Методическая разработка
Литературный ринг на тему: «Любовь в творчестве Бунина И.А. и Куприна И. А.»
Автор — разработчик:
Загребайлова Таиса Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеивановская СОШ
Иловлинский район Волгоградская область
2013 год
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Конкурсная форма подведения итогов изучения творчества русских писателей Бунина И. А. и Куприна А.И. активизирует интерес к чтению произведений, осмыслению сюжета, образов героев и проблем, поднимаемых авторами. Любовная тематика – самая актуальная для17 летних учащихся. Изучая произведения русских писателей по данной тематике, учащиеся приобретают высоконравственные представления о любви, о её разнообразии, об умении проявлять подобные чувства, о красоте и значимости любви, что не всегда совпадает с приобретённым опытом из других источников. Характеризуя героев, оценивая ситуации, в которых чувство любви проявляется особенно ярко, учащиеся осмысливают, проникают в глубину чувства, что позволяет делать для себя открытия, казалось бы, в давно известной теме.
Форма мероприятия обязывает ученика быть готовым к ответу, бороться за хороший результат. Это воспитывает ответственность, ощущение чувства локтя, даёт возможность пережить азарт соревнования, радость победы или горечь поражения. В любом случае – получить не только незабываемые впечатления от участия в игре, но и новые представления о любви, которая в любой эпохе, в любом веке одинаково возвышена, благородна, значима.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Активизация интереса к литературе, к чтению произведений как источнику развития интеллекта, сферы чувств, обогащения речи.
2.Совершенствование устной речи, способности дискутировать, умение говорить как кратко и точно (одним словом), так и развернуто, философствуя.
3.Получение эстетического удовольствия от разговора на волнуемую тему и обогащение новыми ощущениями.
4.Формирование межличностных отношений на более высоком уровне.
5. Осмысление и понимание значения слова «любить» как умение отдавать, служить бескорыстно.
ОСНАЩЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
3 стола (красный, зелёный, жёлтый), по 5 стульев. На столах сигнальный жезл (для преждевременного ответа). Микрофоны, цифровые табло для жюри, гонг, музыкальная установка, столик для жюри, дипломы, награды. Фотоаппараты для съёмок, листы ватмана, фломастеры.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Участники: команды из 2- 3 школ по 5 человек или 2-3 команды из одного класса из одной школы.
Оформление зала: Скажи, мудрец, что вечно на земле?
Любовь может изменить человека до неузнаваемости.
«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». И. А. Бунин.
Музыкальное оформление (звучит мелодии — Мартынов Е. «Лебединая песня»).
Вступительное слово учителя: Дорогие друзья. Я приветствую всех присутствующих на игре «Литературный ринг», в которой участвуют 3 команды из Иловлинской №2 школы — капитан команды…., Кондрашовской- капитан команды….., Большеивановской — капитан команды…Тема нашего состязания: любовь в произведениях русских писателей И. А. Бунина и. А. И.Куприна. Почему именно эта тема? Во-первых, (зачитываются высказывания на плакатах(3). Во-вторых, произведения на эту тему только что изучили. Есть возможность поговорить, поспорить на волнующую (особенно в этом возрасте) тему. Игра будет проходить по следующим этапам: 1Разминка. 2.Бой капитанов.3.Состязание команд.4.Письмо о любви. СМС о любви. 5. Ваши представления о любви. 6. Подведение итогов. Представляем жюри: …………………..
Итак, представление участников игры.
Визитная карточка игроков Кондрашовской средней школы (например).
В игре принимают участие-
Голенева Оксана — перед вами образец пушкинской Татьяны Лариной. Привлекательная, обаятельная. Прекрасно поет, хорошо рисует, обладает актерскими способностями, послушная дочь и прилежная ученица. И вообще умница! Капитан команды.
Дилева Диана — отличается самостоятельностью во всех делах, начиная с первого класса. Обожает шоколад.
Жила Евгения— обладательница прекрасных волос, хорошего голоса и танцевальных способностей. Очень любит свою кошку и учительницу литературы.
Юрьева Наталья — увлекается точными науками, имеет волевой характер, свою точку зрения отстаивает до конца, даже если она расходиться с мнениями многих. Мастерит и собирает уникальные украшения.
Говырдовский Владимир — во всех критических ситуациях его спасает чувство юмора, обладает самой обаятельной улыбкой.
Визитная карточка участников игры Б-Ивановской средней школы.
В игре принимают участие-
Карпещук Наталья — стабильная четверочница, спортсменка, постоянная участница районных спортивных соревнований, олимпиад, участница «Лабиринта», обладает тонким рациональным мышлением. Капитан команды.
Адлер Надежда – дружит с «4» и «5», любит рисовать, победительница районного конкурса открыток, мастер «золотые руки», победительница районной викторины по сказкам, хорошо поет.
Волобуев Роман – признает любую оценку, но предпочитает хорошие и отличные, любит спорт, осваивает гитару, талантливый актер, на районном смотре школьных спектаклей получил первую премию за лучшую комедийную роль.
Желудкова Оксана – дипломированная отличница, но только начальной школы. Участница районных олимпиад гуманитарных, естественных, математических наук. Начинающая драматическая актриса районного масштаба, «тайный советник» по художественным замыслам, участница «Лабиринта»
Артеменко Игорь – многолетний отличник, участник районных олимпиад, непревзойденный актер, обладает районным призом за лучшую актерскую роль, классный рыбак.
(Варианты визитных карточек: творческое представление членов команд или мини – сценки о любви).
Соперников дружно приветствуем мы,
Ведь именно дружбе всегда мы верны.
Вперед наш, противник, и смело дерзай,
Борись за победу, борись за победу и не унывай!
Слово ведущим.
Ведущие
1в. Любовь, любовь — загадочное слово.
Кто мог бы до конца его понять?
2в. Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опусташавщая сердца?
1в. А может быть, ты лишь напоминанье,
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
2в. С природою, с беспамятством сиянье
И вечный мировой круговорот?
1в. В одной притче рассказывается о том, как однажды Былинка полюбила Солнце…Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку. Да и хороша была бы пара-Былинка и Солнце. Но Былинка думала, что пара была бы хороша и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию. Красивая Акация. Чудесная Акация. Кто узнает в ней прежнюю Былинку. Вот что делает иногда любовь, даже неразделённая.
2в. Любовь – излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвящённые этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульэтта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».
1в. У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь — гласит преданье,
— Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
2в. И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет, наконец.
1в. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.
2в. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в 17в. известный драматург Мольер:
1в. В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
2в. Лишь тот блаженство знал,
Кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил.
Первый раунд — разминка
1в. А теперь разминка команд: афоризмы о любви по одной и по очереди.
2в. Ваши представления о любви (каждый представляет свой вариант).
1в. Угадайте героя по портретной зарисовке (на листочках каждой команде).
В самый крест вделан довольно большой выпуклый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живым глазами. (Бунин. Оля Мещерская. «Легкое дыхание»).
«Как ты смешно, с какой-то милой мальчишеской неловкостью растягиваешь свой большой рот, когда смеёшься. Не обижайся, за эту – то улыбку я и люблю тебя. Да вот ещё за твои византийские глаза. (Митя. Бунин. «Митина любовь»).
Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности,….(Куприн. Олеся).
Второй раунд – бой капитанов
Ведущие.- Приглашаем капитанов. Блиц – турнир. На вопрос вы должны дать ответ одним словом.
1. Что отличает Базарова от Ивана Тимофеевича? (деятельность).
2.Почему не состоялось счастье –
-Евгения Онегина и Татьяны? (непонимание),
— Ивана Тимофеевича и Олеси? (социальное неравенство).
— Мити и Кати? (Не соответствие интересов).
-Обломова и Ольги? (лень Обломова, инертность).
-Катерины и Бориса? (не состоятельность Бориса).
-Базарова и Одинцовой? (недоверие Одинцовой).
3.Назовите детали для раскрытия образа в произведении «Грамматика любви»: (ожерелье, венчальные свечи, книги из библиотеки Хвощинского, крохотная книжечка «Грамматика любви»).
-В рассказе «Солнечный удар»: (шпилька, запах одеколона, чашка, неубранная постель, отодвинутая ширма).
5. Что пережил поручик из рассказа «Солнечный удар», когда остался один? (опустошение).
6.Сколько лет просидел Хвощенский в комнате своей любимой? (20 лет).
7.Время любви поручика из «Солнечного удара» (сутки).
8. Что изменилось в душе поручика после короткой любви? (он постарел на 10 лет)
.9.Когда происходит знакомство Олеси с Иваном Тимофеевичем? (весной).
10.Какой цвет сопровождает образ Олеси? (красный).
11.Какой литературный приём использует Куприн, изображая мир Олеси и И.Т.? (контраст).
12.Назовите произведения Куприна, где присутствует женская любовь? Мужская любовь?
14. Как зовут Желткова?
15.Как можно оценить любовь Желткова, что это было: любовь или сумасшествие?
16.Смерть Мити и Желткова одинакова?
17.А последствия?
18.Кто Вере сказал о великой любви?
Музыкальная пауза (жюри подводит итоги).
Третий раунд – состязание команд
1. Легенды о любви (домашнее задание).
2. Философский бой (спорные вопросы, на которые не могут быть однозначных ответов).
1).Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?
2).Почему во всех произведениях о любви исход трагичен?
(любовь-чувство стихийное, трагическое, счастье оказывается недостижимым).
4).Каждый человек может любить?
5)Грамматика любви или искусство любить и быть любимым? (книжка написана 100лет назад в 1915году+ещё 100лет до нашего времени. Нужно ли учиться любить?
6).«Митина любовь» и «Солнечный удар» — тема? проблема? (взаимная любовь прекрасна, чтобы долго продолжаться).
7). Умный Хвощенский почему заточил себя в комнате любимой женщины?
8.)Какую роль в жизни Желткова сыграла любовь? Это громадное счастье или трагедия?
9). Почему Куприн дал Желткову имя Георгий?
10).Особенности подарка Желткова? Почему он его подарил?
11). В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?
Звучит музыка Бетховена, соната №2. Читают письмо Желткова.
Четвёртый раунд – подведение итогов
1в. Ваши представления о любви до игры и после игры. Какой она должна быть?
(звучит музыка, на листе ватмана каждый член команды пишет о Любви своё мнение).
Жюри подводит итоги.
Звучит мелодия Мартынова «Лебединая верность».
Итог: ведущие озвучивают записи команд о любви. Жюри награждают команды. Заключительное слово учителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бунин И. А. Избранная проза. Книга для ученика и учителя. Москва, АСТ, Олимп, 1999.
2.Егорова Н.В., Золоторёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе хх века. Москва, «ВАКО»,2003.
3.Журналы «Литература в школе» 1989, 1990.
4. Журналы УССР «Русский язык и литература», 1990.
5.Куприн А. И. «Олеся». Москва, «Детская литература», 1984.