Литературные чтения по творчеству Ф.И. Тютчева для учащихся 5 – 6 классов

Литературные чтения по творчеству Ф.И. Тютчева

для учащихся 5 – 6 классов.


Цели: — познакомиться с личностью и жизнью поэта;

вырабатывать навыки выразительного чтения лирического

произведения;

— формировать нравственно-эстетическое отношение

к природе и окружающему миру.


Учитель: Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии (сейчас это Брянская область). Фёдор Иванович был вторым ребёнком в семье. Брат Николай – на два года старше. Сестра Дарья – на три года младше. У Тютчевых было ещё три сына – Сергей, Дмитрий, Василий, но они умерли в раннем возрасте.

Будущий поэт получил хорошее домашнее образование. С 1813 года домашним учителем Фёдора Тютчева стал Семён Егорович Раич, молодой поэт и переводчик, знаток классической и итальянской литературы.

Осенью 1819 года Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.

После университета будущий поэт зачислен в Государственную коллегию иностранных дел, а вскоре он едет в должности сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии в Мюнхен (Германия) и проводит там 22 года (почти треть жизни), изредка навещая Россию.

Надо отметить, что с 20 лет и до самой смерти, то есть полвека, Тютчев состоял в чиновниках.

В Германии поэт встречается с Фридриком Вильгельмом Шеллингом, известным философом, а также с Генрихом Гейне.

В Россию поэт возвращается лишь в 1844 году.

Тютчев был не только желанным гостем в самых именитых столичных салонах, но и до конца своих дней дышал воздухом придворных апартаментов.

Тютчев был знаком с Л.Н. Толстым, Чаадаевым, Герценым, Жуковским, Вяземским, Карамзиным. Это были и друзья Пушкина.

Пушкин был младше Тютчева на 4 года, но они никогда не виделись. Судьба их постоянно разводила. В 1822 году пред отбытием в Германию Тютчев приехал в Петербург, но Пушкин находился в южной ссылке, а во время тютчевского отпуска 1825 года Пушкин безвыездно жил в Михайловском. Они могли встретиться с 19 июля по 10 августа 1830 года (в течение этих 20 дней оба находились в Петербурге), но Пушкин был весь поглощён своей предстоящей свадьбой с Натальей Гончаровой.

В последние годы жизнь Тютчева нераздельно связана с жизнью семьи. Последние 195 дней, которые он прожил больным, от него не отходила его жена, Эрнестина Фёдоровна.

1 апреля 1873 года в Москве родился первый внук поэта (в семье сына Тютчева и Эрнестины Фёдоровны – Ивана), а 15 июля Тютчев скончался в Царском Селе.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения" 10 класс

18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Вся жизнь Фёдора Ивановича, дипломата, светского завсегдатая, философа и поэта, была полна парадоксов, запутаннейших драматических коллизий. Советую вам прочитать книгу о нём из серии «Жизнь замечательных людей».

В семье Тютчева говорили на французском языке, долгие годы дипломатической службы также предполагали общение на французском языке. Публицистические статьи и большинство писем Тютчева были написаны тоже на французском языке, но стихотворения неизменно складывались на русском.

Сегодня мы окунёмся в поэзию Тютчева. Затронем тему природы в его творчестве. Чувство природы пробудилось в поэте ещё в детстве, среди рек, озёр и полей усадьбы Овстуг.

Природа в поэзии Тютчева очеловечена, одухотворена. Она словно живое существо. В его стихотворениях природа дышит, радуется, грустит.

Ученик: Какое дикое ущелье!

Ко мне навстречу ключ бежит –

Он в дол спешит на новоселье…

Я лезу вверх, где ель стоит.


Вот взобрался я на вершину,

Сижу здесь радостен и тих…

Ты к людям, ключ, спешишь в долину –

Попробуй, каково у них!

Учитель: Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты времён года. Например, переход от зимы к весне, от осени к зиме.

Ученик: Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят, —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…


Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»


Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ученик: Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Ученик: Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.


И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.


Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…


Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.


Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Ученик: Листья.

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака»"

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.


Мы ж, лёгкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время

На сучьях гостим,

Всё красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..


Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!


О буйные ветры,

Скорее, скорее!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Учитель: Очень часто в стихотворениях поэт описывает такое явление природы, как гроза.

— Вспомните известное стихотворение Ф.И. Тютчева о грозе, которое изучают в младших классах. Кто прочтёт его? («Люблю грозу в начале мая»)

Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Вот ещё стихотворения, где встречается такое природное явление, как гроза.

Ученик: Успокоение.

Гроза прошла – ещё курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сражённый,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освежённой.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася,

И радуга концом дуги своей

В зелёные вершины уперлася.

Ученик: Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.


Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.


Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.


Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.


Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятённая земля.

Учитель: Когда я читаю стихотворения Тютчева, мне становится спокойно на душе. В его стихах я нахожу упоение, тишину.

Ученик: Вечер.

Как тихо веет над долиной

Далёкий колокольный звон,

Свежие документы:  План работы ШМО учителей русского языка и литературы на 2014-2015 учебный год

Как шорох стаи журавлиной, —

И в шуме листьев замер он.


Как море внешнее в разливе,

Светлея, не колыхнет день, —

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

Ученик: Полдень.

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.


И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Ученик: Песок сыпучий по колено…

Мы едем – поздно – меркнет день,

И сосен, по дороге, тени,

Уже в одну слилися тень.

Черней и чаще бор глубокий –

Какие грустные места!

Ночь хмурая, как зверь стоокий,

Глядит из каждого куста!

Ученик: Ещё шумел весёлый день,

Толпами улица блистала,

И облаков вечерних тень

По светлым кровлям пролетала.


И доносилися порой

Все звуки жизни благодатной –

И всё в один сливалось строй,

Стозвучный, шумный и невнятный.


Весенней негой утомлён,

Я впал в невольное забвенье;

Не знаю, долог ли был сон,

Но странно было пробужденье…


Затих повсюду шум и гам,

И воцарилося молчанье –

Ходили тени по стенам

И полусонное мерцанье…


Украдкою в моё окно

Глядело бледное светило,

И мне казалось, что оно

Мою дремоту сторожило.


И мне казалось, что меня

Какой-то миротворный гений

Из пышно-золотого дня

Увлёк, незримый, в царство теней.

Учитель: Лирика Тютчева проникнута восторгом и величием перед красотой природы. Тютчев восхищается природой даже тогда, когда она увядает.

Ученик: Осенний вечер.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев тёмный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в сущности разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Учитель: Сегодня мы с вами окунулись в тему природы в творчестве Ф.И. Тютчева, познакомились с его замечательными стихотворениями.



















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: