Открытый урок литературы в 6 классе.
«На Святой седмице» (по роману И.Шмелева «Лето Господне»).
Учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ№3
г.Козьмодемьянска»
Боронина Н.В.
Цель: познакомить учащихся с воссозданным в романе укладом жизни старой России, основанном на христианском миропорядке, обратить внимание на художественные приемы, используемые писателем для создания атмосферы праздника Пасхи, подробнее узнать о сути этого праздника, о народных традициях, связанных с ним.
I. Орг. Момент.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с писателем И.Шмелевым и его романом «Лето Господне». Слайд №
Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в семье строительного подрядчика в Замоскворечье, купеческом районе Москвы. Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. «Дома я не видал книг, кроме Евангелия», — вспоминал писатель. Зато во дворе было много ремесленников — бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неопределенных чувствований и опыта».
В 1922 году Шмелев уезжает в эмиграцию. Из Франции, чужой и «роскошной страны, с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Шмелеву старая Россия. Из потаенных уголков памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Богомолье», «Лето Господне», совершенно удивительные по поэтичности, изобретательности языка.
«Лето Господне» (1934-1944) считается вершиной творчества И.С. Шмелева.
«Великий мастер слова и образа, Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабвенную ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и избирательных. И так зарисовано все: от постного рынка до запахов и молитв Яблочного Спаса, от «розговин» до крещенского купания в проруби. Все узорно и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением. Здесь все лучится от сдержанных, непроливаемых слез умиленной благодатной памяти» — Так писал о романе И.С. Шмелева «Лето Господне» философ и друг автора Иван Ильин.
В этой книге восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, так близко восприятию народному. В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним целостным художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, сказки-яви. Это позволяет в «Лете Господне» в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия.
Роман Шмелева – автобиографическое повествование. Автор следовал традиции русской классической литературы («Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского).
Шмелев показывает нам Православную Русь – из сердечной глубины верующего ребенка.
-Давайте посмотрим, ребята, а каково построение романа (т.е. какова его композиция)? Слайд №
В основе композиционной модели романа Шмелева – круг, который отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца.
Роман состоит из трех частей: «Праздники», «Праздники —радости», «Скорби».
Часть первая — «Праздники» — открывается первым днем Великого поста («Чистый понедельник»).Эту главу мы с вами разбирали в 5 классе. «Чистый понедельник»- это первый день Великого поста, настала пора готовить душу к Светлому дню, к Пасхе.
Первый круг — самый маленький, являющийся для Вани центром его детской Вселенной, — это дом.
Второй круг- двор, Калужская улица.
Третий круг — Москва, «колодец русскости» (И. А Ильин), душа России, с ее тенистыми садами, Москвой-рекой, бесчисленными храмами, древним Кремлем. Москва у Шмелева предстает живым, одушевленным существом: она торгует, строится, гуляет, печалится, радуется и молится.
Четвертый круг, объемлющий собой все другие, —это Россия. «Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье»
В центре этих кругов — фигура мальчика Вани.
— Каков смысл названия романа? Почему роман называется «Лето Господне»?
Слово лето имело в русском языке два значения:
1. лето-самая теплая пора года и единица исчисления времени;
2. (устар.) лето- год (летоисчисление, летоописание, летопись).
У Шмелеа лето Господне-это год, который начинается праздником Пасхи – самым главным праздником православных христиан.
— А что мы с вами знаем о празднике Пасхи?
Пасха — слово еврейское, переводится как «переход». Для нас, христиан (людей, верующих во Христа), Пасха — переход от смерти к жизни, то есть от жизни, когда мы допускаем плохие поступки, мысли, к жизни благочестивой, когда мы живем в мире и любви со всеми людьми.
Еще апостолы (ученики Христа) заповедовали праздновать Пасху всем верующим.
Пасха — самый большой праздник в году. Вы знаете, что весной радостно наблюдать, как все оживает, как веточки деревьев покрываются почками и листиками, зеленеют. Вот так и Пасха: Христос, победив смерть Своим Воскресением, заповедал нам новую радостную жизнь, которая никогда не кончится, поскольку душа наша бессмертна.
Люди всегда радовались и радуются празднику Пасхи. Мы даже здороваемся, приветствуем друг друга на Пасху иначе, чем в другое время года. Мы говорим: «Христос Воскресе!» — и нам отвечают: «Воистину Воскресе!»
Слайд №
-А вот как говорится о Воскресении Христа в Евангелии – самой главной книге православных христиан (чтение отрывка).
— Слово учителя:
Всем известно ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, которое бывает только в детстве. Именно таким чувством пронизана глава «На Святой» из романа И.С. Шмелева. Счастье буквально переполняет героя, маленького мальчика, от лица которого ведется повествование.
— Как же писатель создает эту атмосферу? Отрывок из текста. Начиная со второго абзаца и до слов «…так устроено от Творца.»
— Какие слова повторяются наиболее часто? (Звон, блеск). Именно они создают эффект своеобразного музыкального звучания.
— Найдем в тексте эпитеты, характеризующие звон ( веселый звон, пасхальный звон, звон-трезвон, перезвон веселый, трезвонят у Казанской.)
— Что же мы слышим за этой звукописью? (Конечно, пасхальный звон. Ведь в конце XIX в. в Москве на праздник Пасхи звонили более 5000 колоколов различными мелодиями каждого храма.)
Слайд №
-Почему на Пасху звонили все колокола?
— Почему на Пасху поют все птицы?
— Какие стихи, посвященные колокольному звону, написаны русскими поэтами?
Священник Владимир Шамонин
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
— О какой традиции вспоминает Ваня? (На Пасхальной неделе любой может звонить в колокол).
Заметим, что наряду со звуками отрывок словно пронизан светом. Найдём в тексте соответствующие слова. «Яркое утро, солнце», «розовый накомодник», «радостное пунцовое и светится золотой и серебрецо», «золотисто-хрустальное яичко», «светится все, как в солнце», «жестяная птичка в золотисто-зеленых перышках». Свет струится отовсюду; наполняет душу вместе с колокольным звоном и создает ощущение счастья и радости.
«И меня заливает радостью», «подаренное отцом яйцо внутри радостно- пунцовое»; «веселое все, пасхальное», и тополь под окном посажен «для радос- ти», и конца видишь его в открытое окно, «от духу задохнешься, такая радость». Восклицательная интонация присутствует в начале рассказа;«Да это- Пасха!» Причиной радости является то, что вокруг «ликует Пасха!» И герой замечает:
«Всегда на Пасху; птицы особенно ликуют». Итак, ликование везде! Авторы передает здесь мироощущение верующих русских людей, для которых светлее праздника Пасхи и не было.
-Что обещали подарить мальчику на Пасху?
(Кроме множества подарков, мальчику обещали на праздник поездку в Кремль)
*Прочитаем, что видел герой в Кремле.
В одном ряду у него воспоминания о старинном соборе, «где наши цари короны надевают», мощи святителей, гвоздь Христов, кровь Димитрия-царевича убиенного, хрустальные кресты Корсунские и цепи пророка Гермогена, царевы гробы и Ивана Грозного гроб и. т.д., то есть то, что показалось наиболее ярким и запоминающимся. Важными он считает и величественные соборы, и церковку под горой, не пропускает он и детали: «И везде под ногами можжевельник, священно пахнет, а Царские врата раскрыты»
*Давайте и мы с вами совершим путешествие по этим местам.
Слайд №
— А какими видятся герою люди, встреченные в Кремле? (Давайте прочитаем) «Народу… — полны соборы, не протолкаться», «и все-то ласковые такие, приветливые: разговоримся и похристосуемся, родные будто. И дорогу друг дружке уступают и дают добрые советы».
— Какое состояние присуще всем: и мальчику, и людям?
(Состояние счастья присуще не только мальчику, но и всем встреченным людям, для всех них характерно то, что они верят в незыблемость такого миропорядка, так как веруют во Христа. И Горкин, и Домна Панферовна, и Анюта, и другие люди, описанные рассказчиком, чувствуют слиянность с миром, дающую полноту счастья.
— Как ведут себя люди ? (Ласковые, приветливые, уступают дорогу друг другу).
*Докажем текстом, что герой рассказа наблюдательный и любопытный, что он еще увидел в Кремле? (зачитать отрывок).
Действительно, и под Царь-колокол слазил, и «рожу страш-ную-страшную» разглядел на Царь-пушке, и на Иван-Великую колокольню лазили, на «Москву поглядели, ух, высоко».
*Обратите внимание на народные словечки в отрывке: «Сердце обмирает», «подивились», «потчует» и др.
-Зачем писатель использует их? (Для передачи духа народного, своеобразия речи русских людей того времени).
— Куда отправляется вся компания после посещения Кремля? (К Домне Панферовне, где она хлебосольно угощала так, что «закормила», и эта гостеприимность тоже всегда в характере русских людей, что и отмечает автор).
— Когда они приехали к Домне Панферовне, что они увидели? ( На зеленой травке
яички красные катают?) Слайд №
— Зачем? ( Это народная игра. Для пасхальной игры — катания яиц — изготавливались специальные деревянные лоточки с невысокими бортиками. Лоточек наклонно устанавливался на земле или другом ровном месте. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку, и тот, чье яйцо прокатывалось дальше, выигрывал. Если яйцо, пущенное кем-то из игроков, задевало уже находящиеся внизу яйца, то их отдавали этому игроку).
— На что затем писатель обращает наше внимание? ( На «святости», которые собраны в доме у хозяйки.)
— Как вы думаете, почему? (Мы, оказавшись у кого-нибудь в гостях, смотрим на вещи, которые люди выбрали для украшения своего дома. Шмелев обращает наше внимание только на «святыньки», наверное, потому, что эти «вещи» были для нее самыми дорогими, и это чувствуют гости)
— Праздничный день тянется долго, вбирая множество событий. Приехав домой, Ваня и Горкин застали « стареньких музыкантов графа Мамонова крепостных».
— Как относится к этим музыкантам мальчик? ( Мы видим, что с сочувствием.)
Подтвердите текстом. (Используются уменьшительно- ласкательные суффиксы, герой жалеет их. «Старые старички», «сапожки», «и духу не хватает от усталости, и кашель забивает…», «так и не доиграли песенку, устали…»
Обратим внимание на финал рассказа. Закончился трезвон, Пасха прошла, и меняется настроение рассказчика. Хотя и «светится в сердце радость», но появляется грусть – «вижу с грустью». Радость и счастье – постоянные спутники Ваниных настроений, а грусть быстро проходит, это мы можем видеть и из других эпизодов романа.
Да, праздник ушел, но до будущего года. Жизнь подчиняется смене времен года, чередованию праздников и будней. Цикличность, повторяемость – основа миропорядка для героев романа, поэтому грусть сменяется радостью. Мир героя расцвечен яркими цветами и наполнен мелодичными звуками, так как в детстве мир воспринимается чистым и светлым. Мы часто встречаем слово «подивились», герой любит это слово. А ведь умение удивляться – прекрасная черта характера, которую хорошо бы сохранить на долгие годы всем.
— Чему же нас учит роман Шмелева? ( Радости бытия, открытости миру, чувству сопричастности нашей личной жизни с вековым христианским укладом жизни целого народа).
Пасха- один из самых светлых и добрых праздников, несущий с собой веру, надежду и любовь, длится в течение всей недели. В начале XX века вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались, христосовались, т.е. дарили красные яички.
(Если останется время, прослушать легенду о красном яйце, о красной горке).
-И, конечно же в русской поэзии много стихотворений, посвященных этому светлому празднику. (Учащиеся читают стихи наизусть.)
Священник Владимир Шамонин:
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили мы в храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес,
И радостно друг другу повторяем:
Христос воскрес!
Мы верим глубоко и свято,
Что в день Воскресшего Христа
С любовью брат целует брата
В нелицемерные уста.
Что Бог, как Агнец искупленья,
За грешный мир проливший кровь,
Нас всех зовет к преображенью,
В тот мир, где царствует любовь.
И пусть в день Пасхи – день великий-
Земля возносит до небес
Хоров восторженные клики:
«Христос воскрес! Христос воскрес!»
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!