Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80» г Кемерово
«Литературное краеведение»
(авторская программа).
5 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Порохина Татьяна Викторовна
Г. Кемерово
2010
Пояснительная записка.
Термин «краеведение» появился на рубеже 20 века.
Краеведение — это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания подрастающего поколения на народных традициях, речевой культуре.
Краеведение воспитывает чувство здорового патриотизма, гражданского самосознания, бережного отношения к прошлому, уважения к предкам, к тем, кто внес посильный вклад в прославление родной земли.
Основные концепции обновления и развития школы предполагают:
— возрождение национального самосознания народа, традиций национальной духовной культуры;
— определение соотношений Федерального и национально-регионального компонентов в содержании литературы;
-внедрение в школьную деятельность народных традиций, культуры, фольклора.
В данной программе «Литературное краеведение» предусматривается всестороннее изучение фольклора, творчества прозаиков и поэтов Сибири, Кузбасса, основанного на народных традициях, животворной связи с народными истоками.
Цель программы:
Формирование духовно-нравственной личности через комплексное включение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи, способствующие достижению цели:
—познавательно-исследовательская задача: познавать, исследовать литературу родного края, изучать ее народные истоки и традиции посредством экскурсий в библиотеки, музеи литературные места области;
—развивающая задача: развивать всесторонне учащихся на уроках литературы, встречах с писателями Кузбасса, на литературных страницах в газете, школьных журналах, на конкурсах собственных стихов, сочинений, рефератов;
—воспитывающая: воспитывать патриота родного края, формировать систему нравственных ценностей, интерес к традициям предков, их культуре.
Работа по программе «Литературное краеведение» организуется по тре направлениям:
Изучение краеведческого материала на уроке в соответствии с «Тематическим планированием содержания регионального компонента по литературе в 5-11 классах».
Литературное краеведение во внеурочной деятельности
Работа с одаренными детьми.
Программа «Литературное краеведение» рассчитана на 34 часа.
Учебный план
Наименование разделов (базового/регионального компонентов) | Количество часов | |
1.
| Славянские мифы. Легенды, мифы и предания народов Кузбасса. | 4 |
2.
| Устное народное творчество, его основные виды. Жанровый состав фольклора Кемеровской области. | 15 |
3.
| Из древнерусской литературы. Родной край в произведениях древнерусской литературы. | 1 |
4.
| Басни народов мира. Баснописцы Сибири. | 2 |
5.
| Из литературы 19 века. Народная проза Кузбасса. Сибирские баллады. Родная природа в стихах поэтов Кузбасса. | 9 |
6. | Из литературы 20 века. Родная природа в стихах Игоря Киселева.
| 1 |
7.
| Повторение. Зачет по курсу «Литературное краеведение». | 2 |
| Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование.
Литературное краеведение.
5 класс (34 часа: 1час в неделю).
Содержание основного курса. Тема раздела, занятия. | Содержание национально-регионального компонента. Тема раздела, занятия. | Кол-во часов | Форма контроля. | |
| Славянские мифы. |
| 4ч. |
|
1урок
2урок | Возникновение мифов.
Славянские мифологические герои и персонажи. | Легенды, мифы и предания народов Кузбасса.
Мифологические персонажи в фольклоре Кузбасса. | 2 |
Устные пересказы учащихся. |
3 – 4 уроки | РР. Проба пера… | Сочинение мифа «Луна и Солнце» по мотивам народных преданий Кузбасса. | 2 | Сочинение. |
| Устное народное творчество, его основные виды. |
| 15ч. |
|
5урок
6урок | Фольклор как словесное творчество народа.
Жанровый состав русского фольклора. | Из истории устного народного творчества коренных народов Кузбасса. Жанровый состав фольклора Кемеровской области. | 1
1 |
Тест. |
7урок
8урок | Былины. Русский народный эпос.
Былинные богатыри-воины. | Былины и исторические песни Южной Сибири. Язык былин: «Домовой», «Левша», «Русалка», «Легенда о Кие», «Про скалу любви». | 1
1 |
Устный пересказ. |
9 – 10 уроки | РР. Проба пера… | Сочинение былины о сибирском богатыре. | 2 | Сочинение. |
11 -12 уроки | Русские народные сказки. Виды сказок. | Сказки и сказочницы юга Кузбасса. Сибирские сказки о животных. | 2 |
Устный пересказ. |
13урок | Русская народная волшебная сказка «Василиса Прекрасная». | Сибирские сказки о мачехе и падчерице. Образ падчерицы в современных сказках Кузнецкого региона. | 1 | Конкурс рисунков по сказкам. |
14урок | Структурные особенности различных сказочных форм. Легенда «Вазуза и Волга». | Топонимические легенды Кузнецкого региона. | 1 | Устный пересказ. |
15урок | Сказки народов мира. Схожие сюжеты. | Национальный колорит русских и шорских современных сказок. | 1 | Устный пересказ. |
16урок | РР. Изложение по сюжету одной из сказок народов мира. | Изложение по тексту шорской сказки «Мальчик». | 1 | Изложение. |
17урок | РР. Сочинение собственной сказки. | Сочинение сказки по мотивам телеутской «Песни о трех братьях». | 1 | Сочинение. |
18урок | Малые жанры фольклора. Сборник пословиц В.И.Даля. | Собрание пословиц юга Кузбасса. | 1 | Конкурс на лучшего знатока пословиц. |
19урок | Народный календарь. Обрядовая поэзия. | Обрядовые игры, ряжения, колядования в селах Кемеровской области. | 1 | Выступление на Рождественском празднике. |
| Из древнерусской литературы. |
| 1ч. |
|
20урок | Из «Повести временных лет». | Родной край в произведениях древнерусской литературы. | 1 | Конкурс рисунков. |
| Басни народов мира. Русская басня. |
| 2ч. |
|
21-22 уроки | Басня, притча. Сатирическое и нравоучительное в баснях Эзопа и И.А. Крылова.
| Баснописцы Сибири. | 2 | Конкурсная инсценировка басни. |
| Из литературы 19 века. |
| 9ч. |
|
23 урок | А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. | Заочная экскурсия «У памятника А.С. Пушкина в родном городе». | 1 | Литературная викторина «Памятники А.С. Пушкину в Москве, Петербурге, Кемерово». |
24урок | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Былинные и сказочные персонажи и мотивы в поэме. | Былинные и сказочные персонажи и мотивы в народной прозе Кузбасса: сопоставительный анавлиз. | 1 |
Устные ответы на вопросы. |
25урок | Поэзия 19 века о родной природе (А.С. Пушкин,П. А. Вяземский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский). | Родная природа в стихах поэтов-кузбассовцев: Б.В. Бурмистрова, С.Л.Донбая, А.И. Каткова. | 1 |
Конкурсное чтение наизусть. |
26 -27 уроки | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Отечественная война 1812 года и ее богатыри.
И.И. Козлов «Сон ратника». Возвращение солдата в отеческий дом.
Отечественная война 1812 года в судьбе героя Л.Н. Толстого Пети Ростова. | Прославление подвига в балладах поэтов-кузбассовцев В.Романова и Ю. Мишуты.
Мотивы возвращения солдата на родину в современной сибирской балладе. | 1
1 | Викторина «На поле Бородина».
Фотопрезентация «Герои –кузбассовцы в годы войны». |
28 урок | Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. | Сибирская сказка «Охотник и черт». | 1 | Конкурс рисунков к повести и сказке. |
29- 30 уроки
30урок | И.С. Тургенев, Н.А.Некрасов. Темы крестьянской жизни.
«Муму». Сходство и различие образов Микулы Селяниновича и Герасима. | Господа и крепостные рабы. Особенный характер труда русского крестьянина. Освоение юго-запада Сибири и мера сибирского труда.
| 1
1 |
Устные ответы на вопросы. Устные ответы на вопросы. |
31 урок | А.П.Чехов. «Степь», А.В.Кольцов «Косарь». | Образы Матери-Земли в народной поэзии Кузбасса. | 1 | Создание диафильма «По чеховским местам». |
| Из литературы 20 века. |
| 1ч. |
|
32урок | Лирика А.Блока, И.Бунина, С.Есенина: единство природы и человека. | Родная природа в стихах Игоря Киселева. | 1 | Реферат на тему «Великий певец природы — И. Киселев». |
33 — 34 уроки
| Итоговые уроки. Повторение изученного. | Литературно-краеведческая игра «Писатели Земли Кузнецкой». | 2ч. | Игра – зачет по всему курсу «Литературное краеведение». |
| Итого: | (28 + 6РР) | 34ч. |
|
Список литературы.
1.Казаркин А.П. Литературное краеведение в Кузбассе: Учебное пособие. /Сост.: А.П. Казаркин. – Кемерово: Изд- во КРИПКиПРО, 2005.
2.Староверова Т.Л. Народная культура и литература: Учебное пособие в 2-х частях. /Сост.: Т.Л. Староверова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005.
3.Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев. Историко-литературная хрестоматия: Учебное пособие. /Сост.: Д.В. Кацюба. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001.
4.Литературное краеведение в воспитательно-образовательном процессе: Методические рекомендации. /Сост.: В.В. Мишута. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004.