Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 15»
Методическая разработка занятия
по дисциплине Литература
Раздел: Литература первой половины XX века
Тема: Рассказы И. А. Бунина
Специальность: Сварщик Курс: 1
г.Стрежевой
Автор-составитель: Жданова Оксана Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы
Содержание
Пояснительная записка
Учебно-методическая характеристика занятия
Хронологическая карта занятия
Ход занятия
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении творчества И.А.Бунина.
В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал, дополняющий материал учебника, вопросы по анализу стихотворных и прозаических текстов, раздаточный материал, материалы для текущего контроля.
В результате изучения темы Рассказы И.А. Бунина
Студент должен:
знать/понимать:
— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века
— содержание изученных литературных произведений;
— основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
уметь:
— воспроизводить содержание литературного произведения;
— сопоставлять литературные произведения;
— анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
— соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
— выявлять авторскую позицию.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
— участия в диалоге или дискуссии;
— самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Учебно-методическая карта занятия
Тема занятия: Рассказы И.А. Бунина
Тип учебного занятия: комбинированное
Место проведения аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия
Цели занятия:
1. Образовательная: знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
выявлять авторскую позицию; воспроизводить содержание литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;
2. Развивающая: формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
3. Воспитательная: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Междисциплинарная интеграция: история, русский язык
Внутридисциплинарная интеграция: Обзор русской литературы первой половины XX века. Стихотворения И.А. Бунина
Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, анализ текста
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;
наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные — учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портрет И.А. Бунина, выставка книг
Перечень литературы:
Основная:
— И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»
— Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008
— Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011
Дополнительная:
— Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006
— Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006
— Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. — СПб., 2008
— Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. — М.: Московский лицей, 1997
— Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
—Кондратьева А.А. Изучение лирики Ивана Бунина. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.
-Шушакова Г.В. «А счастье всюду…» Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.
-Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.
-Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.
Интернет ресурсы:
— https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
— Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/
— https://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
— http://liceybiblio.amoti.ru/bunin_i___gospodin_iz_san_francisko_
— https://www.google.com/search?q=%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0
— http://www.a4format.ru/book—titles.php?lt=193&author=16&dtls_books=1&title
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Цель | Время | |
1 | Организационный этап (проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии) | Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность | 2 мин |
2. | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости) | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы | 3 мин |
3 | Актуализация опорных знаний | Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию | 10 мин |
4. | Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами) | Формирование теоретических знаний | 25 мин
|
5. | Физкультминутка | Снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей | 3 мин |
6. | Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала (проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)
| Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме | 40 мин |
7. | Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)
| Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | 2 мин |
8. | Рефлексия (подведение итогов занятия) (Самооценка и оценка работы группы)
| Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее | 5 мин |
Ход занятия
Организационный момент: приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.
Мотивация учебной деятельности
Слово преподавателя о сложном мировоззренческом пространстве произведений Бунина, о социально-философском и художественном осмыслении жизни, о рассуждениях писателя о месте человека во Вселенной. В многоэтажном здании природы, в последовательной подчиненности ее явлений человек, по мнению Бунина, занимает одну из последних ее ступеней и способен расширить свои пределы только за счет опыта предыдущих поколений. О философской и эстетической концепциях писателя и их художественном воплощении в рассказе «Господин из Сан-Франциско» и пойдет речь сегодня на занятии.
Обозначение темы занятия, формирование цели занятия, обозначение плана предстоящей работы на занятии.
3. Актуализация опорных знаний
Проверка ДЗ (сообщения студентов, демонстрация подготовленных презентаций)
Творчество И.А. Бунина
Бунин и современники
Бунин за границей
По бунинским местам
Музеи И.А. Бунина в России
4. Усвоение новых знаний
Лекция- беседа (презентация)
Самое, наверное, удивительное в творчестве Бунина-поэта и Бунина-прозаика то, что между стихами и прозой можно без труда обнаружить тематическую связь. И сами стихотворения как бы являются продолжением друг друга.
Поэтому интерес к прошлому –явление в творчестве Бунина неслучайное. Всю свою жизнь он мучительно искал ответа на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как она связана с миром?
Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.
Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» появился в печати в 1915 году, но первоначально он назывался «Смерть на Капри», что, безусловно, вносило ощущение катастрофичности, неотвратимости событий, неизбежности финала жизни. Первоначальное название было навеяно сюжетом, идеей и непосредственно самим названием повести немецкого писателя Т.Манна «Смерть в Венеции». История создания произведения связана и с событиями первой мировой войны, хотя эта тема в «Господине из Сан-Франциско» не прослеживается. Смена эстетических ориентиров, погружение в философию экзистенциализма, размышления о смысле человеческой жизни, о роли личности в истории, о судьбе мировых цивилизаций – все это отголоски тех исторических событий, которые потрясали тогда мир и не могли не отразиться в творчестве одного из самых чутких писателей И.А.Бунина.
