Литературный ринг

Ханты- Мансийский автономный округ

Тюменская область

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 14»







Литературный ринг












МОУ СОШ № 14 г. Нягань


Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна















Нягань 2011

Данное мероприятие разработано для внеклассной работы с учащимися, чтобы ещё раз приобщить к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина. Значимость такого приобщения важна особенно сейчас, когда в современном литературном процессе творится настоящее «вавилонское столпотворение», когда в обществе на нет сведены духовно-нравственные ценности. Именно сейчас следует начинать кропотливую работу по восстановлению интереса к русской классике.

Предлагаю примерный сценарий одного мероприятия для внеклассной работы с учащимися старших классов.

Сценарий литературного ринга «Наш любимый А.С.Пушкин»


Перед состязанием даётся домашнее задание по теме «А.С.Пушкин и современность» Ребята должны подготовить сцену из любого произведения А.С.Пушкина, увязав её с современностью.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня на литературном ринге встретятся две команды.

Я приглашаю команды 10 а и 10б классов.

Позвольте познакомить вас с правилами игры.

Литературный ринг будет состоять из трёх раундов.

I раунд – задание для команд.

II раунд – вопросы друг другу и выполнение домашнего задания.

III раунд – марафон по роману «Евгений Онегин» и состязания.

В перерыве между раундами звучит классическая музыка.

Я с удовольствием представляю вам наше справедливое жюри.

Судейская коллегия оценивает по пятибалльной системе знание

литературного материала, находчивость, умение отвечать на вопросы

команды-соперницы, зрителей, ведущего.

Дорогие болельщики! От ваших аплодисментов будет зависеть

настроение участников конкурса. Вы можете принести очки своей команде,

задав вопрос по творчеству А.С.Пушкина команде-сопернице.

Ведущий приглашает представителей команд для жеребьёвки. В дальнейшем по её результатам команды называются №1 и №2.

Разминка.

  1. Где и когда родился А.С.Пушкин? (26 мая. по старому стилю1799г, в Москве).

  2. Как звали родителей А.С.Пушкина? (Отец – Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна.)

  3. Арап Петра Великого. Кто он? (Русский генерал Ганнибал, мать А.С.Пушкина была его внучкой.)

  4. Назови годы учёбы А.С.Пушкина в Царскосельском Лицее. (1811 – 1817)

  5. Какие произведения вошли в цикл «Маленькие трагедии»? («Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость».)

  6. Какие вы знаете сказки А.С.Пушкина? («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Жених».)

  7. Сколько детей было в семье А.С.Пушкина? (Дочери –Мария и Наталья, сыновья – Александр и Григорий).

  8. Когда погиб А.С.Пушкин ? (27 января по старому стилю 1837 года – дуэль, а

29 января 1837 года – умер.)

9. В каком произведении А.С.Пушкин восклицает:

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!? («Евгений Онегин»).

  1. У кого из героев двух произведений А.С.Пушкина одинаковые имена?

(роман «Евгений Онегин» и поэма «Медный всадник» — Евгений)

  1. В каких произведениях А.С.Пушкин изобразил Петра I ? ( «Полтава»,

«Медный всадник», «Арап Петра Великого».)

  1. В каком произведении А.С.Пушкин изобразил Пугачёва? ( «Капитанская дочка»).

  2. На какое произведение А.С.Пушкина написал оперу М.П.Мусоргский? («Борис Годунов»).

  3. На какое произведение А.С.Пушкина написал оперу М.И.Глинка? («Руслан и Людмила»).

  4. Какие оперы на сюжеты А.С.Пушкина создал П.И.Чайковский? («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»).

  5. На какое произведение написал оперу Римский-Корсаков? («Сказка о царе Салтане»)

  6. На какие произведения А.С.Пушкина написал оперы композитор Кюи? («Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Пир во время чумы».)


Звучит гонг. Начинается I раунд.

Ведущий. Прошу ко мне по одному человеку от каждой команды. Вот два конверта.

Выбирайте.

I конверт. Вы библиотекарь. Вам нужно провести обзор выставки.

Ваши читатели — это зрители.

II конверт. Вы экскурсовод. Вы должны провести заочную экскурсию

по музею А.С.Пушкина в Михайловском.

У вас есть время подумать.

А для команд мы проведём аукцион «Откуда эти строки?»

Кто правильно назовёт произведения А.С.Пушкина? За правильный ответ – воздушный шарик. Сколько шариков заработают болельщики команды — столько очков получит их команда.

  1. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! ( «К Чаадаеву».)

  1. Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут. («Во глубине сибирских руд…».)

  1. Наша ветхая лачужка,

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна? («Зимний вечер».)

  1. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

Прощай, утешайся – да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня! («Песнь о вещем Олеге».)

  1. Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..» ( «Узник».)

  1. Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. ( «К морю».)

7. Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился… ( «Пророк».)

  1. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня. ( «Няне».)

  1. Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою. ( «Арион».)

  1. Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь… («…Вновь я посетил…»)

10. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. ( «Зимнее утро».)

11. Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья. («Деревня».)

Ведущий. Назовите произведения А.С.Пушкина.

Выигрывает тот, кто будет последним.

Пока команды отвечают на вопросы, подготовлены задания из конвертов.

После их проверки звучит гонг.

Закончен I раунд.

Судейская коллегия оценивает выступление команд.

II раунд. Идёт подготовка к показу домашнего задания по теме «А.С.Пушкин и современность».(Сцена из любого произведения А.С.Пушкина, которую следовало увязать с современностью.)

Пока команды готовятся, проводим состязание среди болельщиков.

Кто изображён А.С.Пушкиным?

  1. Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надёжной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт. (Дельвиг.)

2. Философ ранний, ты бежишь

Пиров и наслаждений жизни,

На игры младости глядишь

С молчаньем хладным укоризны. (Гр.Я.Н. Толстой – член кружка

«Зелёная лампа», член Союза благоденствия.)

  1. Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он – друг и брат. (Аракчеев.)

4. Он вышней волею небес

Рождён в оковах службы царской;

Он в Риме был бы Брут. В Афинах Периклес,

А здесь он – офицер гусарский. (Чаадаев.)

5. Судьба свои дары явить желала в нём,

В счастливом баловне соединила ошибкой

Богатство, знатный род с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой. (Вяземский.)

6. Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда.

Что будет полным наконец. (Гр. М.С.Воронцов.)

  1. Мой первый друг, мой друг бесценный! (И. И. Пущин.)

  2. Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров

И грозную потеху драки… (Денис Давыдов)

После показа театрализованных представлений звучит гонг.

II раунд завершён.

Судейская коллегия выставляет оценки.

Ведущий. Начинаем III раунд.

Он будет основан на знании романа «Евгений Онегин».

Начинаем марафон.

Я читаю строки из произведения, а вы отвечайте.

На размышление даётся 1 минута.

Вопрос не ответившей команды переходит к другой команде.

Назови персонаж из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка… (Евгений Онегин.)

  1. Он сердцем милый был невежда,

Его лелеяла надежда,

И мира новый блеск и шум

Ещё пленяли юный ум. (Владимир Ленский.)

  1. Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила… (Ольга.)

  1. Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. (Татьяна.)

5. Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Всё это мужа не спросясь. ( Мать Татьяны Лариной.)

  1. Он умер в час перед обедом,

Оплаканный своим соседом,

Детьми и верною женой

Чистосердечней, чем иной.

Он был простой и добрый барин… (Дмитрий Ларин.)

  1. Благословил меня отец,

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели. (Няня Татьяны.)

  1. Кокетка, ветреный ребёнок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена! (Ольга.)

  1. Тот после первого привета,

Прервав начатый разговор,

Онегину, осклабя взор,

Вручил записку от поэта. (Зарецкий.)

  1. «Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?» (Татьяна.)

10. Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна». (Татьяна.)

Ведущий. А теперь конкурс на лучшее знание наизусть отрывка из романа

(предлагается «Письмо Татьяны к Онегину».)

