Музыка и литература «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»

Тема: Музыка и литература

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели урока:

Формирование умений сопоставлять впечатления, вызванные разными видами искусства; определять авторскую позицию; передавать в процессе чтения собственные переживания, вызванные произведением.

Задачи урока:

Обучающие:

— познакомить учащихся с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

— формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

— обучение анализу художественного произведения;

— формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

— познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.

Развивающие:

— способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

— развитие речи учащихся;

— развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

— воспитание любви к музыке и литературе.

Тип урока: интегрированный урок закрепления изученного материала.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.







Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.

  1. Речевая разминка. (слайд 2)

— Итак, начинаем урок.

— Прочитайте пары слов «глазами»

— Прочитайте вслух хором, с ударением на первом слове

сверчок – старичок

синицы – сестрицы

прачка – качка

матросы – водоносы

— Как называют в литературе такие слова?

— В каких литературных произведениях встречаются рифмы? (4 слайд)

— Прочитайте стихотворение «губами»

— Теперь прочитайте жужжащим чтением

— Прочитайте стихотворение в парах

— Заслушаем чтение одной пары

  1. Целеполагание и мотивация.

(слайд 3)

Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.

« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,

Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть»

То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок литературного чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ. (слайд 4)

  1. Проверка домашнего задания.

-Начнём урок с проверки домашнего задания.

Проверим домашнее задание 1 группы.

Что вам было задано на дом?

( Подготовить сообщение о К. Паустовском)

— Где и когда родился К. Паустовский?

— Что интересного из жизни К. Паустовского вы узнали?

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни». По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде.

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах -объездил всю страну. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, — высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, — было выбрано самим писателем.

Проверим домашнее задание 2 группы.

— Что вы для нас приготовили?

( Работа с книжной выставкой)

— Дайте краткую характеристику книжной выставке.

— Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе?

( Один ученик из 1группы сообщает о том, что К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей)

— Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»

— Эпизод, из жизни какого великого человека мы узнали, прочитав этот рассказ?

— Проверим домашнее задание 3 группы.

— О чём вы нам поведаете?

(Ученики третьей группы рассказывают о жизни и творчестве Э. Грига)

Эдвард Григ  родился в норвежском Бергене и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье. Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча.

Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его отцу приехал Oле Булль — знаменитый скрипач и композитор, завоевавший к тому времени мировую славу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, гость усадил мальчика за рояль и пришел в совершенный восторг от услышанного: «Ты должен стать музыкантом!»

По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. Вдали от дома юный музыкант трудился, не жалея сил, и в итоге тяжело заболел — после простуды у него начался плеврит. И хотя заботами матери Эдвард все же оправился, последствия болезни остались на всю жизнь: Григ страдал туберкулезом и в преклонном возрасте дышал лишь частью левого легкого, потому что правое было разрушено.

Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Молодые люди полюбили друг друга, но мать девушки воспротивилась браку. Она хотела, чтобы дочь нашла себе более солидного кандидата в мужья, чем начинающий композитор. Конечно, Эдвард был этим огорчен и мечтал доказать матери Нины, что та ошибается. Но все же свадьба состоялась. Свадьбу Эдвард и Нина отпраздновали 11 июня 1867 года.

Началась самая замечательная пора в жизни композитора — расцвет таланта, наступление творческой зрелости. 15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Со всех концов света поступали многочисленные  пожелания здоровья, счастья, долгих лет жизни, дружеские знаки любви и уважения. Он получил огромное количество  телеграмм и писем из многих стран света. Лето 1907 года приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. В среду, 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.

  1. Работа по теме урока. Читаем. Думаем. Творим.

— Назовите главных героев рассказа?+

— Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи?

( Чтение по ролям)

— Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?

— Что он обещает девочке?

— Почему подарок Дагни сможет получить только через10 лет?

Слово учителя:

— А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

— Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор

( Выборочное чтение).

— Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?

— Почему был оставлен диван?

— Что являлось предметом роскоши в комнате? (рояль)

— Найдите толкование слова рояль в словаре.

( Работа с толковыми словарями)

Рояль — (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино

— Обратите внимание, какого рода это слово?

— Вот так выглядит концертный рояль.

— Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание.

— Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.

— Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.

  1. Физминутка.

— Давайте немного отдохнём, проведём физминутку для глаз и послушаем отрывок из произведения Э. Грига «Утро», из пьесы «Пер Гюнт.»

  1. Продолжение работы по теме.

— Понравилось ли вам это произведение?

— Какие чувства оно у вас вызвало?

— Что вам представлялось?

— А что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни?

( выборочное чтение)

-Какой литературный приём использует автор?

( Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.)

— Что помогло Григу написать музыку?

( Красота окружающей природы)

— Каким слушателям Григ отдавал предпочтение? Почему?

( Это были благодарные слушатели.)

— А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

Давайте нашу дальнейшую работу выстроим в группах.

  1. Работа в группах

1 группа.

Составить рассказ «Что произошло с Дагни?» (1группа получает карточку с заданием.)

1. Какая стала Дагни? Опишите её.

2. Куда Дагни нужно было отправиться по настоянию тетушки Магды?

3.Куда любила ходить Дагни?

4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?

2 группа

Рассказать, как Дагни слушала музыку. (2 группа получает карточку с заданием)

  1. Перечитайте отрывок из рассказа на стр.12-13.

  2. Составьте, используя слова-опоры рассказ «Как Дагни слушала музыку».

  3. Составляя рассказ, соотнесите слова из первого столбика, со словами из второго столбика.

Дагни впервые слушала симфоническую музыку.

Она произвела на неё странное действие.

Все переливы и громы оркестра вызвали у Дагни

множество картин, похожих на сны.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё

шумела буря. Потом она наконец услышала

как поёт ранним утром пастуший рожок и



в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув

откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала,

как ветер, неслась по вершинам деревьев,

срывала листья, качала траву, била в лицо

прохладными брызгами. Дагни почувствовала

порыв воздуха, исходивший от музыки

и заставила себя успокоиться.

3 группа.

Рассказать, как звучала музыка? ( 3 группа получает карточку с заданием)

  1. Перечитайте отрывок из рассказа на стр.12-13.

  2. Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.

( Ребята работают в группах, приглушённо звучит музыка Э.Грига)

4 группа.

Рассказать какими качествами наделил писатель Дагни и Грига? ( 4 группа получает карточку с заданием)

  1. Какими качествами К. Паустовский наделил Дагни?

  2. Какие качества были у Эдварда Грига?



  1. Коррекция.

Вопросы для 1 группы.

— Расскажите, какой стала Дагни?

— Изменился ли её внутренний мир?

— Куда девушка любила ходить?

— Какое действо оказывал на неё театр?

Вопросы для 2 группы.

— Какие эмоции вызвала у Дагни музыка?

— Что она услышала?

— Как она слушала музыку?



Вопросы для 3 группы.

— Как звучала музыка?

— Какие слова использует автор для описания музыки?

( Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)

(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)

— А разве может быть музыка живой?

— Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!

— Что представляла Дагни, слушая музыку?

( Представляла встречу с Э.Григом.

Жалела, что не может поблагодарить его за подарок.

Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)

— Понравился ли ей подарок7

— Хотели бы вы получить такой подарок?

— А разве нельзя сказать, что вы тоже получили подарок?



«Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»

— Прочитайте слова.

— Кого мы называем волшебниками? Почему?

— Григ — великий композитор, он настоящий волшебник, сумевший написать такую прекрасную музыку, которая вызывает у слушателей бурю эмоций. Заставляет их плакать.

Второй волшебник – это К. Г. Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.

Произведения этих двух мастеров бессмертны. Обычно людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем этим двум великим мастерам.



  1. Итог урока.

— А какое настроение вызвали у вас эти два великих произведения: Музыка Э. Грига и рассказ К. Паустовского?

Отметьте на листах настроения свои эмоции.

  1. Домашнее задание.

Рисунок к прочитанному произведению:

  • Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.

  • Изобразите на рисунке, фрагмент понравившейся части рассказа.

Всем спасибо за урок.







Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Романтический пафос рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". Анализ произведения" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: