Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2035 города Москвы
Конспект урока по литературе
в 10 классе
«Петербург Достоевского»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Степанова Наталья Михайловна
г. Москва
2013
Цели урока:
рассмотреть образ Петербурга в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов);
помочь не только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям;
показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались его герои;
подвести к осмыслению основного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Ход урока
Организационный этап
Слайды 1, 2
Вспомним, как изображался Петербург писателями 19 и начала 20 века. Выясним, какую цель преследовал Достоевский, используя изображения городского пейзажа, интерьеров.
Вводный этап
Слайд 3
Великий город — Петербург, каждый, побывавший здесь, испытывает ни с чем несравнимые эмоции и у каждого они свои. Посмотрите на экран, здесь представлены прекрасные виды…
Вот Петербургские белые ночи…
Конечно, такой прекрасный и величественный город всегда притягивал к себе внимание русских писателей! Он не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Давайте вспомним, какие писатели, в каких художественных произведениях описывали этот город.
А.С. Пушкин «Медный всадник»; Н.В. Гоголь «Петербургские повести»; Н.А. Некрасов «У парадного подъезда»; Гончаров «Былое и думы»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В русской литературе 20 века этот дивный и призрачный город воспевали поэты серебряного века А. Блок, А.Ахматова, А.Белый. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит.
Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Например, в повести «Невский проспект» автор восклицает: «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то чем кажется!.. Он лжет во всякое время, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него».
Слайд 4
Близок к Гоголю и Петербург Некрасовский. На фоне помпезных «парадных подъездов» разворачиваются картины страданий «униженных» и «обиженных». Свой Петербург и у Достоевского. У него он тесно связан с трагическими судьбами героев. В произведении «Преступление и наказание» город предстает перед нами и в пейзажах, и в уличных сценах, и в описаниях.
Самостоятельная работа учащихся
Слайд 5 (музыка)
Вот мы и попробуем с вами сейчас выяснить, каков этот город в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Вы сидите по группам, и каждая получит свое задание.
1 группа будет анализировать пейзажи.
2 группа – сцены уличной жизни.
3 группа – интерьеры, окружающие героев.
Вы будите работать 10 минут. Каждой группе я выдаю фрагменты текста, вы должны проанализировать предложенные тексты и ответить на вопрос. Отвечать может как один, так и несколько участников группы.
Беседа с учащимися
Я вижу вы уже готовы.
Слайд 6
1 группа. «На улице жара стояла странная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу… Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
Слайд 7
2 группа.
Слайд 8
3 группа.
Заключительный этап
Слайд 9
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Это город одиночества. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит в густой толпе, и в трактире «битком набитом», и в коморках. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы.
Итак, мы можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Слайд 10
И в заключение мне хочется сказать словами известного философа Николая Бердяева: «Город трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве».
Для тех, кого заинтересовал великий Петербург и отношение к нему писателей, обращающихся к этому городу в своих произведениях, хочу предложить следующее задание: найдите и сопоставьте описания Петербурга, и вы непременно увидите, что он отнюдь не однозначен.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит.
Список использованной литературы
Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. лит., 1986.
Гоголь Н.В. Петербургские повести: Поэма. – М.: Худож. лит., 1985.
Ф.М. Достоевский, Собр. соч. в десяти томах, т. 5, Гослитиздат, М. 1957.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. II полугодие. М.: «ВАКО», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://kinopod.ru/video.html?id=8126
Приложение
Пейзажи: ч.1, гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины); ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»); ч.2, гл.6 (вечерний Петербург); ч.6, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту); ч.5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны).
Интерьеры: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната – «проходной угол» Мармеладовых); ч.6, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4, гл.4 (комната – «сарай» Сони).