Настоящие и мнимые ценности в сказке Андерсена «Соловей» 5 класс

Открытый урок литературы в 5 классе.



Тема: Настоящие и мнимые ценности в сказке Г. Х. Андерсена « Соловей»



Цель: Подвести учащихся к основной формулировке сказки: Что есть настоящая и мнимая красота, мастерство диалога, глубокое применение в сказке музыки.

Задачи:

показать художественное достоинство сказки и особенности авторского слова,



Методические приемы: анализ произведения, выразительное чтение, инсценирование , просмотр презентаций, работа в группах, защита творческих проектов.



Оборудование: Портрет Г. Х. Андерсена, проектор, рисунки, клетка соловья, живая роза и искусственный цветок.

Экран, проектор



Ход урока: На доске эпиграф: Что есть красота? И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной,

Если она не оживлена внутренней красотой»

В. Гюго

Ход урока:

Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?



Понравилось вам , как я поздоровалась? Необычно? И урок наш будет необычным. Я приглашаю вас в сказку Г. Х. Андерсена « Соловей» Я приглашаю вас вместе с датским сказочником порассуждать, поспорить. Тема урока звучит так: «Что есть настоящие и мнимые ценности, подлинный талант и фальшивая красота?» Итак, сказка зовет вас …..

Гаснет свет, включаются фонари, зажигаются, ученик играет на флейте.

Ученик ( костюм Андерсена) выходит на середину класса, на экране старинные улочки Дании. Монолог от лица героя:

…Я родился в старинном датском городе Оденсе. Город лежит среди низких холмов. На острове почти всегда туман, а на вершинах холмов цветет вереск, и уныло шумят сосны.

Семья моя жила бедно, отец был сапожником. Единственной ценностью нашей семьи была необыкновенная чистота, уют. Детство мне запомнилось стуком отцовского молотка, лихой дробью барабанщиков, свистком флейты, хриплыми песнями матросов. Я, будучи ребенком, с удовольствием слушал сказки от уличных старух, переделывал их по – своему. В 14 лет после смерти отца я отправился в Копенгаген, чтобы стать актером, но актера из меня не вышло. Зато некоторые мои пьесы получили одобрение в театре, и я получил стипендию и право на обучение в Латинской школе. В 20 лет я решил, что главное в моей жизни — поэзия. В детстве я мечтал путешествовать, но осуществил свою мечту в зрелом возрасте. Я совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы и Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник моих сказок. Я рад, что мои произведения читают и любят в России.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»



— Ученица: В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал рассказывать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Андерсен не считал себя сказочником. Но отдаленный голос сказки слышался то в одном, то в другом его произведении. Почему? Сам писатель говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, слушая ее звуки. Андерсен часто страдал. Страдал жестоко. И можно только восхищаться мужеством этого человека , умением видеть прекрасное. В декабре 1839 года А. задумал включить в свою книгу «Картинки- невидимки» историю злого короля. Эта история вошла в сборник под названием «Соловей». Придумывая эту сказку, Андерсен рассуждал о чудесном пении замечательной певицы Иенни Линд, которую называли «шведский соловей».



Учитель: Обратимся к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей».

_В каком дворце жил китайский император? Какие нравы были приняты при дворе?

-Говорят, что каков дом у человека, таков и сам человек. А какой дворец был у императора и как он характеризует его? (выразительное чтение отрывка.). Найдите художественные детали, показывающие роскошь дворца.

— Как узнали во дворце о Соловье? ( Сценка)

-Почему все, кроме маленькой девочки , слушали Соловья и не слышали? Что значит СЛУШАТЬ и НЕ СЛЫШАТЬ?

— А вы когда- нибудь слышали пение настоящего соловья? Давайте послушаем. Закройте глаза и представьте себя во дворце. ( Прослушивание фонограммы «пение соловья ) .

— Каким перед вами предстает сказочный соловей? Найдите в тексте эпитеты, характеризующие сказочную птицу.



— Сравните пение механического соловья с пением живого. Что сказал капельместер о живом соловье? « Никогда нельзя знать заранее , что он вздумает петь, а у искусственного все известно наперед. «



— Что произошло с императором после того, как он услышал пение соловья? Почему? Обоснуйте свой ответ. Обратимся к алгоритму.

1. Отвечай полным ответом.

2. Используй в своем ответе слова и выражения « я полагаю», « в данном отрывке» , «автор подчеркивает», «таким образом»

3. Аргументируй свой ответ , приведи примеры из текста.

4. Умей выборочно пользоваться текстом.



— Найдите в тексте сравнения, для чего их использует Андерсен?

Прочитаем финал сказки.

Чтение по ролям. Так что же есть, по мнению Андерсена, красота и » почему ее обожествляют люди?» Как это понял император? Посмотрите на живой цветок и искусственную розу, которую вам приготовила я. Проведите аналогию с героями сказки.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Смена дня и ночи. Смена времён года"

Вывод: Живое — механическое. Настоящее — мнимое. Эти вопросы волновали людей и во времена Андерсена, волнуют они и нас. Иногда люди проходят мимо главного, редко остаются наедине с природой, не замечают, как падает первая капля дождя, как рождается песня соловья. Мы порой читаем ненужные книги, смотрим плохие фильмы. За внешней красотой не видим внутреннего благородства и красоты поступков. Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «Никакая внешняя прелесть не может быть полной , если она не оживлена внутренней красотой.» В Гюго.

По-разному приходит к вам , ребята , Андерсен. То он тихо подкрадывается к вам в комнату и навевает чудесные сны. То вместе с ним вы смеетесь над глупыми придворными и восхищаетесь талантливым соловьем. Сказки Андерсена учат вас понимать прекрасное, отличать настоящее от мнимого, рассуждать над взрослыми вопросами о красоте, справедливости, любви.



В конце урока под фонограмму «пение живого соловья».

презентация: Любимые страницы сказки Андерсена « Соловей»



Домашнее задание: Написать сочинение- миниатюру

«Что есть настоящие и мнимые ценности?»



Используемая литература: Г. Х. Андерсен «Соловей»

Литературоведение — Литература Европы — Образование. Педагогика — Методика преподавания учебных предметов

5 класс; литературный анализ; проза; сказки; сказочные герои; урок литературы

Материал для проведения урока литературы в 5 классе с элементами театрализации.

Андерсен, Г. Х. Дания — моя родина / Г. Х. Андерсен // Литература в школе. — 2004. — N 1. — С. 5



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: