Литературное чтение Е. Шварц «Два брата» 4 Класс

Литературное чтение в 4 классе

УМК «Школа2100»

Тема: Е. Шварц «Два брата»

Цели: образовательные: знакомство с произведением Е. Шварц «Два брата»;

Продолжить формирование представления о произведениях Е.Щварца; формирование знаний о авторской сказке;

Формирование круга читательских интересов;

формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения;

развивающие: развитие мышления на основе отработки логических операций

анализа при анализе содержания, средств художественной выразительности, композиционных особенностей сказки; сравнение при сопоставлении образов братьев

обобщение при формулировке вводов

развитие речи при ответе на вопросы, при описании героев сказки

развитие внимания

развитие умения извлекать информацию, устанавливать причинно- следственные связи

развивать умения высказывать свою точку зрения, обосновывать её, выслушивать другого, выражать свои впечатления о произведении, обсуждать поведение героев, обсуждать особенности произведения;

развивать и обогащать словарный запас детей, развивать кругозор

воспитательные: воспитание любви интереса к литературе, эстетического вкуса, воспитывать внимательное, доброе отношение к людям, которые тебя окружают.


Оборудование: портрет Е. Шварца, книги писателей, карточка для индивидуальной работы, учебник «В океане света», рабочая тетрадь, презентация.



Этапы урока

Содержание урока

Примечание

I. Организационный момент.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!


II. Работа с текстом до чтения.


1. Актуализация знаний.















Знакомство с биографией писателя





















































Высказывания о творчестве писателя
















































2. Постановка темы урока.

— На нашей выставке книги Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, А. Толстого.


— Что объединяет этих людей?

(Их рассказы печатались в 20-е годы в детских журналах «Ёж», «Чиж», «Воробей»)


— Кто их объединил вокруг себя?

С. Маршак уговорил М. Пришвина и А. Толстого писать произведения для детей. К. Чуковский пригласил Б. Житкова из капитанов дальнего плаванья в детские писатели. Пришли в детскую литературу биолог В. Бианки и художник Е. Чарушин.

— Какие произведения этих авторов вы уже знаете? — Отыщите среди букв фамилию писателя, с чьим произведением сегодня будем знакомиться. (набор букв: АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ)

— Знакомо ли Вам это имя?

— Знакомы ли нам его произведения?

— Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.

— После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности.

— В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.

— В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.


— Что же говорили современники о Шварце – писателе, драматурге?

Илья Эренбург: “Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить”

Валентин Каверин называл его “личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству”

— Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.


— Что добавляет эта информация к вашему представлению о Е. Шварце?

(Этот человек был добрым, нежным, отзывчивым, готов был прийти на помощь, с чувством юмора)


— Мир произведений Шварца населяют

короли

свинопасы

принцессы

трубочисты

драконы

рыцари

— Что же писал Шварц для детей?


— Какие сказки Е. Шварца вы знаете?

(«Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева», «Красная Шапочка»)

— Знакомы ли вам эти названия?


— Он сочинял сказки на хорошо известные сюжеты, но это не повторение, а создание своей сказочной страны. Он умел увидеть в известном сказочном сюжете не просто нечто новое, а именно то, что нужно открыть читателю сейчас, сегодня, что изменит их жизнь, сделает её ярче и лучше.

Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем известных героев в незнакомых сказках и, наоборот, в известных сказках новых героев.


— Почему Е. Шварц выбрал именно этот жанр?


Сам сказочник так об этом говорил:

«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»


— Как вы понимаете эти слова?

(Он хочет нам передать через сказку свои мысли, чувства, сказать что-то важное, полезное)


— Какова цель нашего урока?

Познакомиться …

Открыть то, что …


-Откройте учебники на стр. 62

— Какую сказку Е. Шварца мы начнём сегодня читать?

( «Два брата»)

— Знаете ли вы другие сказки с таким же названием?

— Какова основная мысль той сказки?

(У каждого из братьев свой взгляд на жизнь. Каждый счастье понимает по-своему.)


(Найти в сказке мысли автора, которыми он хотел поделиться с нами. Услышать голос автора, узнать о чём он думает)










выставка книг













портрет

III. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение 1 главы про себя.

2. Выборочное чтение.

— Можно ли начало произведения назвать сказочным?

— Почему?

(Нет волшебных героев, нет превращений)

— Когда происходит действие?

(28 декабря, перед началом Нового года)

— Как зовут наших героев?

— Почему у героев нет имён, а есть прозвища?


— Автор называет точное время, не даёт имена героям, чтобы подчеркнуть реальность событий, чтобы сказать, что это может произойти в любой семье.


— Что веселило, а что огорчало лесничего?

— Подтвердите словами из сказки.

— Почему родители оставили детей дома одних?

— Какие наставления давал отец Старшему, уезжая?

— Прочитайте.

— Сдержал ли Старший честное слово?

— Что случилось в отсутствие родителей?

— Прочитайте этот эпизод.

— Как эту новость воспринял отец?

«Отец так огорчился, что даже поседел»

— Какое решение принял лесничий?

— Каким бы вы назвали решение отца жёстким, справедливым, мудрым?


3. Наблюдение за поведением Старшего. (работа в группах)

— Посмотрим на поведение Старшего.

— Выпишите глаголы, которые характеризуют его поведение.


Старший

1. Одни дома.

гнал брата безо всякой жалости, кричал, схватил за шиворот, вытолкнул во двор

2. Брат исчез.

опомнился, вскочил, закричал, бросился, позвал во весь голос, обыскал все закоулки, горько заплакал

3. Родители вернулись.

плакал


— Каким вы его себе представляете?

— Можем ли мы Старшего назвать жестоким человеком?

(Нет. Способен на переживания, сострадания. Опомнился, стал волноваться за брата)

— Какой вопрос вы бы задали Старшему при встрече?

(Почему он так поступил?)

— А вы как думаете?

(Несмотря на свой возраст, не понимал, к чему могут привести его слова, его поступки.)


4. Чтение 2 главы по абзацам с комментированием.

1 абзац

— Что нового мы узнаём о Старшем?

( звал, вспоминал о брате, жалел о случившемся)

2 абзац

— Как же он добрался сюда за одну только ночь?

— Возможно ли это в реальной жизни?

— Куда попал мальчик? (из реального мира попал в сказку)

3 абзац

— Что вас удивило?

— Какое впечатление произвёл на вас этот лес?

(гнетущее, мрачное, больно было смотреть, всё вокруг звенело, мир вечного покоя, как будто всё вымерло)

— Итак, где оказался наш герой?


5. Чтение 3 главы по ролям.

— У кого в гостях оказался Старший?

— Сюжет, какой русской народной сказки это напоминает? («Морозко»)

— В известном сюжете появляется новый герой Прадедушка Мороз?

— Как он выглядит?

— Какова его речь?


внешний вид

особенности речи

высокий старик,

в шубе, в шапке, в валенках из снега,

борода и усы ледяные,

лицо не доброе и не злое, спокойное.

тоненький звонкий голос

говорил отчётливо, гладко, как будто читал по книжке или диктовал


— Как внешний вид, особенности речи характеризуют героя?

(Строгий, бездушный, безжалостный, беспощадный, мертвый, хладнокровный, жестокий, не любит, чтобы с ним спорили.)


— Чем понравился Старший Прадедушке Морозу?

(Понравился своим поступком, тем, что он выгнал Младшего, хотел, чтобы тот оставил его в покое)


— Какова цель жизни Мороза?

(«Ты любишь покой, так же как и я»)


— Что роднит Старшего брата с Прадедушкой Морозом?


6. Работа в тетради стр. 73 з.1

Покой- отсутствие движений, отсутствие забот, переживаний.

Покой – мёртвая тишина, отсутствие жизни.

Покой – никто не мешал, не отвлекал, не приставал.



Итог урока. Рефлексия.

— В чём необычность сказки?

(Переплетается реальный мир со сказочным)

— Услышали ли вы голос автора?

— Что он хотел вам сказать?

— На следующем уроке мы с вами проверим наши предположения.


Домашнее задание.

1. Дочитать сказку до конца.

2. Нарисовать два мира: «Лес в начале сказки», «Ледяной лес»


Свежие документы:  Конспект урока литературного чтения в 3 класс "И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»"











Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей.

Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей.

Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут зло.

Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется.

Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости.

Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям, даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их бездумно.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: