Любовь в поэзии и романсах М.Ю. Лермонтова (общешкольное внеклассное мероприятие – литературный вечер)

Давыдовский филиал

МБОУ Устьинской СОШ





Любовь в поэзии и романсах
М.Ю. Лермонтова

(общешкольное внеклассное мероприятие – литературный вечер).




Учитель:

Хандожко Н.Н.










Цели:

1. Расширить наши познания о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове;

2. Увидеть Лермонтова в мире музыки и почувствовать красоту его произведений через музыкальное восприятие;

3. Расширить кругозор учащихся, углубить его на новом материале.

Оборудование:

1. Портрет М.Ю.Лермонтова;

2. Портреты композиторов на переносной доске:

Сергей Иванович Танеев

Антон Григорьевич Рубинштейн

Елена Шашина

Петр Ильич Чайковский;

3. Слайды – (портреты, иллюстрации, рисунки художников, миниатюры художников, рисунки Лермонтова);

4. Музыкальный центр;

5. Компьютер: использование слайдов, цветомедитации.

Ход праздника – вечера.

(Во время чтения всего материала звучит музыка Моцарта)


Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты.

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Игорь Тальков

 «Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца…»

(С. С. Наровчатов)


Слайды: 1. название мероприятия; 2.Портрет Лермонтова;

1. Слово первого учителя – филолога:

Дорогие ребята, уважаемые учителя и родители! Сегодня мы собрались, чтобы провести юбилейный вечер, посвященный приближающейся юбилейной дате 200- летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Это совершенно новое по содержанию мероприятие: Лермонтов – поэт и Лермонтов в музыке, то есть литературное и музыкальное окружение Лермонтова. Кроме того, мы увидим Лермонтова – художника. Это сделать нам помогут слайды.
Вечность поэта характеризуется трагизмом одиночества, что и привело к созданию космически всемирных образов. В его лирике нередко можно увидеть резкое противопоставление неба и земли, страсти и равнодушия… У него все противоположно; недаром парус его души остается одиноким. Часто звучат вопросы, в которых беспокойство и тревога. Поэтому он отрицает все земное, что чуждо вечности. У Лермонтова возникает власть над временем, которая возвышает человека до пределов вечности.
Творчество великого гения вечно еще и потому, что он всю жизнь размышлял о России и исторической судьбе русского человека: противопоставлял героическое прошлое и бездеятельность своего поколения, поэзию народной жизни нашел в русских песнях, трепетно относился к природе и народу – творцу. А народ был дорог ему еще и потому, что он стремится к правде – истине, творит историю. А.С.Пушкин говорил: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И Лермонтов не противостоит пушкинскому взгляду.
Лермонтов обладал редкой музыкальностью, играл на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку, но она до нас не дошла. Он рисовал, писал масляными красками, даже занимался литографией; легко решал математические задачи, слыл сильным шахматистом; был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками.
Небо, космос, синий цвет всегда тревожили Лермонтова. Погрузиться в этот необычный и загадочный мир великого русского поэта нам поможет сегодня цветомедитация.
Включить цветомедитацию: синий цвет ( мироощущение Лермонтова) и музыка Моцарта одновременно – 3 минуты длится красивое зрелище: небо, горы, долины, море, цветы…- все синего цвета.


Моя воля противна надеждам моим,
Я люблю и страшусь быть взаимно любим.

Такими словами хочется начать наш вечер о великом русском поэте, которым был и есть Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема любви в его творчестве присутствовала всегда, пусть даже он и говорил о себе «Нет, я не Байрон, я другой», но в стихотворениях у него и английского поэта есть много общего: любовные разочарования, печаль и одиночество лирического героя.

Мы снова встретились с тобой…
Но как мы оба изменились!
Года унылой чередой
От нас невидимо сокрылись.

