Литературное чтение во 2 классе Н.И. Сладков «Весенний гам»

Тема: Н.И. Сладков «Весенний гам»

Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе


Цель урока: систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»


Задачи урока:

  1. образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова;

  2. развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность;

  3. воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)


Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Слайд 2

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным творчеством Николая Ивановича Сладкова и с разнообразием русской природы.

2. Проверка домашнего задания и повторение изученного

Дома вы должны были повторить уже пройденные произведения Н.И. Сладкова. Ваша задача узнать произведения по отрывку.

Ученик читает отрывок из произведения.

Слайд 3

«Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки»)

Слайд 4

«Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер»)

Слайд 5

«Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»).



Молодцы, ребята, замечательно поработали дома. Вы были внимательны и смогли определить произведение Г.А. Скребицкого. А теперь поработайте в парах и найдите среди моделей обложек ту модель, которая подойдет сразу ко всем прочитанным отрывкам из произведений Николая Ивановича Сладкова.

Ребята работают с заготовками моделей обложек и ищут нужную модель обложки.

Давайте проверим, справились ли вы с этим заданием.

Дети называют свои варианты ответа.

После этого на экран выводится правильный вариант ответа.

Слайд 6

Молодцы. А кто может доказать, почему выбрал именно эту обложку?

Все отрывки были из сказок Н.И. Сладкова, поэтому я выбрал круг. Круг зеленого цвета. Потому что все эти сказки о природе.

Спасибо за верные рассуждения. Прежде чем перейдем к знакомству с новым произведением Николая Сладкова, я хочу задать вам вопрос, ответ на который мы узнаем в конце урока. Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению?


  1. Работа с новым произведением.

Подготовка к чтению.

Слайд 7

Михаил Иванович Пришвин писал: «По природе своего таланта Николай Иванович был наблюдателем, «фотографом». И рассказы его часто напоминают мгновенные снимки, но не застывшие, а живые, объемные, наполненные запахами и звуками. При желании в них можно войти, спокойно осмотреться и… увидеть то, что когда-то поразило автора, а теперь удивляет, восхищает и поражает всех нас.




Откройте ваши учебники на странице … Прочитайте фамилию автора и заголовок произведения.

Н.И. Сладков

«Весенний гам»

Как вы думаете, если судить по названию, о чем это произведение?

О весеннем лесе, о звуках природы весной; о том, как шумит лесной лес.

Первичное восприятие текста.

А сейчас закройте глаза. Когда я буду читать постарайтесь представить себя на месте писателя и увидеть природу его глазами.

Дети слушают чтение учителя.

— Какой видит Сладков русскую природу?


4. Словарная работа.

— Какие незнакомые слова встретились в тексте?

— Кто может объяснить?

(Учащиеся объясняют смысл прочитанных слов, затем читают объяснение непонятных слов в учебнике на странице 124)


Как вы понимаете слово «гам»?

Когда все шумят; шумно и ничего не разобрать в этом шуме. Читают в учебнике или ищут объяснение в толковом словаре.

Посмотрите на экран и послушайте лесной гам.

Слайд 8

При щелчке мышкой появляется звук.

Как вы думаете, что означат сочетание слов «парная чащоба»?

Объясните мне лексическое значение каждого слова в отдельности.

Чащоба – это непроходимый лес, от слова «чаща». А «парная» — когда жарко, душно.

Посмотрите на следующий слайд.

Слайд 9

А сейчас прочитайте точное толкование слов в учебнике.

Дети читают.

5. Самостоятельная работа с текстом. Работа над способом чтения «про себя»

Прочитайте про себя.

Дети самостоятельно читают произведение Н.И. Сладкова «Весенний гам»

6. Физкультминутка. «Прогулка по весеннему лесу».

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.


7. Работа над произведением.

Что произошло в лесу?

Наступила весна, лес ожил, зазвучали лесные звуки, стало шумно.

Что изменилось после дождя?

Воздух в лесу стал чище, даже сухие листья ожили, животные радуются.

Найдите в тексте и зачитайте ответ на вопросы:

— Какие капли прыгают на березах?

— Как бубнит ручей?

Дети зачитывают из текста.

Слайд 10

Проверка со слайда. Просматривание картинок, прослушивание звуков.

Какие звуки издают весной звери и птицы?

Найдите и зачитайте предложения.

Дети зачитывают.


Самостоятельное выполнение задания №1 на странице 74 в рабочей тетради по литературному чтению. Взаимопроверка.

Ребята. Послушайте звуки леса и попробуйте определить, кто эти звуки издает.

Прослушивание звуков леса, просмотр серии картинок.

Слайды 11 — 17

Что вы услышали? Расскажите.

Журчание ручейка, пение птиц, шум ветра, стрекот кузнечиков, сверчков, шелест листвы, стук дятла.

Какие чувства можно испытать, находясь в таком лесу.

Можно испытать радость, вдохновение, гордость за нашу природу, ответственность, наслаждение и др.

Как, по – вашему, нужно относиться к природе, чтобы нам хотелось вновь и вновь приходить в лес?

Природу нужно беречь и охранять.

8. Обобщение знаний.

У Николая Ивановича Сладкова есть очень хорошие слова: «Лес не школа, а учит!»

Как вы понимаете эти слова?

Лес учит нас бережному отношению не только к природе, но и к животным, к тем, кого приручили; еще лес приучает нас к чистоте и порядку.

Спасибо, ребята. Позвольте напомнить вам, что мы должны были получить ответ на вопрос, который прозвучал перед знакомством с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Весенний гам». Кто помнит этот вопрос?

Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению?

Верно. Кто даст ответ?

Этот вариант не подойдет, потому что у нас была модель обложки к сказкам, а мы прочитали рассказ. Поэтому в модели обложки должен быть прямоугольник зеленого цвета.

Дети сверяют ответ

со слайдом 18

9. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 19

С каким произведением познакомились?

— Что узнали нового?

Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу.

У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения

Н. Сладкова.

Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке.

Слайд 20


10. Домашнее задание.

Разделите текст на две части (до и после грозы).

Подготовьте выразительное чтение одной из частей рассказа.

Кто захочет, к следующему уроку подготовит пересказ рассказа

Н.И. Сладкова «Весенний гам»




Модели обложек.

1 2




Н.И. Сладков










Апрельские шутки

Снег и Ветер




Н.И. Сладков









Апрельские шутки

Снег и Ветер



















Н.И. Сладков












Апрельские шутки

Снег и Ветер



Н.И. Сладков












Апрельские шутки

Снег и Ветер




3 4
















Наслаждение

Восхищение

Радость


Ответственность

Уныние


Вдохновение

Гордость






Н.И. Сладков

































Апрельские шутки

Снег и Ветер






Н.И. Сладков

































Весенний гам.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «И. Токмакова «Живи, ёлочка»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: