Материалы лекции «Духовный путь А. С. Пушкина»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Калининского района Тверской области





Материалы к лекции: «Духовный

путь А. С. Пушкина»












Подготовила: Сухова Марина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

МОУ «Рождественская СОШ»
с. Рождествено

Калининского района Тверской области




















2011

Материалы лекции на тему : «Духовный путь А. С. Пушкина».


Основные положения лекции:

  1. Актуальность темы лекции.

  2. Детство и отрочество поэта: семена добрые и злые.

  3. Лицейские годы. Утрата веры.

  4. Юг . Встреча с умным атеистом. Трагедия «Борис Годунов».

  5. Пасхальная тема в последнем лирическом цикле поэта (1936).

  6. «Хочу умереть христианином…».


  1. Начать свою лекцию хочется словами Ф. М. Достоевского: «По-моему, Пушкина мы ещё и не начали узнавать: это гений, определивший русское сознание слишком надолго». Эти слова написаны более 100 лет назад. За это время, казалось бы, не осталось ни одного факта биографии Пушкина, который бы ни был досконально разработан и документирован исследователями, ни одной строчки сочинений, которая не была бы прокомментирована и истолкована, но тем не менее Пушкин по-прежнему загадочен и необъясним. Может быть, дело в том, что мы не видим с достаточной чёткостью христианское содержание его творчества.

Сегодня мы попытаемся расширить представление о жизни и творчестве поэта и проследить его духовный путь на биографическом и поэтическом материале.


  1. Всё начинается с детства. В детстве сеются семена, и, чтобы правильно оценить плоды, нам необходимо посмотреть в корень.

Всем нам с начальной школы известно, что воспитанием маленького Саши занималась бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, и няня, Арина Родионовна Яковлева. Вспоминая о своей бабушке, которую Пушкин называл «мамушкой», он говорил с любовью:

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня…

(«Сон» 1816)

Вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она осеняла его перед сном, икона с лампадой в святом углу — всё это юный Пушкин вспоминает, учась в Царскосельском лицее.

Не менее нравственное влияние оказала на Александра Сергеевича его няня, Арина Родионовна. Она водила маленького Сашу в церковь. Влияние няни не прекращалось и в годы ссылки в Михайловском:


Бывало, её простые речи и советы

И полные любови укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихой…

(«Вновь я посетил…» 1835)

Положительное влияние оказывал на будущего поэта и дьякон Александр Васильевич Беликов, выпускник Славяно-греко-латинской академии. В течение трёх лет он преподавал Пушкину Закон Божий, русский язык и арифметику.

Однако влиянию бабушки, няни и учителя Беликова противостояли книги из библиотеки отца. Бесконтрольное запойное чтение атеистической и эротической французской литературы открывало Пушкину иной мир мыслей и чувств.

Формально родители Пушкина не были чужды Православия: иногда служили молебны, приглашали в дом священника, раз в год говели. Но иногда после Причастия Святых Тайн отец ,Сергей Львович, или дядя декламировали кощунственные стихи Эвариста Парни, содержащие издевательства над церковными таинствами и обрядами.

Гувернёры сомнительной нравственности, отсутствие родительского внимания, бесконтрольное чтение — всё это привело к тому, что отрок Пушкин был глубоко отравлен ядом кощунства, цинизма, надолго развратившего его живое творческое воображение.

Таким образом в детстве в душе Пушкина были посеяны семена и добрые, и злые. Они дали всходы и заложили во дни юности глубокое противоречие в душу.


  1. В возрасте 12 лет Пушкин поступает в Царскосельский лицей, в первый год его открытия. Царскосельский лицей — «заведение совершенно на западный лад» — создавался по проекту М. М. Сперанского. Лицей был призван готовить юношество, «особо предназначенное к важным частям службы государственной».

Лицей находился рядом с Екатерининским дворцом. За ним была церковь с чудотворной иконой Божьей Матери «Знамение». Лицеисты молились перед иконой, и, вспоминая лицей , через двадцать лет Пушкин скажет об этом в стихотворении «В начале жизни школу помню я…» (1830). В нём лирический герой оплакивает своё падение, выражает своё разочарование в устоях общественной жизни, затмевавшей в нём правила христианства. Он вспоминает, что в юности:

Другие два чудесные творенья

Влекли меня волшебною красой:

То были двух бесов изображенья.


Один (Дельфийский идол), лик младой –

Был гневен, полон гордости ужасной,

И весь дышал он силой неземной.


Другой женообразный, сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал –

Волшебный демон – лживый, но прекрасный…


Говоря о лицейском периоде, стоит упомянуть о преподавателях, которые оказывали влияние на отроков. Часть их была масонами, включая директора Василия Фёдоровича Малиновского. После смерти Малиновского в период «безвластия» директором стал Егор Антонович Энгельгард. Позже он был уволен за насаждение в лицее либерализма.

Ярым приверженцем Шеллинга был А. И. Галич. В 1821 году его обвинили в атеизме и отстранили от преподавания, позднее он частным образом на казённой университетской квартире преподавал богоотрицающую философию.

Самый популярный у лицеистов преподаватель А. П. Куницын читал нравственные и политические науки. В 1821 году был уволен за книгу «Естественное право», где излагалось учение, найденное «весьма вредным, противоречащим истинам христианства».

В лицее Пушкин пишет первые стихи. Рано проснувшиеся страсти, честность и смелость превратили стихи лицейского периода (1811-1817) в лирическую декларацию о своих недостатках и пороках. Настойчиво звучит в его произведениях юношеская философия наслаждения жизнью:


Смертный век твой приведенье.

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся.

И за чашей отдыхай!

(«Гроб Анакреона», 1815)

Но вожделенное счастье не приходило. Юный поэт временами видел причину «всех зол» в ограничивающем режиме закрытого учебного заведения:


В неволе скучной увядает

Едва развитый жизни цвет,

Украдкой младость отлетает,

И след её – печали след.

С минут бесчувственных рожденья

До нежных юношества лет

Я всё не знаю наслажденья,

И счастья в томном сердце нет…

( «Наслаждение», 1816)


Именно в этих стихотворениях берёт начало тема смысла жизни в антихристианском понимании. Юный Пушкин видит смысл жизни в наслаждении. Поэт затрагивает и тему смерти. Загробная жизнь видится ему как «мир волшебный наслажденья», и желание отлететь туда «весёлой тенью» вызвано тем, что счастье на земле поймать никак не удаётся. В «Элегии» (1816 г) семнадцатилетний Пушкин сказал недвусмысленно о своём неверии в бессмертие души, и, следовательно, в будущую жизнь воскресения.

Но вот что-то удивительное произошло с ним. В 1817 году Пушкин пишет экзаменационное стихотворение «Безверие», согласно заданию написать про неверующего человека. Лирический герой этого стихотворения воспринимает безверие как болезнь души и проникается страданием к тем, кого не укрепляет вера. Жизнь неверующего наполнена страданиями:


…Ум ищет божества, а сердце не находит…


…При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,

Тревожится его безверия мученье…



…Напрасный сердца крик! нет! нет! Не суждено

Ему блаженство знать!..


Написав такое трагическое стихотворение, Пушкин пошёл спокойно дальше. Видимо, то, что с ним случилось, произошло в такой глубине его души, которая и ему самому была недоступна. Поэтому программное стихотворение «Безверие» в течение нескольких лет оставалось единственным религиозным произведением Пушкина.


3. Живя на юге России, находясь в ссылке, Пушкин пишет стихотворения, в которых отразилось его знакомство с культурой народов Кавказа. В 1824 году свою религиозность поэт выразил в «Подражаниях Корану». Этот факт свидетельствует о том, что поэт проявлял интерес к другим религиям. Не все девять самостоятельных стихотворений тесно связаны с исламом. Пятое носит общерелигиозный характер:


Зажёг Ты солнце во вселенной

Да светит небу и земле,

Как лен, елеем напоенный,

В лампадном светит хрустале.


Творцу молитесь; Он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи

Даёт земле древесну сень.


В этом же году у Пушкина произошла встреча с умным атеистом. В письме поэта читаем: «Хочешь знать, чем я занимаюсь? Пишу пёстрые строфы романтической поэмы и беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я встретил, он написал страниц тысячу, чтобы доказать, что на может быть разумного Творца и Правителя. Система утешительная, но, к несчастью, более всего правдоподобная». Советская наука, опираясь на текст письма, говорила: вот какой был Пушкин атеист! Но англичанин, с точки зрения поэта, был единственный умный атеист, т. е. все остальные неумные. С одной стороны Пушкин соглашается с «правдоподобием системы», но его это не радует, ему не нравится, что Бога нет.