Продолжи строчку… Каждая команда получает карточки, отвечает тут же.

— Сначала я молчать…

— Зачем вы посетили нас?..

— Другой!.. Нет, никому на свете…

— Ты говорил со мной в тиши…

— Вообрази: я здесь одна…

По окончании конкурсов объявляются победители, активные участники награждаются призами.

Ведущий. А теперь — литературная дуэль (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Вот пистолеты уж блеснули,

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущённый.

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет.

Две команды. В середине зала стол, на котором лежат два скрещённых пистолета, цилиндр, перчатка. К этому столу, как к барьеру, приглашаются по одному участнику от команды. Дуэлянты подходят к столу, садятся друг против друга. Представитель 1-ой команды берёт карточку с вопросом. Если через одну минуту ответа нет, значит отвечает представитель 2-ой команды. Ответы участников могут сопровождаться словами:

— Ну что ж! Ваш соперник промахнулся. Вы остались целы. Теперь ваш выстрел!

Секунданты (жюри) следят за временем, правильностью ответов, подводят итог дуэли.

1.Какие времена года представлены в романе? (Все.)

2. Как звали Ленского? (Владимир.)

3.Как называли Онегина соседи-помещики? ( «фармазон» — искажённое фракмассон; член масонской ложи.)

4. За кого вышла замуж Ольга Ларина?

(Улан умел её пленить.

Улан любим её душою…)

5. Какую книгу читал Владимир Ленский перед дуэлью?

(Домой приехав, пистолеты

Он осмотрел, потом вложил

Опять их в ящик и, раздетый,

При свечке, Шиллера открыл…)

6. Кто стал мужем Татьяны? (Князь.)

  1. На какой реке родился Онегин?

(Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…)

  1. Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды…

— Кто это? (Ленский.)

9. Назовите кушанье высшего петербургского света.

( И трюфли, роскошь юных лет.

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет…)

10. Назови любимую книгу Татьяны.

( То был, друзья, Мартын Задека,

Глава халдейских мудрецов,

Гадатель, толкователь снов.)

11. Работы каких философов и политиков читал Евгений Онегин?

( Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом…)

12. Какие странные существа приснились Татьяне?

( Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот. )

13 . Кто такая Терпсихора? (Муза танцев.)

14. Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном…

— Кто она? (Татьяна.)

15 . У Онегина на столе была статуэтка. Что за статуэтка? ( Наполеон.)

16 . Какая книга написана раньше «Евгений Онегин» или «Горе от ума»?

Как это доказать, используя роман «Евгений Онегин? ( Эпиграф к главе

седьмой взят из «Горя от ума»:

Гоненье на Москву! Что значит видеть свет!

Где ж лучше?

Где нас нет.

Грибоедов

Можно внести небольшие дополнения: если участник не ответил на вопрос, то команда может ему помочь.

Ответы оцениваются так:

самостоятельный ответ – 2 балла;

с помощью команды – 1 балл











Литература:

  1. А.С.Пушкин. Сочинения в трёх томах. Том первый. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила.- М., 1985.

  2. А.С.Пушкин. Сочинения в трёх томах. Том второй. Поэмы. Евгений Онегин.

Драматические произведения. — М.,1986.

3. А.С.Пушкин. Сочинения в трёх томах. Том третий. Проза. — М.,1987.

4. Музыканты и композиторы. Краткий биографический словарь. — М., 2000.

5. В.Б.Григорович, З.М.Андреева. Слово о музыке. — М.,1990.

  1. Е.Н.Абызова. Модест Петрович Мусоргский. — М., 1985.

  2. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература, том 9.Ч. 1. – М.:Аванта +, 2002.

  3. Ю.В.Лебедев. Русская л XIX века.10 класс. М.,2002

  4. Ю.В.Лебедев. Литература. 10 класс. М.,2007.





Свежие документы:  Урок литературного чтения во 2 классе "В гостях у дедушки Корнея"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: