Муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска.
Урок по литературе
10 класс
Тема: « Мысль семейная» в жизни и творчестве Л.Н.Толстого
(на примере романа «Война и мир»)
Учитель Белянкина И.А.,
категория высшая
Томск 2010
Урок с компьютером по литературе.
10 класс.
Белянкина И.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 50,
г. Томск
« Мысль семейная » в жизни и творчестве Л.Н.Толстого »
(на примере романа «Война и мир»), 2 часа.
Цель урока:
— повторение и систематизация знаний по теме,
— исследование темы семьи в понимании писателя, определение черт «идеальной семьи» по Л. Толстому,
— развитие речевой компетенции учащихся,
— воспитание семейных ценностей.
Оборудование: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», литература,10 класс.
Л. Толстой. Уроки №37,40. Индивидуальная рабочая карта.
Ход урока
Заполнение карты урока. Тема, цели (обсуждение).
— Как вы думаете, почему все семьи разные?
— Существует ли идеальная семья?
— Возможно ли создание идеальной семьи?
Работа по карте урока.
Повторение ранее изученного.
Детство. Даты написаны на доске, соотнесите с событиями в жизни Л.Толстого.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Урок №37. «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. «Родословная», « Детство».
1828 год – 1830 год – 1837 год – 1838 год – 1841 год —
Информация для учителя:
1828 год – рождение Льва Толстого. 1830 год – 2 года, смерть матери. 1837 год – 9 лет, смерть отца 1838 год – смерть бабушки 1841 год — смерть тети, отъезд из Ясной поляны, 13 лет. Дальнейшее проживание в Казани, опека Пелагеи Ильиничны Юшковой.
Индивидуальное задание. Дополнительная информация учащегося. «Детство Л.Толстого».
(Для учителя) Семья была только в воспоминаниях о родных. Детские воспоминания о семье были теплые, радостные, наполненные семейными преданиями, любовью к родителям.
|
2. Семейная жизнь. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Урок №37. «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. «Семейная жизнь».
Женитьба на Софье Берс. 1862 год.
1862-1910 года, 48 лет Л.Толстой прожил в браке со своей женой, 7 детей.
Семейная трагедия, 1910 год, обсуждение.
Индивидуальное задание. Дополнительная информация учащегося о семье Л.Толстого. Семейное фото, комментарии учащегося.
(Для учителя) Семейная драма, разлад в семье, нарушение гармонии: высокие нравственные принципы Толстого и семейные обязанности, ответственность за будущее семьи.
|
3. Новый материал. «Мысль семейная» в романе «Война и мир».
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Урок № 40. Роман «Война и мир».
Цели: исследовать семьи Курагиных , Ростовых, Болконских.
При работе с иллюстрациями к роману обращаем внимание на рисунки Н. Рушевой.
(О ней учащиеся узнают в конце урока из индивидуального задания. Обсуждение рисунков).
4. Работа с таблицей.
— Что из себя представляла семья Курагиных? Работа с текстом (домашнее задание 1ряду).
— Что можно сказать о семействе Ростовых? Работа с текстом, (домашнее задание 2 ряду).
— Семья Болконских. Работа с текстом, (домашнее задание 3ряду).
Не слишком ли суров был отец к кн. Андрею, к кн. Марье?
Отрывок из фильма «Война и мир»: напутствие отца, отъезд Андрея на службу.
(Общая характеристика, конкретные примеры). Выводы в таблицу.
Ростовы | Болконские | |
(Для учителя) В семье нет истинных чувств, уважения, взаимопонимания. По мнению Толстого, такая семья обречена на гибель.
| Трудно назвать идиллической, но это одна из счастливейших семей. Лучшие качества Ростовых – это искренность, доброта, душевная чуткость. | В семье есть любовь, но нет яркого проявления чувств, Главные качества в семье — ум и добродетель. |
5. Идеальная семья Наташа и Пьер. Какие они в начале отношений? Анализ эпилога по этой теме.
Запись вывода
(Для учителя) Л.Толстой : «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В семье царило доверие, была поддержка. Наташа и Пьер дополняли друг друга. В отношениях нет выгоды и расчета и т.д.
|
6. Проверка записей, дополнение.
7. Компьютерное тестирование по теме урока. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
8. Вывод урока: Что для Л.Толстого и для героев романа означала семья? (коротко вывод).
9. Итог работы с иллюстрациями. Н. Рушева. «Короткая жизнь…» (информация ученицы, акцент на серию рисунков к роману «Война и мир»).
10. Домашнее задание по теме следующего урока.
11. Письменное задание на уроке. (Темы по выбору)
1.Какая из семей (Ростовы, Болконские, Наташа и Пьер) ближе вам, докажите.
2.Возможна ли в современном обществе идеальная семья?
Рабочая карточка
обучающегося 10а класса
__________________________________
(литература)
Дата:___________
Тема: « Мысль семейная » в жизни и творчестве Л.Н.Толстого »
(на примере романа «Война и мир»), 2 часа.
Цель: _____________________________________________________________
Ход урока
1. Детство. С какими событиями в жизни Л.Толстого связаны эти даты?
1828 год –
1830 год –
1837 год –
1838 год –
1841 год.
Дальнейшее проживание в Казани, опека Пелагеи Ильиничны Юшковой. Семья была только в воспоминаниях о родных.
|
2. Семейная жизнь.
1862-1910 гг., 48 лет Л.Толстой прожил в браке со своей женой, 7 детей. Семейная трагедия, 1910 год.
|
3. « Мысль семейная» в романе «Война и мир».
Цели: исследовать семьи Курагиных, Ростовых, Болконских.
4.Работа с таблицей.
— Что собой представляла семья Курагиных? Обсуждение.
— Что можно сказать о семействе Ростовых? Обсуждение.
— Семья Болконских? Обсуждение.
Выводы самостоятельно в таблицу.
Ростовы | Болконские | |
|
|
|
5. Эпилог. «Идеальная семья». Наташа и Пьер. Выводы самостоятельно в таблицу.
|
6. Проверка записей, дополнение.
7. Компьютерное тестирование, 5 вопросов, ответы на листочках, (сдать)
8. Вывод урока: « Мысль семейная » по Л.Н.Толстому » — это (продолжи…).
Обсуждение.
8. Н. Рушева. «Короткая жизнь…», информация ученицы. Серия рисунков к роману «Война и мир», обсуждение рисунков- иллюстраций.
10. Итог урока.
Предлагаю вам проанализировать урок и оценить свою деятельность на уроке:
Результативно ли вы сегодня поработали? Довольны ли? Интересно ли вам было на уроке?
Я оцениваю свою деятельность:
Работал активно
пассивно
Письменное задание. (Темы по выбору).
1.Какая из семей (Ростовы, Болконские, Наташа и Пьер) ближе вам, докажите.
2.Возможна ли в современном обществе идеальная семья?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
Гусев Н.Н. Биография Л.Н.Толстого, Т.2:Л.Н.Толстой в расцвете художественного гения (1862 – 1877). М.1927.
Гусев Н.Н. Л.Н.Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1885 год. 4 кн.-М.,1970.
Жданов В.А. Толстой и Софья Бернс. М.: Алгоритм, 2008.
Лазурский В.Ф. Воспоминания о Л.Н. Толстом. М . 1911.
5. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы.- М., 2000.
Электронное пособие
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», литература,10 класс.
Л. Толстой. Уроки №37,40.