Тема: Н.И. Сладков «Весенний гам»
Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе
Цель урока: систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»
Задачи урока:
образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова;
развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность;
воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)
Ход урока.
Деятельность ученика | |
Слайд 2 | |
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным творчеством Николая Ивановича Сладкова и с разнообразием русской природы. | |
2. Проверка домашнего задания и повторение изученного | |
Дома вы должны были повторить уже пройденные произведения Н.И. Сладкова. Ваша задача узнать произведения по отрывку. | Ученик читает отрывок из произведения. Слайд 3 «Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки») Слайд 4 «Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер») Слайд 5 «Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»).
|
Молодцы, ребята, замечательно поработали дома. Вы были внимательны и смогли определить произведение Г.А. Скребицкого. А теперь поработайте в парах и найдите среди моделей обложек ту модель, которая подойдет сразу ко всем прочитанным отрывкам из произведений Николая Ивановича Сладкова. | Ребята работают с заготовками моделей обложек и ищут нужную модель обложки. |
Давайте проверим, справились ли вы с этим заданием. | Дети называют свои варианты ответа. После этого на экран выводится правильный вариант ответа. Слайд 6 |
Молодцы. А кто может доказать, почему выбрал именно эту обложку? | Все отрывки были из сказок Н.И. Сладкова, поэтому я выбрал круг. Круг зеленого цвета. Потому что все эти сказки о природе. |
Спасибо за верные рассуждения. Прежде чем перейдем к знакомству с новым произведением Николая Сладкова, я хочу задать вам вопрос, ответ на который мы узнаем в конце урока. Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению? |
|
Подготовка к чтению. Слайд 7 | |
Михаил Иванович Пришвин писал: «По природе своего таланта Николай Иванович был наблюдателем, «фотографом». И рассказы его часто напоминают мгновенные снимки, но не застывшие, а живые, объемные, наполненные запахами и звуками. При желании в них можно войти, спокойно осмотреться и… увидеть то, что когда-то поразило автора, а теперь удивляет, восхищает и поражает всех нас.
|
|
Откройте ваши учебники на странице … Прочитайте фамилию автора и заголовок произведения. | Н.И. Сладков «Весенний гам» |
Как вы думаете, если судить по названию, о чем это произведение? | О весеннем лесе, о звуках природы весной; о том, как шумит лесной лес. |
Первичное восприятие текста. | |
А сейчас закройте глаза. Когда я буду читать постарайтесь представить себя на месте писателя и увидеть природу его глазами. | Дети слушают чтение учителя. |
— Какой видит Сладков русскую природу? |
|
4. Словарная работа. | |
— Какие незнакомые слова встретились в тексте? — Кто может объяснить? (Учащиеся объясняют смысл прочитанных слов, затем читают объяснение непонятных слов в учебнике на странице 124) |
|
Как вы понимаете слово «гам»? | Когда все шумят; шумно и ничего не разобрать в этом шуме. Читают в учебнике или ищут объяснение в толковом словаре. |
Посмотрите на экран и послушайте лесной гам. | Слайд 8 При щелчке мышкой появляется звук. |
Как вы думаете, что означат сочетание слов «парная чащоба»? Объясните мне лексическое значение каждого слова в отдельности. | Чащоба – это непроходимый лес, от слова «чаща». А «парная» — когда жарко, душно. |
Посмотрите на следующий слайд. | Слайд 9 |
А сейчас прочитайте точное толкование слов в учебнике. | Дети читают. |
5. Самостоятельная работа с текстом. Работа над способом чтения «про себя» | |
Прочитайте про себя. | Дети самостоятельно читают произведение Н.И. Сладкова «Весенний гам» |
6. Физкультминутка. «Прогулка по весеннему лесу». | |
Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер роняет росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад. |
|
7. Работа над произведением. | |
Что произошло в лесу? | Наступила весна, лес ожил, зазвучали лесные звуки, стало шумно. |
Что изменилось после дождя? | Воздух в лесу стал чище, даже сухие листья ожили, животные радуются. |
Найдите в тексте и зачитайте ответ на вопросы: — Какие капли прыгают на березах? — Как бубнит ручей? | Дети зачитывают из текста. Слайд 10 Проверка со слайда. Просматривание картинок, прослушивание звуков. |
Какие звуки издают весной звери и птицы? Найдите и зачитайте предложения. | Дети зачитывают.
Самостоятельное выполнение задания №1 на странице 74 в рабочей тетради по литературному чтению. Взаимопроверка. |
Ребята. Послушайте звуки леса и попробуйте определить, кто эти звуки издает. | Прослушивание звуков леса, просмотр серии картинок. Слайды 11 — 17 |
Что вы услышали? Расскажите. | Журчание ручейка, пение птиц, шум ветра, стрекот кузнечиков, сверчков, шелест листвы, стук дятла. |
Какие чувства можно испытать, находясь в таком лесу. | Можно испытать радость, вдохновение, гордость за нашу природу, ответственность, наслаждение и др. |
Как, по – вашему, нужно относиться к природе, чтобы нам хотелось вновь и вновь приходить в лес? | Природу нужно беречь и охранять. |
8. Обобщение знаний. | |
У Николая Ивановича Сладкова есть очень хорошие слова: «Лес не школа, а учит!» Как вы понимаете эти слова? | Лес учит нас бережному отношению не только к природе, но и к животным, к тем, кого приручили; еще лес приучает нас к чистоте и порядку. |
Спасибо, ребята. Позвольте напомнить вам, что мы должны были получить ответ на вопрос, который прозвучал перед знакомством с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Весенний гам». Кто помнит этот вопрос? | Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению? |
Верно. Кто даст ответ? | Этот вариант не подойдет, потому что у нас была модель обложки к сказкам, а мы прочитали рассказ. Поэтому в модели обложки должен быть прямоугольник зеленого цвета. Дети сверяют ответ со слайдом 18 |
9. Итог урока. Рефлексия. | |
Слайд 19 — С каким произведением познакомились? — Что узнали нового? Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу. У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения Н. Сладкова. Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке. Слайд 20 |
|
10. Домашнее задание. | |
Разделите текст на две части (до и после грозы). Подготовьте выразительное чтение одной из частей рассказа. Кто захочет, к следующему уроку подготовит пересказ рассказа Н.И. Сладкова «Весенний гам» |
|
Модели обложек.
1 2
| Н.И. Сладков
Апрельские шутки Снег и Ветер
|
3 4
Наслаждение
Восхищение
Радость
Ответственность
Уныние
Вдохновение
Гордость