литературное краеведение: творчество писателей Кузбасса, 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 80» г Кемерово












«Литературное краеведение»

(авторская программа).

5 класс








подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Порохина Татьяна Викторовна






Г. Кемерово

2010








Пояснительная записка.

Термин «краеведение» появился на рубеже 20 века.

Краеведение — это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания подрастающего поколения на народных традициях, речевой культуре.

Краеведение воспитывает чувство здорового патриотизма, гражданского самосознания, бережного отношения к прошлому, уважения к предкам, к тем, кто внес посильный вклад в прославление родной земли.

Основные концепции обновления и развития школы предполагают:

— возрождение национального самосознания народа, традиций национальной духовной культуры;

— определение соотношений Федерального и национально-регионального компонентов в содержании литературы;

-внедрение в школьную деятельность народных традиций, культуры, фольклора.

В данной программе «Литературное краеведение» предусматривается всестороннее изучение фольклора, творчества прозаиков и поэтов Сибири, Кузбасса, основанного на народных традициях, животворной связи с народными истоками.

Цель программы:

Формирование духовно-нравственной личности через комплексное включение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи, способствующие достижению цели:

познавательно-исследовательская задача: познавать, исследовать литературу родного края, изучать ее народные истоки и традиции посредством экскурсий в библиотеки, музеи литературные места области;

развивающая задача: развивать всесторонне учащихся на уроках литературы, встречах с писателями Кузбасса, на литературных страницах в газете, школьных журналах, на конкурсах собственных стихов, сочинений, рефератов;

воспитывающая: воспитывать патриота родного края, формировать систему нравственных ценностей, интерес к традициям предков, их культуре.

Работа по программе «Литературное краеведение» организуется по тре направлениям:

  1. Изучение краеведческого материала на уроке в соответствии с «Тематическим планированием содержания регионального компонента по литературе в 5-11 классах».

  2. Литературное краеведение во внеурочной деятельности

  3. Работа с одаренными детьми.


Программа «Литературное краеведение» рассчитана на 34 часа.




Учебный план


п/п

Наименование разделов (базового/регионального компонентов)

Количество

часов

1.




Славянские мифы.

Легенды, мифы и предания народов Кузбасса.

4

2.





Устное народное творчество, его основные виды.

Жанровый состав фольклора Кемеровской области.

15

3.




Из древнерусской литературы.

Родной край в произведениях древнерусской литературы.

1

4.



Басни народов мира.

Баснописцы Сибири.

2

5.





Из литературы 19 века.

Народная проза Кузбасса.

Сибирские баллады.

Родная природа в стихах поэтов Кузбасса.

9

6.

Из литературы 20 века.

Родная природа в стихах Игоря Киселева.


1

7.




Повторение.

Зачет по курсу «Литературное краеведение».

2












Итого:

34 часа

Календарно-тематическое планирование.

Литературное краеведение.

5 класс (34 часа: 1час в неделю).

урока

Содержание основного курса.

Тема раздела, занятия.

Содержание национально-регионального компонента.

Тема раздела, занятия.

Кол-во часов

Форма

контроля.


Славянские мифы.


4ч.


1урок



2урок

Возникновение мифов.


Славянские мифологические герои и персонажи.

Легенды, мифы и предания народов Кузбасса.


Мифологические персонажи в фольклоре Кузбасса.

2


Устные пересказы учащихся.

3 – 4

уроки

РР. Проба пера…

Сочинение мифа «Луна и Солнце» по мотивам народных преданий Кузбасса.

2

Сочинение.


Устное народное творчество, его основные виды.


15ч.


5урок




6урок

Фольклор как словесное творчество народа.


Жанровый состав русского фольклора.

Из истории устного народного творчества коренных народов Кузбасса.

Жанровый состав фольклора Кемеровской области.

1




1




Тест.

7урок


8урок

Былины. Русский народный эпос.


Былинные богатыри-воины.

Былины и исторические песни Южной Сибири.

Язык былин: «Домовой», «Левша», «Русалка», «Легенда о Кие», «Про скалу любви».

1



1



Устный пересказ.

9 – 10

уроки

РР. Проба пера…

Сочинение былины о сибирском богатыре.

2

Сочинение.

11 -12 уроки

Русские народные сказки.

Виды сказок.

Сказки и сказочницы юга Кузбасса.

Сибирские сказки о животных.

2


Устный пересказ.

13урок

Русская народная волшебная сказка «Василиса Прекрасная».

Сибирские сказки о мачехе и падчерице.

Образ падчерицы в современных сказках Кузнецкого региона.

1

Конкурс рисунков по сказкам.