Уже через год Пушкин написал трагедию «Борис Годунов». Она проникнута христианским, религиозным духом, и не только потому, что три действующих лица: Пимен, Патриарх и Юродивый – люди, имеющие прямое отношение к церкви. В этой трагедии содержится православный взгляд на историю. В обычной трагедии, западной, новоевропейской, представляется трагический факт: люди хотят успеха, не добиваются его. Человек достоин лучшего, но он умирает или терпит поражение.

У Пушкина иная трагедия: люди хотят поступать так, как им хочется, но получается так, как угодно Богу. В «Борисе Годунове» два преступления: одно – убийство, другое – избрание убийцы на царство. Народ допустил, чтобы избрали Бориса, потому что хотел освободиться от ответственности. Борис появляется в трагедии шесть раз. Каждый раз он делает одно и тоже – он не слушает свою совесть, затыкает уши. Как только он это делает, в ближайшей сцене появляется Гришка Отрепьев и совершает новый шаг к своему торжеству. «Процесс истории у Пушкина – процесс искажения людьми Божьего замысла о человеке, но это процесс, над которым всё время есть попечительный взгляд, который не даёт свалиться окончательно в пропасть». (В. Непомнящий) Пушкин, проникая вглубь истории, входит в духовное общение с многовековой жизнью целого народа. Поэт ищет в прошлом смысла той связи, по которой прошлое является основой для будущего; он постигает цену религии – вечной основы жизни в истории человечества и родины. «Религия, — говорил А. С. Пушкин, создала искусство, литературу, всё, что было великого с самой глубокой древности; все находится в зависимости от религиозного чувства… Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности…»

В этом же году появилось у Пушкина стихотворение «Пророк» (1826). Это одно из знаменитых его творений, в котором в соответствии с высказываниями Исайи, Иеремии и Иезекиили – говорится о дарах Божьих и связанном с ними предназначении. Традиционно стихотворение рассматривают как произведение, раскрывающее тему поэта и поэзии. Но образ Пророка соотносится и с образами священников, ясновидцам и просто верующим, которые избрали путь служения Богу.

В 1827 году появляется стихотворение «Поэт», которое показывает поэта в двух ипостасях: как человека повседневной жизни, в которой он может быть «всех ничтожней», и как одарённого вдохновением, как избранного Творцом. Здесь Пушкин указал источник подлинного вдохновения. Оно проявляется, «лишь божественный глагол до уха чуткого коснётся».

А в 1827 году, в свой 29 -й день рождения, Александр Сергеевич написал в высшей степени пессимистическое стихотворение, которое начинается словами:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана…


Митрополит Филарет ответил ему стихотворением, содержащим осторожный намёк на ответственность поэта:


Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.


Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.


Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум!


Пушкин написал ответ – стихотворение «В часы забав и праздной скуки…». В нём поэт соединил покаяние и благодарность высокому духовному лицу с признанием Божественной природы поэтического вдохновения.

Большое количество религиозных стихов появилось у Пушкина в 1835 году. В одном из них читаем:


Сердце жадное не смеет

И поверить и не верить…

Милосердия надеюсь:

Успокой меня, Творец,

Но твоя да будет воля,

Не моя…


5. Лето 1836 года А. С. Пушкин провёл на даче на Каменном острове под Петербургом. Здесь был написан ряд стихотворений, некоторые из них образуют поэтическое единство – лирический цикл. Сам поэт поставил возле стихотворений номера:

І. (Из Пидемонти).

ІІ. Отцы пустынники…

ІІІ. Подражание италианскому.

ІV. Мирская власть.

Три последних стихотворения объединены переживаниями Страстной седмицы и Пасхи. Переживания эти, вероятно, особенно всколыхнули душу Пушкина. В эти дни умирала его мать. Её последние дни совпали с последними днями Страстной седмицы, а скончалась она в самый день Светлого Христова Воскресения. Всё это , видимо, и создало особое душевное настроение поэта. В первом стихотворении читаем:

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, снова, слова, слова.

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданиями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

— Вот счастье! вот права…Не долого ценю я громкие права



В этом произведении поэт размышляет о свободе и назначении человека. Политическому человеку Пушкин противопоставил образ человека духовного. Человек стремится к красоте природы, как Божественному творению, и к красоте искусства.

Великий Пост – особенное время в церковном году. Пост готовит верующих к главному христианскому празднику – Пасхе. На службах во время Великого Поста на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Она была написана много лет назад, в IV веке. Эта молитва покаяния вдохновила Пушкина на одно из лучших своих стихотворений «Отцы пустынники и жёны непорочны…» (1836):

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;


Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста


И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.


Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Воистину чудные, чарующие звуки возвышенного религиозного строя. Ожили в стихотворении «отцы пустынники и жёны непорочны» со своей умилительной молитвой; с великой силой утверждается значение нравственного элемента жизни.

Автор воспетой Пушкиным молитвы Ефрем Сирин жил в Сирии. Главная тема его проповедей и поучений – покаяние. Как и у Пушкина, его ранняя юность прошла бурно. «В молодые годы я был злоязычнен, бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но после особого Божьего вразумления он раскаялся и переменил свою жизнь. Вероятно, Пушкин чувствовал сходство между своей жизнью и его.

Интересно стихотворение из этого цикла «Подражание италианскому». Священное писание и богослужебные книги хранят молчание о смерти Иуды – предателя Иисуса Христа. Пушкин нарисовал в этом произведении безотрадную картину гибели человеческой души:


Как с древа сорвался предатель ученик,

Диявол прилетел, к лицу его приник,

Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной

И бросил труп живой в гортань геенны гладной…

Там бесы, радуясь и плеща, на рога

Прияли с хохотом всемирного врага

И шумно понесли к проклятому владыке,

И сатана, привстав, с веселием на лике

Лобзанием своим насквозь прожег уста,

В предательскую ночь лобзавшие Христа.


Читая эти строки, явно понимаешь, что Пушкин не относится к тем писателям, которые добивались оправдания Иуды.


Таким образом, последние стихотворения Пушкина, написанные за полгода до гибели, показывают, что наступило время его духовной зрелости.


6. В завершение хотелось остановиться на трагической гибели Пушкина. Вернёмся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Чёрной речки, где в снегу лежит раненый Александр Сергеевич. Злая энергия переполняла его в тот момент душу поэта. Он говорит: «У меня хватит силы на выстрел». Недрогнувшей рукой Пушкин стреляет. Дантес упал. Он контужен. Многие говорят, что Дантеса спас случай, некоторые скажут – Бог. Но спасён был на самом деле Александр Сергеевич: он не стал убийцей своего врага! Перед смертью Пушкин говорит Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Поэт исповедовался и причастился. Тягостные дни умирания завершилась духовным просветлением.

В программном стихотворении «Памятник» (1836) читаем:


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…


Что это за чувства? Пушкин в своих произведениях писал о том, что всегда волновало и будет волновать людей: любовь, дружба, назначение человека, смысл жизни, отношение к смерти. Его лирика помогает ответить на многие вопросы, определить свои критерии жизненных ценностей, понять, что есть добро, а что — зло. Дух поэта ещё со времён юношества тяготел к духовному совершенству, вспомним стихотворение «Безверие». И то внутреннее саморазвитие, которое произошло с ним очень поучительно, особенно для юношества.












Список использованной литературы:


1. Дунаев М./ «Хочу умереть христианином». // Православная беседа. № 1.-1994

2. Антоний (Храповицкий). И дух терпения, смирения, любви…// Слово. № 6.- 1991

3. Казак В. Христианское мышление и христианские мотивы у А. С. Пушкина . // Литература. № 3. – 1999

4. Непомнящий В. Пушкин и судьба России. // Воскресная школа. № 2. – 1999

5. Восторгов Иоанн (новомученник). Вечный Пушкин. // Воскресная школа. № 47. – 1999

6. Гупало В. (диакон). Духовный путь великого поэта. // Воскресная школа. № 41. – 2002.

7. Долгушин Д. Цыплаков Д. Пасхальная тема в последнем лирическом цикле Пушкина. // Воскресная школа. № 13. – 2001.

8. Баженов А. Протей и пророк. // Литература в школе. № 7. -2000.






Свежие документы:  Конспект урока литературы на тему «Сказка для ребят на новый лад»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: