Методическая разработка. Литературный ринг на тему «Любовь в творчестве Бунина И.А. и Куприна И.А.»












Методическая разработка

Литературный ринг на тему: «Любовь в творчестве Бунина И.А. и Куприна И. А.»



Автор — разработчик:

Загребайлова Таиса Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Большеивановская СОШ

Иловлинский район Волгоградская область









2013 год




МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Конкурсная форма подведения итогов изучения творчества русских писателей Бунина И. А. и Куприна А.И. активизирует интерес к чтению произведений, осмыслению сюжета, образов героев и проблем, поднимаемых авторами. Любовная тематика – самая актуальная для17 летних учащихся. Изучая произведения русских писателей по данной тематике, учащиеся приобретают высоконравственные представления о любви, о её разнообразии, об умении проявлять подобные чувства, о красоте и значимости любви, что не всегда совпадает с приобретённым опытом из других источников. Характеризуя героев, оценивая ситуации, в которых чувство любви проявляется особенно ярко, учащиеся осмысливают, проникают в глубину чувства, что позволяет делать для себя открытия, казалось бы, в давно известной теме.

Форма мероприятия обязывает ученика быть готовым к ответу, бороться за хороший результат. Это воспитывает ответственность, ощущение чувства локтя, даёт возможность пережить азарт соревнования, радость победы или горечь поражения. В любом случае – получить не только незабываемые впечатления от участия в игре, но и новые представления о любви, которая в любой эпохе, в любом веке одинаково возвышена, благородна, значима.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Активизация интереса к литературе, к чтению произведений как источнику развития интеллекта, сферы чувств, обогащения речи.

2.Совершенствование устной речи, способности дискутировать, умение говорить как кратко и точно (одним словом), так и развернуто, философствуя.

3.Получение эстетического удовольствия от разговора на волнуемую тему и обогащение новыми ощущениями.

4.Формирование межличностных отношений на более высоком уровне.

5. Осмысление и понимание значения слова «любить» как умение отдавать, служить бескорыстно.


ОСНАЩЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3 стола (красный, зелёный, жёлтый), по 5 стульев. На столах сигнальный жезл (для преждевременного ответа). Микрофоны, цифровые табло для жюри, гонг, музыкальная установка, столик для жюри, дипломы, награды. Фотоаппараты для съёмок, листы ватмана, фломастеры.























СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Участники: команды из 2- 3 школ по 5 человек или 2-3 команды из одного класса из одной школы.

Оформление зала: Скажи, мудрец, что вечно на земле?

Любовь может изменить человека до неузнаваемости.

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». И. А. Бунин.

Музыкальное оформление (звучит мелодии — Мартынов Е. «Лебединая песня»).

Вступительное слово учителя: Дорогие друзья. Я приветствую всех присутствующих на игре «Литературный ринг», в которой участвуют 3 команды из Иловлинской №2 школы — капитан команды…., Кондрашовской- капитан команды….., Большеивановской — капитан команды…Тема нашего состязания: любовь в произведениях русских писателей И. А. Бунина и. А. И.Куприна. Почему именно эта тема? Во-первых, (зачитываются высказывания на плакатах(3). Во-вторых, произведения на эту тему только что изучили. Есть возможность поговорить, поспорить на волнующую (особенно в этом возрасте) тему. Игра будет проходить по следующим этапам: 1Разминка. 2.Бой капитанов.3.Состязание команд.4.Письмо о любви. СМС о любви. 5. Ваши представления о любви. 6. Подведение итогов. Представляем жюри: …………………..

Свежие документы:  Литературное чтение 2 класс. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». УМК «Начальная школа ΧΧΙ века»

Итак, представление участников игры.

Визитная карточка игроков Кондрашовской средней школы (например).

В игре принимают участие-

Голенева Оксана — перед вами образец пушкинской Татьяны Лариной. Привлекательная, обаятельная. Прекрасно поет, хорошо рисует, обладает актерскими способностями, послушная дочь и прилежная ученица. И вообще умница! Капитан команды.

Дилева Диана — отличается самостоятельностью во всех делах, начиная с первого класса. Обожает шоколад.

Жила Евгения— обладательница прекрасных волос, хорошего голоса и танцевальных способностей. Очень любит свою кошку и учительницу литературы.

Юрьева Наталья — увлекается точными науками, имеет волевой характер, свою точку зрения отстаивает до конца, даже если она расходиться с мнениями многих. Мастерит и собирает уникальные украшения.

Говырдовский Владимир — во всех критических ситуациях его спасает чувство юмора, обладает самой обаятельной улыбкой.


Визитная карточка участников игры Б-Ивановской средней школы.

В игре принимают участие-

Карпещук Наталья — стабильная четверочница, спортсменка, постоянная участница районных спортивных соревнований, олимпиад, участница «Лабиринта», обладает тонким рациональным мышлением. Капитан команды.

Адлер Надежда – дружит с «4» и «5», любит рисовать, победительница районного конкурса открыток, мастер «золотые руки», победительница районной викторины по сказкам, хорошо поет.

Волобуев Роман – признает любую оценку, но предпочитает хорошие и отличные, любит спорт, осваивает гитару, талантливый актер, на районном смотре школьных спектаклей получил первую премию за лучшую комедийную роль.

Желудкова Оксана – дипломированная отличница, но только начальной школы. Участница районных олимпиад гуманитарных, естественных, математических наук. Начинающая драматическая актриса районного масштаба, «тайный советник» по художественным замыслам, участница «Лабиринта»

Артеменко Игорь – многолетний отличник, участник районных олимпиад, непревзойденный актер, обладает районным призом за лучшую актерскую роль, классный рыбак.


(Варианты визитных карточек: творческое представление членов команд или мини – сценки о любви).


Соперников дружно приветствуем мы,

Ведь именно дружбе всегда мы верны.

Вперед наш, противник, и смело дерзай,

Борись за победу, борись за победу и не унывай!


Слово ведущим.

Ведущие

1в. Любовь, любовь — загадочное слово.

Кто мог бы до конца его понять?

2в. Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опусташавщая сердца?

1в. А может быть, ты лишь напоминанье,

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

. С природою, с беспамятством сиянье

И вечный мировой круговорот?

1в. В одной притче рассказывается о том, как однажды Былинка полюбила Солнце…Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку. Да и хороша была бы пара-Былинка и Солнце. Но Былинка думала, что пара была бы хороша и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию. Красивая Акация. Чудесная Акация. Кто узнает в ней прежнюю Былинку. Вот что делает иногда любовь, даже неразделённая.

Свежие документы:  Конспект урока литературы "Борису Васильевичу Щукину - 120"

2в. Любовь – излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвящённые этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульэтта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

1в. У Тютчева есть прекрасные строки о любви:

Любовь, любовь — гласит преданье,

— Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

2в. И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет, наконец.

1в. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.

. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в 17в. известный драматург Мольер:

. В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

2в. Лишь тот блаженство знал,

Кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви,

Тот всё равно, что не жил.

Первый раунд — разминка

1в. А теперь разминка команд: афоризмы о любви по одной и по очереди.

2в. Ваши представления о любви (каждый представляет свой вариант).

1в. Угадайте героя по портретной зарисовке (на листочках каждой команде).

  1. В самый крест вделан довольно большой выпуклый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живым глазами. (Бунин. Оля Мещерская. «Легкое дыхание»).

  2. «Как ты смешно, с какой-то милой мальчишеской неловкостью растягиваешь свой большой рот, когда смеёшься. Не обижайся, за эту – то улыбку я и люблю тебя. Да вот ещё за твои византийские глаза. (Митя. Бунин. «Митина любовь»).

  3. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности,….(Куприн. Олеся).


Второй раундбой капитанов

Ведущие.- Приглашаем капитанов. Блиц – турнир. На вопрос вы должны дать ответ одним словом.

1. Что отличает Базарова от Ивана Тимофеевича? (деятельность).

2.Почему не состоялось счастье –

-Евгения Онегина и Татьяны? (непонимание),

— Ивана Тимофеевича и Олеси? (социальное неравенство).

— Мити и Кати? (Не соответствие интересов).

-Обломова и Ольги? (лень Обломова, инертность).

-Катерины и Бориса? (не состоятельность Бориса).

-Базарова и Одинцовой? (недоверие Одинцовой).

3.Назовите детали для раскрытия образа в произведении «Грамматика любви»: (ожерелье, венчальные свечи, книги из библиотеки Хвощинского, крохотная книжечка «Грамматика любви»).

-В рассказе «Солнечный удар»: (шпилька, запах одеколона, чашка, неубранная постель, отодвинутая ширма).

5. Что пережил поручик из рассказа «Солнечный удар», когда остался один? (опустошение).

6.Сколько лет просидел Хвощенский в комнате своей любимой? (20 лет).

7.Время любви поручика из «Солнечного удара» (сутки).

8. Что изменилось в душе поручика после короткой любви? (он постарел на 10 лет)

.9.Когда происходит знакомство Олеси с Иваном Тимофеевичем? (весной).

10.Какой цвет сопровождает образ Олеси? (красный).

11.Какой литературный приём использует Куприн, изображая мир Олеси и И.Т.? (контраст).

12.Назовите произведения Куприна, где присутствует женская любовь? Мужская любовь?

14. Как зовут Желткова?

15.Как можно оценить любовь Желткова, что это было: любовь или сумасшествие?

16.Смерть Мити и Желткова одинакова?


17.А последствия?

18.Кто Вере сказал о великой любви?

Музыкальная пауза (жюри подводит итоги).


Третий раундсостязание команд

1. Легенды о любви (домашнее задание).

2. Философский бой (спорные вопросы, на которые не могут быть однозначных ответов).

1).Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

2).Почему во всех произведениях о любви исход трагичен?

(любовь-чувство стихийное, трагическое, счастье оказывается недостижимым).

4).Каждый человек может любить?

5)Грамматика любви или искусство любить и быть любимым? (книжка написана 100лет назад в 1915году+ещё 100лет до нашего времени. Нужно ли учиться любить?

6).«Митина любовь» и «Солнечный удар» — тема? проблема? (взаимная любовь прекрасна, чтобы долго продолжаться).

7). Умный Хвощенский почему заточил себя в комнате любимой женщины?

8.)Какую роль в жизни Желткова сыграла любовь? Это громадное счастье или трагедия?

9). Почему Куприн дал Желткову имя Георгий?

10).Особенности подарка Желткова? Почему он его подарил?

11). В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?


Звучит музыка Бетховена, соната №2. Читают письмо Желткова.


Четвёртый раунд – подведение итогов

1в. Ваши представления о любви до игры и после игры. Какой она должна быть?

(звучит музыка, на листе ватмана каждый член команды пишет о Любви своё мнение).


Жюри подводит итоги.

Звучит мелодия Мартынова «Лебединая верность».

Итог: ведущие озвучивают записи команд о любви. Жюри награждают команды. Заключительное слово учителя.











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бунин И. А. Избранная проза. Книга для ученика и учителя. Москва, АСТ, Олимп, 1999.

2.Егорова Н.В., Золоторёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе хх века. Москва, «ВАКО»,2003.

3.Журналы «Литература в школе» 1989, 1990.

4. Журналы УССР «Русский язык и литература», 1990.

5.Куприн А. И. «Олеся». Москва, «Детская литература», 1984.

Свежие документы:  Конспект открытого урока по чтению в 4 классе "По В. Костылеву «Береза». Пересказ по плану"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: