Литературные чтения по творчеству Ф.И. Тютчева
для учащихся 5 – 6 классов.
Цели: — познакомиться с личностью и жизнью поэта;
— вырабатывать навыки выразительного чтения лирического
произведения;
— формировать нравственно-эстетическое отношение
к природе и окружающему миру.
Учитель: Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии (сейчас это Брянская область). Фёдор Иванович был вторым ребёнком в семье. Брат Николай – на два года старше. Сестра Дарья – на три года младше. У Тютчевых было ещё три сына – Сергей, Дмитрий, Василий, но они умерли в раннем возрасте.
Будущий поэт получил хорошее домашнее образование. С 1813 года домашним учителем Фёдора Тютчева стал Семён Егорович Раич, молодой поэт и переводчик, знаток классической и итальянской литературы.
Осенью 1819 года Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.
После университета будущий поэт зачислен в Государственную коллегию иностранных дел, а вскоре он едет в должности сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии в Мюнхен (Германия) и проводит там 22 года (почти треть жизни), изредка навещая Россию.
Надо отметить, что с 20 лет и до самой смерти, то есть полвека, Тютчев состоял в чиновниках.
В Германии поэт встречается с Фридриком Вильгельмом Шеллингом, известным философом, а также с Генрихом Гейне.
В Россию поэт возвращается лишь в 1844 году.
Тютчев был не только желанным гостем в самых именитых столичных салонах, но и до конца своих дней дышал воздухом придворных апартаментов.
Тютчев был знаком с Л.Н. Толстым, Чаадаевым, Герценым, Жуковским, Вяземским, Карамзиным. Это были и друзья Пушкина.
Пушкин был младше Тютчева на 4 года, но они никогда не виделись. Судьба их постоянно разводила. В 1822 году пред отбытием в Германию Тютчев приехал в Петербург, но Пушкин находился в южной ссылке, а во время тютчевского отпуска 1825 года Пушкин безвыездно жил в Михайловском. Они могли встретиться с 19 июля по 10 августа 1830 года (в течение этих 20 дней оба находились в Петербурге), но Пушкин был весь поглощён своей предстоящей свадьбой с Натальей Гончаровой.
В последние годы жизнь Тютчева нераздельно связана с жизнью семьи. Последние 195 дней, которые он прожил больным, от него не отходила его жена, Эрнестина Фёдоровна.
1 апреля 1873 года в Москве родился первый внук поэта (в семье сына Тютчева и Эрнестины Фёдоровны – Ивана), а 15 июля Тютчев скончался в Царском Селе.
18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Вся жизнь Фёдора Ивановича, дипломата, светского завсегдатая, философа и поэта, была полна парадоксов, запутаннейших драматических коллизий. Советую вам прочитать книгу о нём из серии «Жизнь замечательных людей».
В семье Тютчева говорили на французском языке, долгие годы дипломатической службы также предполагали общение на французском языке. Публицистические статьи и большинство писем Тютчева были написаны тоже на французском языке, но стихотворения неизменно складывались на русском.
Сегодня мы окунёмся в поэзию Тютчева. Затронем тему природы в его творчестве. Чувство природы пробудилось в поэте ещё в детстве, среди рек, озёр и полей усадьбы Овстуг.
Природа в поэзии Тютчева очеловечена, одухотворена. Она словно живое существо. В его стихотворениях природа дышит, радуется, грустит.
Ученик: Какое дикое ущелье!
Ко мне навстречу ключ бежит –
Он в дол спешит на новоселье…
Я лезу вверх, где ель стоит.
Вот взобрался я на вершину,
Сижу здесь радостен и тих…
Ты к людям, ключ, спешишь в долину –
Попробуй, каково у них!
Учитель: Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты времён года. Например, переход от зимы к весне, от осени к зиме.
Ученик: Весенние воды.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят, —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ученик: Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Ученик: Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Ученик: Листья.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим,
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорее!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Учитель: Очень часто в стихотворениях поэт описывает такое явление природы, как гроза.
— Вспомните известное стихотворение Ф.И. Тютчева о грозе, которое изучают в младших классах. Кто прочтёт его? («Люблю грозу в начале мая»)
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Вот ещё стихотворения, где встречается такое природное явление, как гроза.
Ученик: Успокоение.
Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.
Ученик: Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятённая земля.
Учитель: Когда я читаю стихотворения Тютчева, мне становится спокойно на душе. В его стихах я нахожу упоение, тишину.
Ученик: Вечер.
Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, —
И в шуме листьев замер он.
Как море внешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, —
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
Ученик: Полдень.
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Ученик: Песок сыпучий по колено…
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени,
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Ученик: Ещё шумел весёлый день,
Толпами улица блистала,
И облаков вечерних тень
По светлым кровлям пролетала.
И доносилися порой
Все звуки жизни благодатной –
И всё в один сливалось строй,
Стозвучный, шумный и невнятный.
Весенней негой утомлён,
Я впал в невольное забвенье;
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье…
Затих повсюду шум и гам,
И воцарилося молчанье –
Ходили тени по стенам
И полусонное мерцанье…
Украдкою в моё окно
Глядело бледное светило,
И мне казалось, что оно
Мою дремоту сторожило.
И мне казалось, что меня
Какой-то миротворный гений
Из пышно-золотого дня
Увлёк, незримый, в царство теней.
Учитель: Лирика Тютчева проникнута восторгом и величием перед красотой природы. Тютчев восхищается природой даже тогда, когда она увядает.
Ученик: Осенний вечер.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть;
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев тёмный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в сущности разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Учитель: Сегодня мы с вами окунулись в тему природы в творчестве Ф.И. Тютчева, познакомились с его замечательными стихотворениями.