Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Етышинская средняя общеобразовательная школа»
Литература
Методическая разработка урока
по теме «Чеховские традиции в рассказах Сергея Довлатова»
Автор работы:
Васильева В.Н.,
учитель русского языка
и литературы
Етыш, 2014
Тема: Чеховские традиции в рассказах Сергея Довлатова
Цель урока: познакомить с особенностями прозы С. Довлатова в контексте
творчества А. Чехова
Методические приёмы:
лекция с элементами беседы;
сопоставительный анализ;
Эпиграфы: Можно благоговеть перед умом Толстого.
Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить
нравственные поиски Достоевского. Юмор
Гоголя… Однако похожим быть хочется
Только на Чехова.
С. Довлатов
Проза Довлатова – весёлая, но боль.
В. Курицын
Ход урока
I. Биография писателя. Сообщение ученика.
Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе. Семья в дальнейшем проживала в Ленинграде, отец был администратором в театре, а мать – актрисой. Проработав немного на заводе, Довлатов поступил в ЛГУ, глее изучал финский язык. Спустя два года он был исключён из университета (официально – за неуспеваемость) и призван в армию. Службу он проходил в лагерях Коми. Этот опыт описан в первом сборнике рассказов «Зона».
Демобилизовавшись в 1965 году, Довлатов становится журналистом и продолжает писать свои рассказы. Его постигла популярность, — самиздатовская. От упрёков и обвинений в антисоциальном образе жизни его спасла Вера Панова, оформившая Довлатова своим литературным секретарём.
В поисках более либеральной атмосферы в 1974 году Довлатов переезжает в Таллин, где устраивается на работу в партийную газету.
В 1978 году, в разгар антидиссидентских акций со стороны властей, Довлатов вынужден был покинуть СССР. Осенью он переехал в США.
С февраля 1980 года Довлатов – главный редактор русского еженедельника «Новый американец». Газета просуществовала два года, в пик популярности её тираж доходил до 11 тысяч.
Сергей Довлатов скончался 24 августа 1990 г. в Нью-Йорке.
Творческое наследие писателя: роман, семь повестей, четыреста коротких рассказов. Самые известные произведения: «Соло на «Ундервуде», «Чемодан», «Наши», «Зона», «Заповедник», «Компромисс», «Иностранка», «Ремесло».
II. Слово учителя
В жизни С.Довлатова выделяем три периода: ленинградский, таллинский, заокеанский. Биография писателя отражена в его книгах. Сергей Довлатов – писатель-сатирик, родоначальник одного из течений постреализма, которое получило в критике название «новый автобиографизм».
Биография Довлатова – неисчерпаемый источник трагикомических сюжетов. Различные события из своей жизни автор многократно описывает в своих произведениях, например, службу во внутренних войсках (сборник «Зона» и рассказ «Офицерский ремень» из сборника «Чемодан»), эмиграцию («Филиал», «Иностранка»).
Автор рассказывает о своей жизни от имени Бориса Алиханова – таков литературный псевдоним писателя.
Вопрос классу:
— Каковы ваши впечатления от прозы Довлатова?
(Учащиеся отмечают диалогичность прозы; произведения читаются легко, сюжет прост и ясен; нравится юмор писателя; «автор повествует о своей жизни»; обращают внимание на наличие ненормативной лексики)
В числе тех, кто повлиял на читательское становление Довлатова, критики называют Хемингуэя, Фолкнера, Куприна, Ремарка и Сэлинджера, однако наиболее непосредственное воздействие на Довлатова оказал Чехов. Сам писатель так говорил о нём: «По письмам Чехова можно понять, что у него был комплекс беллетриста, то есть беллетрист ближе к понятию «рассказчик». По русским понятиям, он был не писателем, а рассказчиком. Какой смысл я в это вкладываю? Опять-таки, без всякого кокетства и без ложной скромности. Деятельность писателя в традиционном русском понимании связана с постановкой каких-то исторических, психологических, духовных, нравственных задач. А я рассказываю истории».
Именно рассказчиком был Довлатов. Рассказывать истории, а потом их записывать – единственное, нормальное для Довлатова состояние. Мы это понимаем, когда читаем его лёгкую, порой печальную прозу.
— Итак, Чехов и Довлатов – прежде всего писатели-рассказчики. Какие традиции чеховской прозы можно отметить в рассказах Довлатова?
(Учащиеся обращают внимание на лаконизм их прозы)
Довлатов так же, как и Чехов, стремился к лаконичности, присущей поэтической речи, к предельной ёмкости выражения.
И.Бродский отмечал, что Довлатов был замечательным стилистом: «Рассказы его держатся более всего на ритме фразы. Они написаны как стихотворения, сюжет в них имеет значение второстепенное, он только повод для речи».
Для Довлатова стилевая точность была важнее фактической. Требовательность его к слову, к фразе была необычайной. Предложения в каждой фразе коротки, поэтому значимость каждого слова повышается, при этом в ней не должны были встречаться слова, начинающиеся на одну и ту же букву.
III. Исследовательская работа
Задание: сопоставьте тексты Довлатова и некоторые рассказы Чехова, выясните их синтаксические особенности.
(Преобладают односоставные предложения, часто встречаются определённо-личные, назывные, безличные. Весьма редки обособленные определения, зато обстоятельства встречаются довольно часто, есть вводные слова и предложения. Рассказы строятся на диалоге. Реплики краткие, ёмкие.)
— Какие синтаксические фигуры встречаются в текстах?
(Ярко выражен параллелизм. У Довлатова: «В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зелёной траве серыми комьями лежали овцы. Я шёл через поле к турбазе. На мокрых от грозы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом». («Заповедник») У Чехова: «Тут есть тихая бухта, по которой ходят пароходы и лодки с разноцветными парусами… Тут есть парк, какой вы найдёте теперь во всяком заграничном курорте». («Ариадна»)
Встречаются противопоставления. У Довлатова: «Когда-то мы спускались в погреб. А сейчас бежим в гастроном». (Рассказ «Когда-то мы жили в горах»). У Чехова на противопоставлении (антитезе) строятся целые рассказы, например, «Толстый и тонкий»).
— Что ещё «роднит» Довлатова с Чеховым?
(Проза Довлатова иронична, он готов шутить по любому поводу.)
Но в его произведениях ирония приобретает разные оттенки. Например, в «Соло на «Ундервуде», состоящем из сюжетов о ленинградских знакомых и о ленинградской жизни, показана горькая усмешка по поводу русской действительности, её грустная безнадёжность.
В американских же сюжетах («Филиал», «Соло на IБМ») печаль затушевывается, возможно, потому, что описываются события текущие, ярче воспринимается их абсурдность.
В рассказах Довлатова преобладает, как и у Чехова, подтекст, скрытая ирония. Лёгкую повествовательную манеру Довлатов окрасил глубоко личной интонацией. Под мягкой интеллигентной иронией, усмешклй скрывается драматизм жизни. Грязная изнанка действительности – вот что непременно напоминает о себе в прозе Довлатова.
— В каком произведении, на ваш взгляд, это особенно проявляется?
(Учащиеся называют «Заповедник»)
— О чём эта повесть?
(О ложном, опошляющем понимании Пушкина, о фальши, которая всюду сопровождает героя. А ещё – о безобразном российском пьянстве (образ дяди Миши).
Кстати, у Довлатова среди героев нет типов, у него – характеры. Его не очень интересует, как себя ведут люди вообще, ему интересно, как же ведут себя именно эти, конкретные люди. И этому он учился у Чехова, сюжеты которого – история жизни обыкновенного человека.
И ещё одна «чеховская» особенность прозы Довлатова. В его произведениях получает талантливое развитие чеховский мотив «не-развязки». К какой новой жизни придут герои – мы не знаем, как не знаем, что, кроме радости избавления, обрела героиня рассказа «Невеста».
IV. Заключительное слово учителя.
Ироничная, печальная проза Довлатова ещё ждет своего кропотливого исследования. Он был похож на Чехова, но разве можно назвать его подражателем? Он взглянул чеховским взглядом на эпоху, и главное, что он почувствовал – боль и страдание. Его герои – дети XX века, который воспитал их жизнелюбивыми, самостоятельными, сильными, хотя и они тоже иногда грустят…
Список использованной литературы
Довлатов С.Д. Чемодан: Сборник. Л.,1991.
Довлатов С.Д. Собрание прозы: В 3 т. СПб., 1994.
Исаченкова Н.В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. – С.-Пб., 2003 г.
Степанов Е.Н. Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности. – М., 2003 г.
А.П.Чехов. Рассказы и повести: М., АСТ Олимп, 1997.
Шанский Н.М. Филологический анализ художественного текста. – С.-Пб., 1999 г.
Третий номер журнала «Звезда» за 1994 год полностью посвящён жизни и творчеству Сергея Довлатова.