14урок

Структурные особенности различных сказочных форм. Легенда «Вазуза и Волга».

Топонимические легенды Кузнецкого региона.

1

Устный пересказ.

15урок

Сказки народов мира. Схожие сюжеты.

Национальный колорит русских и шорских современных сказок.

1

Устный пересказ.

16урок

РР. Изложение по сюжету одной из сказок народов мира.

Изложение по тексту шорской сказки «Мальчик».

1

Изложение.

17урок

РР. Сочинение собственной сказки.

Сочинение сказки по мотивам телеутской «Песни о трех братьях».

1

Сочинение.

18урок

Малые жанры фольклора.

Сборник пословиц В.И.Даля.

Собрание пословиц юга Кузбасса.

1

Конкурс на лучшего знатока пословиц.

19урок

Народный календарь.

Обрядовая поэзия.

Обрядовые игры, ряжения, колядования в селах Кемеровской области.

1

Выступление

на Рождественском празднике.



Из древнерусской литературы.


1ч.


20урок

Из «Повести временных лет».

Родной край в произведениях древнерусской литературы.

1

Конкурс рисунков.


Басни народов мира.

Русская басня.


2ч.


21-22

уроки

Басня, притча.

Сатирическое и нравоучительное в баснях Эзопа и И.А. Крылова.


Баснописцы Сибири.

2

Конкурсная инсценировка басни.


Из литературы 19 века.


9ч.


23 урок

А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта.

Заочная экскурсия «У памятника А.С. Пушкина в родном городе».

1

Литературная викторина «Памятники А.С. Пушкину в Москве, Петербурге, Кемерово».

24урок

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Былинные и сказочные персонажи и мотивы в поэме.

Былинные и сказочные персонажи и мотивы в народной прозе Кузбасса: сопоставительный анавлиз.

1



Устные ответы на вопросы.

25урок

Поэзия 19 века о родной природе (А.С. Пушкин,П. А. Вяземский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский).

Родная природа в стихах поэтов-кузбассовцев:

Б.В. Бурмистрова, С.Л.Донбая, А.И. Каткова.

1


Конкурсное чтение наизусть.

26 -27 уроки

М.Ю. Лермонтов.

«Бородино».

Отечественная война 1812 года и ее богатыри.


И.И. Козлов «Сон ратника». Возвращение солдата в отеческий дом.


Отечественная война 1812 года в судьбе героя Л.Н. Толстого Пети Ростова.

Прославление подвига в балладах поэтов-кузбассовцев В.Романова и Ю. Мишуты.




Мотивы возвращения солдата на родину в современной сибирской балладе.

1







1

Викторина «На поле Бородина».




Фотопрезентация «Герои –кузбассовцы в годы войны».

28 урок

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.

Сибирская сказка «Охотник и черт».

1

Конкурс рисунков к повести и сказке.

29- 30 уроки



30урок

И.С. Тургенев, Н.А.Некрасов. Темы крестьянской жизни.

«Муму». Сходство и различие образов Микулы Селяниновича и Герасима.

Господа и крепостные рабы. Особенный характер труда русского крестьянина.

Освоение юго-запада Сибири и мера сибирского труда.


1




1


Устные ответы на вопросы.

Устные ответы на вопросы.

31 урок

А.П.Чехов. «Степь»,

А.В.Кольцов «Косарь».

Образы Матери-Земли в народной поэзии Кузбасса.

1

Создание диафильма «По чеховским местам».



Из литературы 20 века.


1ч.


32урок

Лирика А.Блока, И.Бунина, С.Есенина: единство природы и человека.

Родная природа в стихах Игоря Киселева.

1

Реферат на тему «Великий певец природы — И. Киселев».

33 — 34 уроки


























Итоговые уроки.

Повторение изученного.

Литературно-краеведческая игра «Писатели Земли Кузнецкой».

2ч.

Игра – зачет по всему курсу «Литературное краеведение».


Итого:

(28 + 6РР)

34ч.


Список литературы.

1.Казаркин А.П. Литературное краеведение в Кузбассе: Учебное пособие. /Сост.: А.П. Казаркин. – Кемерово: Изд- во КРИПКиПРО, 2005.


2.Староверова Т.Л. Народная культура и литература: Учебное пособие в 2-х частях. /Сост.: Т.Л. Староверова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005.


3.Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев. Историко-литературная хрестоматия: Учебное пособие. /Сост.: Д.В. Кацюба. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001.


4.Литературное краеведение в воспитательно-образовательном процессе: Методические рекомендации. /Сост.: В.В. Мишута. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004.


Свежие документы:  Урок литературного чтения в 1 классе "Звук [ ш ], буква Шш"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: