Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Островской средней общеобразовательной школы
Методическая разработка урока литературного чтения
в 4 классе
на тему:
С.Михалков. Басня «Зеркало».
подготовила учитель начальных классов
Джусова Елена Николаевна
2013г
Тема: «С. Михалков. Басня «Зеркало»».
Цель: создать условия для усвоения кейса-текста по произведению
С. Михалкова. Басня «Зеркало»
Задачи:
— учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение;
—развивать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
-создавать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Цели:
Обеспечить снятие психологического барьера перед началом умственной работы;
Активизировать мозг на выполнение учебной деятельности;
Дисциплинировать ум и направить мысли на решение учебной проблемы;
Способствовать развитию познавательной активности.
-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
— Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная и интересная работа. А начнём мы с разминки.
QЧ ТrЕhНИlЕ БЕЗn РАdЗМЫgШЛrЕНИzЯ — ПУСsТwОЕ v ЗАНЯjkТИЕ.
Вам необходимо расшифровать пословицу и объяснить её смысл.
Дети расшифровывают пословицу.
— Прочитайте.
— Как вы понимаете выражение?
— Какую цель поставите для себя на уроке?
II. Этап актуализации знаний
Цели:
Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», , «баснописец»;
Развивать умение высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на собственный опыт.
— Ребята, назовите автора, над творчеством какого мы сейчас работаем на уроке литературного чтения?
+ С.В. Михалков.
-Это правильно. Прикрепите портрет писателя.
Назовите, литературные жанры, в которых работал С. Михалков ?
+Стихи (Давайте прикрепим табличку с названием жанра к автору
+сказки,
+ рассказы,
+пьесы,
+песни.
-У нас остался ещё один литературный жанр в котором также успешно работал Михалков, но чтобы выяснить этот жанр, посмотрите внимательно на доску.
На доске: портреты баснописцев и надпись к ним.
Эзоп, И. Крылов, И. Хемницер, А. Измайлов, С. Михалков.
-Прочитайте фамилии этих людей.
Читают и рассматривают портреты
-Какой жанр художественного произведения объединяет этих людей?
+ Правильно, басня.
— Как называют людей, которые пишут басни?
+ Баснописцами.
Кто обычно является героями басен?
+Животные.
-Кого мы узнаём в этих животных?
+Людей.
— Какие человеческие пороки высмеивают баснописцы в своих баснях?
+Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность и др.
— Чем басня отличается от стихотворения?
+В басне есть мораль.
— Что такое мораль басни?
+ Поучительный вывод.
III. Постановка учебной задачи и ход её решения.
1.Постановка темы урока.
-Итак, исходя из выполненного задания как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?
+Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Михалкова , но как с баснописцем.
Убираются портреты остальных баснописцев
-А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, так как ключевое слово отгадки и будет название произведения с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
А вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(зеркало)
Итак, тема нашего урока….. Слайд1
2. Постановка цели урока.
-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?
+Познакомиться с басней и её проанализировать.
3. Предвосхищение возможного содержания басни
Цели:
Подготовить учащихся к восприятию новой басни;
Развивать воссоздающее воображение.
-Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?
-Кто её герои? Какой может быть мораль?
-В начале урока мы сказали, что героями басни часто являются различные животные. Так вот в басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус.
Вывешиваю картинки с фото этих животных.
Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?
4. Первичное восприятие произведения.
Цели:
Проверить первоначально высказанные предположения;
Развивать навык чтения молча (для себя);
Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное.
— Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебник на стр. 116 и прочитайте басню.
Читают
— Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.
— Какие чувства вы испытали? Понравилась ли вам эта басня?
— Что вас удивило?
5. Анализ текста басни.
Цели:
Развивать умение использовать простейшие приёмы анализа художественного текста;
Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;
Составлять несложные монологические высказывания о произведении, героях;
Развивать внимание к художественному слову;
Демонстрировать понимание прочитанного текста, определяя главную мысль, отвечая на вопросы по содержанию.
— Назовите главного героя этого произведения?
+Носорог
-Как вы считаете, он положительный или отрицательный герой? Обоснуйте свой ответ.
+Я считаю, что он отрицательный герой, так как, он дразнит всех животных обидными словами.
+ Я тоже считаю, что носорог отрицательный герой, так как он издевается над всеми животными.
……
а) Работа в парах.
— Найдите в тексте обидные слова, которыми называл Носорог животных: Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса. и как каждый из них реагировал на оскорбление?
Зачитывают
Верблюда — Горбун! Горбун! — возмущался
Слона — Толстокожий — удивлялся
Жирафа- Дяденька, достань воробышка!- огрызался
Страуса- Недощипанный, голоногий —прятал голову
Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.
— Могло ли что-то подобное произойти с людьми, как вы думаете, посовещайтесь.
Обсуждение в парах
—Я думаю, в жизни тоже встречаются ситуации, подобные той, что описана в басне .Вот вам ситуация 1:
Вы идёте по улице. Навстречу вам идёт одноклассник и начинает вас обзывать. Как нужно себя вести. Подумайте в группе, обсудите и дайте ответ.
Ситуация 2:
Два одноклассника громко разговаривают и начинают называть друг друга обидными словами. Вы проходите мимо. Как вы поступите?
— Что же придумали животные?
+Они решили показать носорогу, что у него тоже есть недостатки.
— С какими словами они обратились к Носорогу? Найдите и зачитайте.
+Послушай, друг! Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
+Что ответил им носорог?
+Конечно. Кто же в этом сомневается?
— Как повел себя Носорог, когда увидел свое изображение?
Он посмотрел и захохотал.
— Почему Носорог смеялся над своим изображением?
Так как он не понял, что в зеркале он видит себя.
— Как же потом поступили животные?
+Они просто перестали обижаться
— Что же высмеивается в этой басне?
глупость, хвастовство.
6. Выразительное чтение текста басни по ролям (в группах по 6 человек)
Задания группам.
Игра «Радиотеатр» (1 группа).
— Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто вы заслуженные артисты России читает это произведение по радио.
Игра «Живые картины» (2 группа 6человек).
— Ваша задача, используя только мимику и жесты обыграть басню.
Игра «Писатели»
Представьте, что у вас есть возможность встретиться с главным героем басни. Напишите ему письмо.
7. Выразительное чтение басни как интерпретация авторского замысла.
Выступление групп.
IV. Итог урока (рефлексия).
— Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?
— О чём хотите узнать больше?
— Что бы вы изменили в себе после этого урока?
— Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?
— Какое задание оказалось сложным? Почему?
V. Домашнее задание (по выбору):
Подготовить пересказ басни от лица одного из героев;
Сочинить басню в прозаической форме с моралью, выраженной в пословице «Человек с коротким умом обзаводится длинным языком».