«Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного
миросозерцания, артистизмом русского языка… Все это он стремится выразить
в своем творчестве».
Ирма Видуэцкая
На слуху не так много произведений Николая Семеновича Лескова, но все же с гордостью можно сказать, что он оставил нам богатое наследство, которое мы называем классикой.
«Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Николай Семенович. Внутренний мир Лескова, его личностные качества, внешние обстоятельства – всё это и наложило определенный отпечаток на сложный и тернистый путь писателя.
Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Дед его был священником, отец, Семен Дмитриевич — чиновником, мать, Мария Петровна — из обедневшего дворянского рода Алферьевых.
Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. В более позднем возрасте Лесков нередко вспоминал свой домик в Орле, находившийся недалеко от обрыва над рекою Орликом; Панин хутор; крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное. Особым воспоминанием детства стал для писателя образ мельника — дедушки Ильи, учившего его почитать простой народ.
Детство было для Николая светлым периодом его жизни:
«Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек…»
Это не громкая фраза, это слова человека, знающего все тяготы жизни.
Первоначальное образование будущий поэт получает в доме богатых родственников. В 1841 году Николай поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и недолго. Вскоре в семье случилось горе — умер отец, юному Лескову нужно было обеспечивать себя и семью.
С этого периода жизнь будущего писателя сильно меняется. Этот трагический поворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учености…». Впоследствии Лесков скажет: «В науках далеко не зашелся», — и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
С подобными мыслями сложно не согласиться: далек был Лесков от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30—40-х годов – накладывало свой отпечаток.
«Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно, и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворного влияния кружков Белинского, Станкевича… Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время (логическое ударение на слово ВРЕМЯ) нас делало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Николай Лесков писателей своего поколения, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.
Но, с другой стороны, в жизни Лесков повидал и узнал немало: служил чиновником уголовной палаты, помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», коммерсантом в фирме мужа своей тетки.
За свою жизнь изъездил почти всю Российскую империю, смог увидеть Родину во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа, посмотреть на уровень жизни, сравнить и сопоставить его с разными уголками страны. Подобные «рабочие путешествия» помогли Николаю Семеновичу стремительно и свободно войти в русскую литературу.
В 1853 году Лесков женился на Ольге Васильевне Смирновой, дочери киевского коммерсанта. В этом браке родились сын Дмитрий, который умер в младенческом возрасте, и дочь Вера.
Семейная жизнь Лескова складывалась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Святого Николая.
В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей.
В литературу Николай Лесков пришел зрелым человеком — в возрасте 30 лет, но сразу же показал себя незаурядным публицистом и зрелым художником.
В 1860-м году Лесков опубликовал свое первое произведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)».
С 1861 года творческая деятельность Николая Семеновича набирает обороты: один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, пониманием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России. Все это он знал не по наслышке, а по собственному опыту, тем ценнее был его материал.
Все творчество Лескова пронизано темами национального сознания русского народа, веры и безверия, самосознания человека, вышедшего из народа. К таким произведениям можно отнести: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе».
С самого начала в творчество Николая Семеновича Лескова прочно входит тема нигилизма и нигилистов: «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и другие. В этих произведениях писатель иначе смотрит на развитие России, ее перспективы. Мнение Лескова разнится с позицией революционных демократов. Писатель по-новому смотрит на мир и на место человека в нем, на роль христианства.
Одной из главных в творчестве Николая Лескова является тема праведничества. Подтверждение этому — хроника «Соборяне», созданная в 1870-е годы, цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хроника «Захудалый род» и другие произведения.
Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым писателем… анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независимую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в содержании» (А. Введенский).
По мнению Лескова, искусство должно служить «умножению в людях добра, правды и мира».
«Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том священном его значении», — утверждал Николай Семенович.
Николай Семенович Лесков прожил 64 года. В 1895 году, в ночь с 20 на 21 февраля, он умер от приступа астмы.
34 года своей жизни Николай Лесков посвятил литературному слову.
«Лесков — писатель будущего», — сказал о нем Лев Толстой.
В 1930—1940-х годах Андреем Николаевичем Лесковым, сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Семеновича Лескова, изданное в 1954 году в двух томах.
В городе Орле находится дом-музей Николая Семеновича Лескова.
Рассказ «Старый гений» был написан в 1884 году. В основе сюжета — ситуация, которая не потеряла своей актуальности и по сей день. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должник «принадлежал к одной из фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе». Старушка стремилась вернуть долг, чтобы выкупить дом, в котором жила с увечной дочерью и внучкой, писала в Петербург, но должник на письма не реагировал. «А между тем время уходит, приближается срок закладной — и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своем домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою». Старушка поручила дочь и ребенка соседке и отправилась хлопотать в Петербург. Казалось, дела успешны: суд вынес решение в ее пользу. Но с исполнением возникли проблемы. У должника «было какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника». Понятно, что у должника огромные связи. И очевидно, что должностные лица не выполняют своих прямых обязанностей – не защищают старушку. Она права по закону, но этого оказывается мало. Может ли такое быть? Композиция произведения Николая Лескова «Старый гений» представляет собой рассказ наблюдателя, который дает старушке немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды. Героиня оказывается в ситуации отчаяния, но тут появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело. Понятно, что решать этот вопрос он собирается незаконным способом, и ему это удается. Что же хотел показать автор своим произведением? Конечно же, беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. «Старый гений» хитростью решает начатое дело, казалось, изначально обреченное на неудачу. Так же остро в произведении встает вопрос о законе, о его соблюдении или несоблюдении. Закон не защищает граждан, поэтому он нарушается. Какие образы встают перед нами в рассказе Николая Лескова «Старый гений»? Старушка — верующая женщина, поистине добрая, простодушная, непосредственная. Даже к своему должнику не испывает ненависти. Она не понимает законов, по которым живут богатые франты и чиновники, ведь сама живет по совести. Франт — эгоистичная личность, ему важны только деньги, чувства людей его не волнуют, он живет за счет других, боится публичных скандалов. «Старый гений» — «темная личность». Хитрый, опытный человек, который знает законы, но также знает, как их обойти. С одной стороны, он совершает благородный поступок, встает на помощь старушки, а с другой – переступает через закон. Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию. Своим поступком он спасает старшку от голода. Разве это плохо?! «Старый гений» — еще одно произведение, поднимающее тему «маленького человека». Николай Семенович поднимает проблему христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц – это одна из ключевых проблем творчества писателя. Проходит время, меняются картины, события. Но проблемы остаются теми же. И наше общество из года в год переживает эти вековые проблемы, подтверждая мысль Льва Николаевича Толстого: «…Время Лескова ещё придёт. Лесков– писатель будущего». |