Философия экзистенциализма, которой увлекался писатель во время создания рассказа, — это философия существования, жизни. Ее корни уходят в 19 век (Шопенгауэр, Достоевский). В 20 веке с этим мировоззрением связаны имена Сартра, Камю, Ястебса, Мальро. Основные тезисы экзистенциализма (подтверждение которым мы найдем в рассказе Бунина):
а) Сущность человека можно выявить только в минуты его смерти, все остальное лишь случайные моменты бытия, существования.
б) Человек осужден на свободу, свободу совершать поступок.
в) Человек в ответе за то, что происходит с ним.
г) Человек стремится быть кем-то другим, не тем, что он из себя представляет.
д) Человек не должен строить иллюзий насчет своей судьбы.
Первоначальное название «Смерть на Капри», которое содержало идею кульминации, настраивало на запрограммированное восприятие рассказа. В процессе работы над рассказом Бунин отказался от громкого слова «смерть», предопределявшего его идейное содержание. Такая же участь постигла впоследствии и эпиграф, предпосланный произведению: « Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (слова из Нового Завета, из Откровения св. Иоанна Богослова). Сейчас в редких изданиях «Господина из Сан-Франциско» можно встретить этот эпиграф. Смысл названия, передающего тему и идею произведения, можно истолковать как иллюстрацию одной из любимых тем писателя – индивидуального существования личности. Главный герой безымянен, ничтожен в масштабах мировой цивилизации, он не удостаивается имени собственного, обезличенное существование одного человека обобщено до предела. Подтверждением тому ближайший контекст эпиграфа: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой». В Откровении Иоанна Богослова Вавилон противопоставляется священному городу Иерусалиму и изображается в виде одетой в ярко-красную, багряную одежду женщины «упоенной кровию святых кровию свидетелей Иисусовых» с чашею, наполненной нечистотами. В данном случае Вавилон является едва замаскированным обозначением столицы Старого Света во времена пророка – Рима. Этот факт, безусловно, наглядно иллюстрирует историософскую проблематику рассказа
Сюжетная цепочка (схема) рассказа:
— Экспозиция: объяснение причин, по которым богатый американец из Сан-Франциско вместе с женой и дочерью отправляется на знаменитом пароходе «Атлантида» (обращает на себя внимание символика названия парохода) в длительное (как он предполагает) путешествие в Южную Европу (за Европой должны были последовать Ближний Восток и Япония). Подчеркивается суетность жизни, никчемность стремлений, бесцельность существования при вроде бы достижимой и осязаемой цели.
— Завязка, развитие действия: начало путешествия, пребывание на пароходе, описание жизни (существования) богатых туристов на «Атлантиде» (пароходе, похожем на «громадный отель со всеми удобствами»); корректировка планов (плохая погода не позволяет соблюсти маршрут в первоначальном виде): из Неаполя отправляются на Капри; подробное описание переезда, острова; появление господина с семьей в гостинице.
– Кульминация: внезапная странная смерть господина после тщательной подготовки (представленной в деталях и мельчайших подробностях) к позднему обеду. Смерть персонажа делит рассказ на две части, позволяя читателю увидеть героя в двух пространственно-временных ракурсах: прижизненном и посмертном.
–Развязка, финал: возвращение мертвого господина в Америку в трюме «Атлантиды»; вставной эпизод о римском тиране Тиберии (у автора Тиверии); описание «прекрасной солнечной страны», масштабность картины мира.
— Писатель предлагает необычное сюжетное решение: повествование не заканчивается смертью главного героя (оказывается, он и не был главным участником действия), а продолжается в лаконичных, художественно ярких зарисовках (Неаполитанский залив, уличный рынок, рассказ об абруццких горцах). Перед нами привлекательная картина жизни, жизни настоящей, полной радости, солнца, человеческих историй, переживаний, чувств. А смерть господина лишь маленький эпизод, страничка из огромной книги под названием «бытие».
5. Физкультминутка
6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала
— Анализ смысла названия рассказа
Преподаватель: Заглавия многих произведений передают особый лиризм, затаенную печаль, тоску по ушедшему. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». — — Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему? О чем в рассказе пойдет речь?
(Речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой
нечем восхищаться. Как можно охарактеризовать такую жизнь?)
— В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.
Духовность-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Бездуховность — это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, чтобы оставило след в памяти даже близких ему людей.
Повесть “Господин из Сан-Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.
—Может быть это можно оправдать временем? Что 1915г?
— Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации, где война ведется не ради развития, а ради наживы. Ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность — замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.
Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого — неотвратимость гибель этого мира.
— Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «господин»? С какой интонацией обычно произносят обращение «господин». В каких отношениях находятся люди, употребляющие данное обращение? На что указывает название рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан –Франциско» ? Запишите в тетрадь.
(В голосе слышится подобострастие, интонации заискивающие, угодливые, неискренние; зависимость, подчинение; название указывает на статус главного героя, на отношение к нему окружающих, но и на какую – то безликость, отсутствие лица).
— В чем особенности Сан – Франциско как города?Для начала вспомните, в каком году был написан рассказ? (1915г)
(Сан – Франциско — крупный, богатый город, жить в нем могли себе позволить немногие. В это время данный город прославился после «золотой лихорадки» гигантским развитием монополий, город захватил всю торговлю на Тихоокеанском побережье. А в 1906 году в Сан-Франциско произошло большое землетрясение, принесшее много разрушений и страданий).
Работа с текстом. Чтение с остановками (вопрос-остановка-обсуждение-вопрос). Заполнение таблицы
Проблема: Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа?
Текст | Мой комментарий. | |
1. Как зовут героя рассказа? Его социальный статус. | господин мистер, барин, хозяин, повелитель, властелин; | Нет имени, значит, нет человека. Он господин, в этом его суть. |
2. Что мы знаем о жизни героя? Попытаемся понять, как автор относится к этой жизни? Помните, что один из способов авторского выражения – ирония.
| ему 58 лет, но он считает, что до этого «он не жил, а существовал», обеспечивая себе прочную материальную базу и стремясь сравняться с теми, кого некогда взял себе за образец. У господина нет даже собственных желаний. Он едет в путешествие только потому, что так делают, а не потому, что ему хочется увидеть мир. «Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония». Герой не живет в настоящем, возлагая надежды на будущее. У него размеренная жизнь, без потрясений, без сюрпризов, ничего никогда не меняет в распорядке дня. Он уже не человек, его жизнь течет автоматически. Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года. За всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, не научился получать удовольствие от ощущений и чувств. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во время отдыха — внимание к туалету не оставляло «времени для чувств и размышлений». | У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни. Господин из Сан-Франциско не понимает радостей других людей, он не понимает, почему он недоволен, и это делает его раздражительным . Ему кажется, что надо только сменить место, и ему будет лучше, что во всем виновата погода, город, но не он сам. Ирония грустная.
Господин из Сан-Франциско не видит красоты природы. Открытое окно символизирует мир, который открыт перед ним, но которым он не в состоянии наслаждаться. |
3. Выбор корабля Господином. Что представляет собой общество на пароходе и в трюме? В чем смысл названия парохода «Атлантида»?
| Капитан: «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой наших пассажиров» Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу» Господин: « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это» | Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Обращает внимание изобилие неопределенно-личных предложений, занимающих почти страницу: «вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчеркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Имен нет. Влюбленная пара изображает любовь за деньги. — Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад – трюмы корабля, похожие на преисподню. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных. Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества. |
4. Смысл образа капитана | «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего на огромного идола… и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев». | Похоже на мистику. Дьявол, наблюдающий за пароходом, вернее, один из его учеников.
|
5. Каким рисует автор портрет господина? (элементы его портретной характеристики).
| «золотые пломбы», «серебряные» усы, лысая голова блестела, как слоновая кость, «остатки жемчужных волос», голова называется «черепом» и др; | Вид Господина вполне респектабельный, но какой- то неживой. |
6.Что обозначает образ океана в рассказе? Что же пытается прореветь океан (осудить автор) ? |
| Океан безграничен, бушует, набрасывается на корабль, но даже ему не заглушить звуки оркестра. жизнь быстротечна — человеку следует быть самим собой — многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям. |
7. Как чувствует себя герой во время путешествия? Почему так мало говорит?
|
| Речь отрывистая, лающая, он не произносит более 2-3 слов. В его душе не осталось никаких чувств. Напряженный ритм жизни не оставил времени для размышлений. И здесь его жизнь запрограммирована. Все отрепетировано. |
8. Присутствует ли в рассказе перемещение мысли?
| наслаждение в путешествии, затем—в ложке супа и глотке вина. | Да. Позднее господин начинает ощущать отчаяние, когда подозревает, что жизнь вырывается из-под его контроля: приехал в Италию наслаждаться, а здесь туман, дожди и ужасная качка. И сейчас предел его мечтаний – ложка супа и глоток вина. |
9. Мечта его жизни – богатство, осуществилась, стал ли он счастливее от этого? — Почему?
|
| Погода мрачная влияла на взаимоотношения господина с женой (ссоры), болезнь дочери. Отправление на остров Капри в надежде испытать наслаждение, но и здесь этого не происходит, наоборот, заглавный герой (имя вынесено в заглавие) умирает. |
10. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? Обратите внимание на художественные детали, при помощи которых автор создает образ главного героя в последние минуты его жизни. Кто перед нами – еще господин или уже человек?
| «.. жемчужные волосы, стон, хрип сдавленного горла, бормотание..»
| “Господин” меняется перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и светлеть…” Называет его теперь стариком. Ему даруется подлинное общение с природой, которого он был лишен: «звезды глядели на него с неба, сверчок запел на стене».
|
11.Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Перед нами возникает отвратительная картина. Какая?
|
| -унижения; богатство не спасло; -не могут предоставить гроб, только ящик из-под содовой (тоже одна из примет цивилизации); Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. — Таким образом, могущество «господина» оказалось призрачным. |
12. Особенность его мировоззрения | герой уверен, что его деньги дают ему не только положение в обществе, но и власть над другими людьми и обстоятельствами. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий. можно сказать, что Господин преследует определенную цель: попытка героя упорядочить окружающий мир, жить по установленному им же плану оказывается неосуществимой. | У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.
Мир неподвластен господству отдельного человека. |
13. Основные его черты | самонадеянность и эгоизм («твердо уверен», имеет «полное право», «надеялся наслаждаться») |
|
14. Каково авторское отношение к герою? |
| И за это, и за прошедшую жизнь, в которой были и жестокая эксплуатация других людей («Прочь»), и бесконечное накопление богатств, и убежденность, что все вокруг призваны «служить» ему, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин, и казнит жестоко, беспощадно |
15. Какова роль эпизодических героев рассказа Лоренцо и абруццких горцев? |
| Лоренцо – старик, лодочник, красавец. Есть имя. Знаменит во всей Италии, модель для живописцев. Ощущает себя «царственно», радуется жизни, живет вечно на полотнах художников, бедняк. А богатого старика из Сан-Франциско забыли, не успел он умереть. Абруццкие горцы тоже олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Они воздают своей живой музыкой хвалы солнцу, утру, Божьей Матери, природе в целом. Это и есть истинные ценности жизни). — И здесь опять философская основа конфликта, который переплетается с социальным. Показываются бедные и богатые, что деньги отчуждают человека от природы. |
— Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?
Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил“. “Человечество навеки запомнило его“, но это слава Герострата: “человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему – то имевший власть над миллионами людей, наделявший над ними жестокостей сверх всякой меры“. В слове «почему – то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни: время все расставляет по местам: даёт бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.
«Атлан» — затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации. Таким образом, и этот пароход погибнет, Но пока хозяином земного мира остался Дьявол, следящий за деянием «Нового человека». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало?– этот вопрос волнует И.А.Бунина.
— Каков ответ? Есть ли надежда? Проследим по тексту.
«Образы, имеющие в рассказе символическое значение».
Значение символа | |
Корабль «Атлантида» | символ цивилизации Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в потелица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада. |
сам господин | олицетворение человека буржуазной цивилизации, символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. |
образ огромного, как утес, дьявола | символ надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству.
|
образ капитана, “рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромное идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев “. |
|
| Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса… океаном».
|
Настанет день – исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
— Какова, по-вашему, основная идея рассказа?
Вывод: Главная проблема – не частная жизнь господина, а проблемы места человека в мире, взаимодействие социального и природно-космического начал в жизни. (Формулируют ученики с помощью учителя и записывают в тетрадь)
— Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье?
Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.
Сам Бунин боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить «живой жизнью», где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя.
7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:
— работа с учебной литературой (Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011- Ч.1, С. 72-91)
— подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве А.И. Куприна
— прочитать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1. Заключительное слово преподавателя.
Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.
К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.
Мы видим, что пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия, воплощенная не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмоленный гроб, стоящий глубоко в трюме, — символ конца, обреченности мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершенность, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в ХХ веке.
2. Комментарий оценок, поставленных в течение занятия
«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
3. Рефлексия.
— Хотелось бы вам жить в таком обществе, где вас помнят, пока вы живы и богаты?
Составьте синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.