Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»


МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан












Методическая разработка урока литературы в 7 классе .



Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).

















Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы I категории

Алексеева Галина Юрьевна.











Бишево — 2010 год


УРОК — ПОИСК

Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).


Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».


Цели: 1). Обучающая: показать художественное своеобразие произведения А.П. Чехова «Хамелеон».

2).Развивающая: расширить понятие «сатира» и «юмор», показать значение художественных деталей в сатирическом произведении.

3). Воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся.

Оборудование: портрет А. Чехова, юбилейная газета, иллюстрации к произведениям автора, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебники, тетради.


Основная идея темы: Хамелеонство исключает справедливость, уметь распознать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему. (слайд№1)


Словарная работа.

  1. Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

2Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество. (слайд№2) (опережающее задание на дом).



Хамелеонство

Конфисковать

Обыватель

Солдафонство

Косноязычный



1. Верь не силе, а правде.

2. Дело знай, а правду помни.

3. Как хочу, так и ворочу.

4. Наглому дай волю, захочет и боле.





Литература:

Б, И. Турьянская: Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., «Русское слово», 2000 ; Учебник-хрестоматия «Литература» в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина.

Материалы для выставки в школе: Жизнь и творчество А.П.Чехова.- М., 1954.

В.Я.Коровина «Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе 7 класс»- М., «Просвещение», 1996.






Ход урока:


  1. Организационный момент.

Упражнения на внимание.

Прочитать эпиграф урока и ответить на вопрос:

-Кто автор этого афоризма и как вы понимаете его?

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ».слайд №1.

-Пожалуйста, запомните эти слова, мы к ним еще вернемся во время урока.

-Что нужно отметить с именем автора? (юбилейная дата- 150 лет)

  1. Вступительное слово учителя.

— На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой: «Хамелеонство как явление социальное».

Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное, социальное значит какое? (опережающее задание на дом).

Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное — относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

III. Аналитическая работа по тексту.

— Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?

/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.

городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.

— Ребята, сегодня мы будем работать над анализом текста, цель нашего урока доказать, что «Хамелеонство исключает справедливость, нужно уметь распознавать это многоликое зло..» .

Как же это мы будем делать? Проведем словарную работу, просмотрим инсценирование текста, познакомимся с новым термином – художественная деталь и, конечно же, вас ожидает сюрприз, подготовленный вашими товарищами.


IV. Проверка дом. задания.

Вы должны были по толковому словарю найти значения таких слов, как:

Хамелеонство

Конфисковать

Обыватель

Солдафонство

Косноязычный (слайд №4 )

-Замечательно, молодцы.

Ребята, рассказ очень короткий, поэтому нам нужно обратить внимание на любую мелочь, каждую черточку, которую в художественном произведении называют художественной деталью. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.


  1. Работа над художественными деталями.

— Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.

-Вот через базарную площадь……

— Что несут эти служители закона?

/узелок, решето — явно свидетельствуют об их деятельности/

— Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?

/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.

— Посмотрим на Очумелова.

От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/

  1. Речь. (слайд №6)

— Все ли детали мы видим?

Говорящие фамилии- тоже детали.

Почему Очумелова называют косноязычным?

Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

/Я ему покажу кузькину мать/

Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.

Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.

/Грубая речь с простыми людьми.

О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.

  1. Сюрприз. (слайд №7)

-Ребята, а вы какие художественные детали отметили в тексте, нарисовав иллюстрации?

(защита рисунков).

Самостоятельная работа в тетрадях.( слайд №8)

Запись числа, темы, эпиграфа.

Черты характера Очумелова

Примеры из текста

1. Хамелеонство

Жарко, знобит

2. Хамство и угодничество

Знаю, я вас, чертей!

3. Солдафонство

Не рассуждать!

— Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?

/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/.

/он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/.

/Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.

— А какие пословицы вы подобрали, чтобы охарактеризовать характер, поведение этого человека? ( опережающее дом. задание).

1. Верь не силе, а правде.

2. Дело знай, а правду помни.

3. Как хочу, так и ворочу.

4. Наглому дай волю, захочет и боле. . (слайд № 9)

— Ребята, внимание. Вернемся к теме нашего урока, для того, чтобы лучше понять, что же такое «хамелеонство» , чтобы лучше понять сцену, которая произошла на улице, прослушаем инсценирование рассказа.

  1. Инсценирование рассказа.

-Итак, на базарной площади провинциального городка порядок охраняет невежественный и глупый полицейский надзиратель Очумелов.


— Ребята, что же такое хамелеонство?

/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.


  1. Скажите, а чем привлекателен этот рассказ сегодня нам, современникам?

/И сейчас есть хамелеонство/

— Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?

/лидерам среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко их притеснять, ими управлять, использовать в своих целях/.

Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.


Х. Итог урока:

-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе? .Какой это смех? (слайд №10)

/смех сатирический, вызывает чувство гнева, негодования, презрения, смех с горчинкой, 6 раз менял свое мнение./.


1.Заключительное слово учителя.

  • С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться и в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову, Елдырину, Хрюкину. А выбор каждый из вас должен сделать сам. Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.

2.Домашнее задание: написать отзыв на рассказ : «Хамелеон». Или по образцу охарактеризовать Хрюкина. (слайд №11)




Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «Совершенствование лексических навыков по теме «Космос»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: