш урок.
| Работа с пословицами по группам |
8. Обобщающая беседа | 2 мин | — Что нового узнали на уроке? — Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: зверям, насекомым, животным и человеку). — Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? (выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.) — Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой. — Что понравилось?
|
|
9. Рефлексия. Итог урока | 3 мин | — Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капели, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое… Представили? — Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех.
— Что вы узнали нового на уроке? (Сегодня на уроке я узнал …)
Домашнее задание: Т.с.67-68, у.с.116-117.
| Аудиозапись
|
1. Увидал грача — ………………….
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2. На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3. Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
1. Увидал грача — ………………….
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2. На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3. Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
1. Увидал грача — ………………….
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2. На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3. Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
1. Увидал грача — ………………….
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2. На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3. Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
1. Увидал грача — ………………….
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2. На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3. Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
1. Увидал грача — ………………….
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2. На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3. Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.