Эти серьезные строки написал 15-летний Лермонтов, тема любви у поэта присутствовала даже в раннем творчестве. Как он успел пережить столь сильные и трагические чувства в юном возрасте – непонятно. Возможно, эти грустные мысли появились у Михаила Юрьевича из-за страха перед любовью. Даже в романсах Лермонтова звучит упрек неискренним человеческим отношениям, его рифмованные строки пропитаны желчью и ядом. Процитируем хотя бы «Я не унижусь пред тобою», посвященное Наталье Федоровне Ивановой, с которой был двухлетний роман у поэта:

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?

Но не во всех стихотворениях мы видим обманутую любовь, предательство и грусть, о чем обычно писал Лермонтов. Тема любви нежной и благословенной тоже присутствовала в его творчестве. Поэт в молодости часто сравнивал женщину с мадонной Рафаэля, с ангелом, лишая ее земных черт:

Мне тягостно твое владычество порой;
Твоей улыбкою, волшебными глазами
Порабощен мой дух и скован, как цепями.

Но позже Михаил Юрьевич адресовал свои стихи конкретным женщинам. Наталия Иванова, Варвара Лопухина, Екатерина Сушкова – всех их боготворил Лермонтов, тема любви к этим и некоторым другим женщинам прослеживается во всем его творчестве. Что интересно, Вареньке Лопухиной поэт посвятил несколько стихотворений, романов и драму «Два брата». В этой драме поэт высмеивал современный брак, поскольку его возлюбленная была замужем за немилым ее сердцу человеком. Любовь к сестре его друга была несколько иной, чем к другим женщинам, поэтому и лирика в тот период приобрела другой оттенок. Неважно, писал ли о Родине или исторических вехах Лермонтов, тема любви читалась между строк. Любовная лирика поэта, посвященная Марии Алексеевне Щербатовой, заключалась всего в трех стихотворениях, зато каких сильных:

От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.

Но какие бы грустные ни писал лирические произведения Лермонтов, тема любви в них была такой из-за трагических обстоятельств его юности и из-за самой эпохи. Поэтому в его строках нет пушкинских любований ножками и женской красотой, а есть тоска по человеческой душе, по честности и верности.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по литературе "Знатоки" для 5-6 классов

А сколько музыкальных произведений создано композиторами на стихи Лермонтова! Нередко на одно стихотворение несколько мелодий.

(Показать портреты композиторов на переносной доске и назвать их фамилии , имена, отчества).

2. Слайд: портрет матери Марии Михайловны.

Второй учитель – филолог:

Мать Лермонтова – это ангел, поэтому все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел»(1831 год). Поэт рано потерял мать, поэтому не мог вспомнить песню, которую она пела ему. Но в памяти, в душе осталось ощущение песни, память о песне. Поэтому стихотворение «Ангел» является ключом к пониманию почти всей поэзии Лермонтова, родником: земные песни не могут заменить небесных звуков. Не зря поэт с детства любил небесную синеву.

Ученик читает стихотворение Лермонтова «Ангел».

Учитель музыки:

Около 600 произведений Лермонтова ( проза, поэзия, поэмы) легли в основу 800 музыкальных произведений: песни, романсы, симфонические произведения, оперы. Это музыка к кинофильмам, спектаклям, теле- и радио передачам. Только на стихотворение «Выхожу один я на дорогу» композиторы сложили 40 прекрасных мелодий. Главная причина здесь прежде всего в лиризме лермонтовских строк, в их музыкальности, певучести.

3. Слайд: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом»


Первый учитель:

В августе 1830 года Лермонтов пишет Варваре Лопухиной – своей любимой: «Вот еще стихи, которые сочинил я на берегу моря». Впервые стихотворение «Парус» было напечатано в 1841 году после смерти поэта. Оно стало очень популярным в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени. Стихотворение наводило на размышление о судьбах революционеров 1825 года.
Песню «Парус» на слова Лермонтова, композитора С.И.Танеева поют мальчики 7-8 классов


Учитель музыки:

Танеев родился в высококультурной семье : богатая домашняя библиотека, изъяснялись с родными на трех языках, устраивали дома литературные и музыкальные вечера…Его учителями были Рубинштейн и Чайковский, которые воспитали прекрасного композитора, каких мало. Эти учителя предсказали Танееву блестящую будущность и не ошиблись. 40 лет дружил Танеев с Чайковским и Рубинштейном – посещал консерваторию, где работали профессора. Танеев бал образцом человечности. Его последнее произведение — кантата «По прочтении псалма» — о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о вечности…

4. Слайд «Горные вершины спят во тьме ночной…» — рисунок А. Белюкиной.

Второй учитель:

Стихотворение «Горные вершины» — свободный перевод второй части стихотворения немецкого поэта Гете «Ночная песнь странника». По своим поэтическим достоинствам этот перевод превосходит немецкий оригинал. Нет гармонии между человеком и природой – таков смысл маленького произведения поэта.
Выступает школьный хор – учащиеся 3-4 классов поют песню на слова Лермонтова «Горные вершины», композитор А. Г. Рубинштейн. В нем представлена тема одиночества.


Свежие документы:  Литературное чтение 3 класс "Произведения Л.Пантелеева. «Честное слово»"

Первый учитель:

Стихотворение «Тамара» написано между маем и началом июля 1841 года. Впервые

опубликовано в 4-ом номере «Отечественных записок» за 1843 год.

Стихотворение свидетельствует о знакомстве Лермонтова с грузинским фольклором. В Грузии сохранилась легенда о коварной царице Дарье, замок которой находился в Дарьяльском ущелье. Царица волшебной силой заманивала путников к себе в замок и после ночи любви убивала их, сбрасывая затем трупы в Терек. Французский путешественник Ж. Гамба приводит эту легенду в своей книге, которую Лермонтов упоминал в «Герое нашего времени».

Однако, в истории Грузии не было царицы Дарьи, Лермонтов, возможно, слышал другой вариант легенды, связанный с именем имеретинской царицы Тамары, жившей во второй половине XVII в. и соединявшей в себе редкую красоту и очарование с хитростью и вероломством.

Чтение стихотворения «Тамара»

5. Слайд «Тамара» — рисунок

Второй учитель:

Были у поэта увлечения, стихи в альбом дамам: Анна Столыпина, Катя Сушкова, Щербатова, Смирнова, Воронцова – Дашкова, Мусина – Пушкина, Соломирская, Ростопчина и т. д. Но была одна и только одна любимая на всю жизнь – это Варвара Лопухина.


6. Слайд «Портрет Варвары Лопухиной»
Варвара Лопухина и Лермонтов не поженились: они рождены были не для брака, а для любви. Он посвятил ей очень много произведений, так как только она была похожа на идеал поэта, дорогая, любимая навеки. Он видел ее небесной, лазурной. Она его понимала. Но поэт не выдал ее имени, родные тоже хранили секрет. И только в 1880 году ученый – исследователь П. Висковатый узнал о взаимной возвышенной страсти. Какие же произведения посвятил великий поэт ей? «Вадим», «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская», «поэмы, «Сон», «Валерик», «Сосна», «Утес», «Маскарад», «Демон» и т. д.

7.Слайд «Расстались мы, но твой портрет…»

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет….»было написано в 1837 году. Первоначально обращено к Е. А. Сушковой, но затем (по мнению многих исследователей) переадресовано В. А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) — близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.

Романс « Расстались мы, но твой портрет….»- исполняет учитель музыки.



8. Слайд «Нет, не тебя, так пылко я люблю»

Первый учитель:

«Нет, не тебя так пылко я люблю»Одно из поздних стихотворений Лермонтова, написано летом 1841 года. Обращено к Екатерине Быховец, дальней родственнице Лермонтова, с которой поэт встречался летом 1841 года в Пятигорске. В этом стихотворении воспоминания о прошлой любви. Власть прежнего чувства сильнее «блистанья новой красы». Стихотворение положено на музыку Шишкина. Лермонтов находил в ней сходство с В. А. Лопухиной — «подругой юных дней», горячо любимой поэтом.

Романс «Нет, не тебя так пылко я люблю» исполняет учитель музыки.

9. Слайд «Выхожу один я на дорогу» .

Второй учитель :
Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Лирический герой этого произведения отправляется поздней ночью к склону горы Машук. Красота природы, луна и звёзды, тернистый путь, по которому шёл лирический герой в описаниях всего вышеперечисленного чувствуется волнение автора перед величием и красотой природы.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "«Космос с нами!» Тема Байконура и безымянных героев космоса в литературе" 6 класс

И в этой чудесной обстановке, Лермонтов обращается уже не к природе, а к людям, к обществу, к своим печальным мыслям. Он не может обрести свободы, ему от этого тяжело и больно. При этом в словах Лермонтова чувствуется то, как сильно он любит жизнь, невзирая на горе и трудности, которые встречаются постоянно на пути. Он пытается отогнать от себя тоскливые мысли о надвигающейся гибели.

Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов. Среди них была Елизавета Сергеевна Шашина. Благодаря ей песня «Выхожу один я на дорогу» обрела популярность.

Имеются и авторские песни на эти слова Лермонтова – это «Выхожу один я на дорогу», композитор Елена Шашина.

Елена Шашина – певица и композитор. Выступала с концертами, аккомпанируя сестре, певице А.С.Шашиной. Считается автором популярных романсов на стихи Лермонтова: «Мцыри», «Дитя мое, останься здесь», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «У ног твоих не забывал», «Нищий».

В Пензенской области, где прошло детство поэта, до сих пор живет легенда о том, что мотив песни «Выхожу один я на дорогу» сочинил сам Лермонтов, и будто он пел эту песню в последнюю ночь своей жизни перед дуэлью. На самом деле мотив песни народный. Народными песнями стали «Выхожу…», «Бородино», «Горные вершины», «Казачья колыбельная» и многие другие.


Песню на слова Лермонтова, композитора Елены Шашиной «Выхожу один я на дорогу»

В наши дни песня звучит в исполнении знаменитых оперных и эстрадных певцов. Но не у всех удачно. Странное возникает ощущение, когда Козловский во всю силу своих легких поет «ночь тиха. Незабываемое впечатление – исполнение Анны Герман. Ее «сладкий голос» льется, как звездный свет.

Романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении А. Герман

15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Горько и удивительно, как в человеке сочетается необычайная глубина с нелепостью поступков. Пройдет немного дней, и случится ссора, приведшая к трагической гибели.

Проходит тысяча мгновенных лет,
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в «Ваше благородие»,
В корнета гвардии – о, почему бы нет?..

Туман… Тамань… Пустыня внемлет Богу. –
Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.

Г. Иванов

Тема одиночества представлена во многих произведениях поэта: «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Утес», «Сосна», «Горные вершины» и другие. Каковы же были причины поэта чувствовать себя одиноким? Это ранняя потеря матери, ранняя разлука с любимым отцом, сиротство, раннее ощущение внутреннего конфликта с окружающей средой. Безусловно, смерть А.С.Пушкина – личная трагедия Лермонтова, так как Лермонтов с детства в высшей степени обладал чувством родины, истории, культуры – народности. Просто он с его характером, с его душой, талантом, масштабностью не вписывался в окружающую его действительность: ни в школу юнкеров, ни в светские балы. Он мог бы вписаться только в русскую литературу.


Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Стихотворение Лермонтова «Поэт», 1838.

10. Слайд «Памятник М.Ю. Лермонтову в Тарханах».

В.Г. Белинский писал: «Мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». У него простота сочетается с высоким совершенством формы, с «истинно пушкинской точностью выражения». Лермонтов был вождем и защитником публики – прогрессивной части русского общества.

Да, парус души М.Ю.Лермонтова остается одиноким. Но пока живет русский язык, пока бьются русские сердца, нас будет звать к себе его парус. Лермонтов стоит в ряду величайших писателей, составляющих гордость национальной русской культуры и достояние культуры мировой.









 



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: