Николай Васильевич Гоголь
(1809–1852)
Повесть «Шинель» (1842)
Последнее произведение из цикла «Петербургские повести». В «Шинели» представлены все основные темы и идеи цикла |
Основа сюжета: анекдот об охотнике, который долго мечтал о хорошем ружье, копил на него деньги, но, купив, нечаянно утопил в реке. Вернувшись домой, человек слег и уже не вставал — схватил горячку. Только благодаря друзьям, подарившим ему другое ружье, бедный чиновник вернулся к жизни |
Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из гоголевской „Шинели“ |
Композиция
история с шинелью | «фантастическое окончание» |
Шинель — «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Акакия Акакиевича — это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования | Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» — о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить |
Акакий Акакиевич Башмачкин
Имя Акакий с греч. означает «незлобливый». Повествователь с иронией рассуждает о фамилии героя: она «когда-то произошла от башмака», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс —к— указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует. Символична ситуация с выбором имени новорожденному Башмачкину. Это своеобразная игра артикуляции | |
Чин | «Титулярный советник» — чин IX класса. Башмачкин — мелкий бедный чиновник |
Типичность героя | Герой типичен для своего времени: «В одном департаменте служил один чиновник». Его смерть ничего не меняет: «На другой день уже на его месте сидел новый чиновник». «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было» |
Внешность | «Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным» |
Речь | Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной неразвитости |
Способности | Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения» |
Отношение к работе | Живет исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью» |
Житийные черты | — отказ от житейских соблазнов: «не предавался никакому развлечению»; — смирение и безропотность: «умел быть довольным своим жребием», «отличался всегда тихостью голоса»; — выносливость к лишениям: «приучился голодать по вечерам»; — прилежание в труде: «он служил с любовью»; — уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели и т. д. Герой переживает мученичество и лишения. После его смерти происходят чудеса (один значительный чиновник в этом мире становится добрее). Жизнь героя часто соотносят с «Житием святого Акакия Синайского» |
Смерть | Перед смертью герой оказывается способным на бунт: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», «слова эти следовали непосредственно за слогом “ваше превосходительство”» |
«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Герой одинок в мире | |
После смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость | |
Акакий Акакиевич — тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х гг. ХIХ в. Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель) |
Авторское отношение к герою
В герое уничтожается все духовное, меняются ценностные ориентиры. Смыслом жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь — шинель. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела, он не живет, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти |
Возвышение героя |
Житийные черты. Мечта наполняет жизнь Башмачкина смыслом. Смерть его подобна смерти романтического героя, утратившего свой идеал |
Рассказчик сочувствует герою: «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира». Один из сослуживцев в словах героя «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» услышал слова «Я брат твой». «Значительное лицо» тоже преображается после встречи с Акакием Акакиевичем |
При описании «маленького человека» сострадание и смех неотделимы друг от друга |
Шинель героя
Мечта о шинели меняет жизнь героя, одухотворяет ее, наделает смыслом: «с этих пор как будто самое существование его» делается «как-то полнее, как будто бы он женился…» |
Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было герою не по чину) |
Приобретение шинели для героя — целое событие, праздник, «день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование. Нарушается привычный ход жизни героя: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Впервые за несколько лет Акакий Акакиевич отправляется вечером из дома, в гостях пьет несколько бокалов шампанского |
Утрата шинели — трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, жаждущей возмездия за равнодушие к судьбе «маленького человека» «высокопоставленных чиновников» |
Конфликт
Бездушный мир чиновничества
|
Власть чина
Должность полностью Порабощает душу «значительного лица», лишает его человеческого облика | — «разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?” Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку»; — «сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться» |
Хронотоп
— Место действия — Петербург. Это пространство бюрократического автоматизма. — Герой живет не в лучшей части города, где улицы пустынны, «даже и днем не так веселы, а тем более вечером», ходит по «черным лестницам петербургских домов», «умащенным водой, помоями и проникнутым насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов». — Рассказчик замечает, что «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать» | |
Время | События разворачиваются осенью и зимой: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров» |
Художественные средства организации повествования
«Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города». «Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника» | |
Детализация | «И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп» |
Юмор, ирония, сарказм | «Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходит вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу» |
Гротеск и абсурд, каламбуры | «Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его». «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом» |
Иллюзии реальности повествования | «Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять…» |
Особая синтаксическая организация повествования | Автор нанизывает придаточные предложения, дает огромное количество деталей, подробностей, а потом снимает напряжение банальностью, синтаксическим алогизмом |
Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! Виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера,
женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, — подумала покойница, — имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, — проговорила старуха, — какие всь имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич.
(Н.В.Гоголь «Шинель»)
В1. Как в литературоведении называют тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич?
В2. Кем по роду занятий был Акакий Акакиевич?
В3. Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к предмету разговора?
В4. Как называется композиционный элемент, позволивший автору создать описание героя: «…чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького
роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид
подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и
цветом лица что называется геморроидальным…»
В5. Назовите стилистический приём, которым Н.В.Гоголь воспользовался при описании Башмачкина ( «несколько рябоват», «несколько рыжеват», «несколько подслеповат»), чтобы обратить внимание читателя на заурядность и неопределённость его внешности.
В6. Как называется художественный приём, помогающий передать мысли персонажа: «Нет – подумала покойница, — имена-то все такие»?
В7. Приведённый фрагмент представляет собой историю жизни героя, предшествующую основным событиям повести. Как в литературоведении называется этот элемент композиции произведения?
С1. Как в повести подтвердились слова старухи о неудачливой судьбе родившегося мальчика?
С2. Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей 19-20 веков прибегал к фантастике в своём творчестве?
В1. маленький человек
В2. чиновник
В3. ирония
В4. портрет
В5. повтор
В6. внутренний монолог
В7. предыстория
Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах эвенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…
(Н.В.Гоголь «Шинель»)
В1. Определите жанр произведения.
В2. В состав какого прозаического цикла входит «Шинель»?
В3. Традиции какой известной в 40-50-е годы 19 века школы прослеживаются в данном фрагменте?
В4. Какую фамилию носит главный герой произведения?
В5. Каким термином принято обозначать индивидуально-авторские словообразования, не вошедшие в общелитературную лексику («как много в человеке бесчеловечья»)?
В6. Как называется приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия по какому-либо признаку («Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха»)?
В7. Как называется определение, прибавляемое к названию предмета или явления для большей изобразительности («свирепой грубости», «утончённой светскости», «канцелярского остроумия»)?
С1. Раскройте глубокий гуманистический смысл одного из самых «пронзительных» фрагментов произведения: «И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
С2. К какому типу литературных героев («новые люди», «лишний человек», «маленький человек») можно отнести Акакия Акакиевича?
В1. Повесть
В2. «Петербургские повести»
В3. Натуральная школа
В4. Башмачкин
В5. Неологизмы
В6. Сравнение
В7. Эпитет
Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу. Впрочем, нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания. Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник, простирающий до того проницательность своего бойкого взгляда, что заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка, — что вызывает
всегда лукавую усмешку на лице его.
(Н.В.Гоголь «Шинель»)
В1. Назовите фамилию главного героя произведения Н.В.Гоголя «Шинель».
В2. Назовите элемент сюжета произведения, содержащий предысторию событий, предварительную характеристику места действия и персонажей, к которому относится данный фрагмент «Шинели».
В3. Главный герой фрагмента и всего произведения принадлежит к литературному типу, представленному в русской классике скромным тружеником невысокого чина, живущим тихой, незаметной жизнью. Назовите этот литературный тип.
В4. Какое средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности, используется в приведённом фрагменте «Шинели»?
В5. Назовите жанр произведения Н.В.Гоголя «Шинель».
В6. Назовите вид тропа, основанный на прояснении понятия, явления и придании ему особой эмоциональной окраски путём сопоставления с другим понятием, явлением («…шея его… казалось необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами…»).
В7. Выпишите из приведённого фрагмента слово, называющее любимый вид деятельности главного героя.
С1. Каково авторское отношение к главному герою «Шинели» и как оно выражено в данном фрагменте?
С2. Какие герои русской классики принадлежат к тому же литературному типу, что и герой «Шинели», и в чём авторское отношение к ним перекликается с позицией Н.В.Гоголя?
В1. Башмачкин
В2. экспозиция
В3. маленький человек
В4. портрет
В5. повесть
В6. сравнение
В7. переписывать
Петрович явился с шинелью, как следует хорошему портному. В лице его показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич никогда ещё не видал. Казалось, он чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал в себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново. Он вынул шинель из носового платка, в котором её принёс; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления. Вынувши шинель, он весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плеча Акакию Акакиевичу; потом потянул и осадил её сзади рукой книзу; потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько нараспашку. Акакий Акакиевич, как человек в летах, хотел попробовать в рукава; Петрович помог надеть и в рукава, — вышло, что и в рукава была хороша. Словом, оказалось, что шинель была совершенно и как раз впору. Петрович не упустил при сём случае сказать, что он так только, потому что живёт без вывески на небольшой улице и притом давно знает Акакия Акакиевича, потому взял так дешево; а на Невском проспекте с него бы взяли за одну только работу семьдесят пять рублей. Акакий Акакиевич об этом не хотел рассуждать с Петровичем, да и боялся всех сильных сумм, какими Петрович любил запускать пыль. Он расплатился с ним, поблагодарил и вышел тут же в новой шинели в департамент. Петрович вышел вслед за ним и, оставаясь на улице, долго ещё смотрел издали на шинель и потом пошёл нарочно в сторону, чтобы, обогнувши кривым переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть ещё раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо. Между тем Акакий Акакиевич шёл в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо. Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте; в швейцарской он скинул шинель, осмотрел её кругом и поручил в особенный надзор швейцару. Неизвестно, каким образом в департаменте все вдруг узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель и что уже капота более не существует. Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно. Когда же все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер, Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не знал, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться. Он уже минут через несколько, весь закрасневшись, начал было уверять довольно простодушно, что это совсем не новая шинель, что это так, что это старая шинель. Наконец один из чиновников, какой-то даже помощник столоначальника, вероятно для того, чтобы показать, что он ничуть не гордец и знается даже с низшими себя, сказал: «Так и быть, я вместо Акакия Акакиевича даю вечер и прошу ко мне сегодня на чай: я же, как нарочно, сегодня именинник». Чиновники, натурально, тут же поздравили помощника столоначальника и приняли с охотою предложение.
В1. Назовите фамилию главного героя произведения Н. В. Гоголя.
В2. В каком чине состоял Акакий Акакиевич?
В3. Назовите жанр произведения Н. В. Гоголя «Шинель».
В4. Каким понятием обозначается в литературоведении значимый, специально выделенный элемент материального мира, предметная, подробность, позволяющая охарактеризовать героя или ситуацию (например, носовой платок, из которого Петрович достаёт новую шинель Акакия Акакиевича)?
В5. Какой предмет представлен в отрывке как антитеза новой шинели?
В6. Каким термином называется преувеличение свойств или значимости изображаемого предмета (например, 75 рублей за пошив шинели Н.В.Гоголь относит к разряду «сильных сумм, какими Петрович оюбил запускать пыль»)?
С1. Чем может быть объяснена столь парадоксальная подробность (основанная на резком противоречии реальным пропорциям явлений), как извлечение новой шинели из носового платка Петровича?
С2. В каких произведениях русской классики элементы гардероба того или иного персонажа являются значимым средством его характеристики и в чём сходство и различие их функции в сравнении с «Шинелью» Н. В. Гоголя?
Башмачкин | |
В2 | Титулярный советник |
В3 | повесть |
В4 | деталь |
В5 | Капот |
В6 | гипербола |
С1. Петербургская реальность Н. В. Гоголя одновременно правдоподобна и фантастична. Она наделена узнаваемостью деталей — и в то же время связи и отношения между составляющими её компонентами часто выходят за пределы понятного и привычного человеческому рассудку. С самого начала повествователь незаметно смещает координаты обыденного мира: на кухне Петровича самыми «видными» персонами мыслятся тараканы (жена Петровича, жаря рыбу, напустила столько дыму, что не было видно «даже и самих тараканов»); Акакий Акакиевич, мысленно продолжающий общение со своими любимыми буквами, идёт со службы по «середине строки», а не по середине улицы. Для читателя и упоминание о носовом платке не сразу обнаруживает свою странность: повествователь прячет несообразность пропорций носового платка и шинели в разнообразных подробностях (платок был только что от прачки, далее Петрович свернул его и положил в карман). Однако смещение пропорций проявляет гротескную природу того мира, в котором обитает Акакий Акакиевич, намекает на его иррациональность. Не случайно и завершается «Шинель» фантастическим эпизодом, рассказывающим историю призрака, срывающего богатые шинели с горожан.
С2. История халата Обломова написана И. А. Гончаровым не менее ярко, чем история заглавного героя. Начинается «биография» халата на первой же странице романа и завершается с уходом Обломова из жизни. Герой забывает о халате, когда влюбляется в Ольгу Ильинскую и пытается начать деятельную жизнь; он вновь надевает халат, когда переезжает к Агафье Пшеницыной. Хотя И. А. Гончаров и сравнивает халат с «покорным рабом», тот тем не менее имеет власть над своим хозяином, неизменно предлагая ему домашний покой вместо ненужной «деловой» суеты. Однако если шинель для Акакия Акакиевича — это мечта, цель, вещное воплощение счастья, то роль халата в жизни Обломова скромнее: халат — лишь отражение умонастроений героя. Способом характеристики своего обладателя выступает и шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»: волнение городового передаётся просьбой к Елдырину то снять с него шинель (как будто внезапно в жар бросило), то надеть (холодный ветер подул). Да и тот факт, что новую шинель Очумелов надевает в очень жаркий летний день, тоже приобретает значение: это демонстрация собственной значительности и служебного усердия.
Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо. Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте; в швейцарской он скинул шинель, осмотрел ее кругом и поручил в особенный надзор швейцару. Неизвестно, каким образом в департаменте все вдруг узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель и что уже капота более не существует. Все в ту же
минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала толъко улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно. Когда же все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер, Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не знал, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться. Он уже минут через несколько, весь закрасневшись, начал было уверять довольно простодушно, что это совсем не новая шинель, что это так, что это старая шинель. Наконец один из чиновников, какой-то даже помощник столоначальника, вероятно для того, чтобы показать, что он ничуть не гордец и знается даже с низшими себя, сказал: «Так и быть, я вместо Акакия Акакиевича даю вечер и прошу ко мне сегодня на чай: я же, как нарочно, сегодня именинник». Чиновники, натурально, тут же поздравили помощника столоначальника и приняли с охотою предложение. Акакий Акакиевич начал было отговариваться, но все стали говорить, что неучтиво, что просто стыд и срам, и он уж никак не мог отказаться. Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда вспомнил, что он будет иметь чрез то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели.
Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник. Он возвратился домой в самом счастливом расположении духа, скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Он взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! И долго еще потом за
обедом он все усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот. Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело. Потом, не затягивая дела, оделся, надел на плеча шинель и вышел на улицу.
Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и все, что ни есть в ______________, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать оттуда что-нибудь в порядочном виде. Как бы то ни было, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, – стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича. Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, – напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость. Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу.
Н.В.Гоголь «Шинель
B1 Как сам автор обозначил жанр произведения, из которого взят отрывок?
B2 Запишите фамилию Акакия Акакиевича.
B3 Запишите (в именительном падеже) название города, в котором происходит действие (в тексте это название специально пропущено).
B4 Выпишите из текста слово, которым чиновники в насмешку называли старую шинель Акакия Акакиевича (на самом деле раньше оно обозначало женское домашнее платье свободного покроя или женский халат).
B5 В приведенном отрывке мы встречаем несколько противопоставлений (старая шинель – новая шинель, бедная и богатая часть города; контрастно сталкиваются прежний образ жизни Акакия Акакиевича и «этот весь день», превратившийся в «самый большой торжественный праздник»). Каким термином обозначают в литературоведении противопоставление, контраст?
B6 Гоголь пишет о роли шинели в жизни Акакия Акакиевича так: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Шинель «оживает», перестает быть просто бытовой вещью. Ее образ получает повышенную смысловую емкость, становится иносказательным, превращается в «ключ» ко всей истории Акакия Акакиевича. Как называют в литературоведении (и искусствоведении вообще) такой образ?
B7 Говоря о состоянии Акакия Акакиевича в этот день, автор прибегает к особой грамматической форме прилагательных: «Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств»; «Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник»; «Он возвратился домой в самом счастливом расположении духа». Как называется такая форма?
C1 Чем «этот весь день» не похож на предыдущие дни жизни Акакия Акакиевича? В чем его особость, исключительность?
C2 В каких еще произведениях литературы поднимается тема «взаимоотношений» человека и вещи (вещей) и как они перекликаются с гоголевской «Шинелью»?
Ответить на вопрос С1 можно, если помнить весь текст повести. Ученику необходимо сопоставить привычный распорядок дня Акакия Акакиевича и распорядок «особенного, торжественного» дня. Стоит заметить при этом сопоставлении, что в жизни героя произошли важные изменения: как внешние – его заметили и признали сослуживцы, до этого не обращавшие на него внимания или издевавшиеся над ним – так и внутренние – счастливое расположение духа, веселое настроение раньше были не свойственны Акакию
Акакиевичу. Новая шинель как бы расширила границы мира героя: за день владения ею он испытает новые чувства, получит новый опыт (например, откроет для себя город, по которому он раньше ходил, не видя его). Однако можно заметить, что в описании «этого дня» отсутствует рассказ о работе, переписывании, которое составляло раньше самое главное в жизни Акакия Акакиевича. Мир букв заменял ему мир жизни – отречение от этого мира может восприниматься как начало катастрофы героя (ею и завершится «торжественный» день).
Проблему взаимоотношения человека и вещи (вещей) помимо Н.В. Гоголя затрагивали в своем творчестве такие программные авторы, как А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, к произведениям которых ученики могут обратиться при ответе на вопрос С2.
B1 повесть
B2 Башмачкин
B3 Петербург; Санкт-Петербург
B4 капот
B5 антитеза
B6 символ; образ- символ; Символический образ
B7 составная форма превосходной степени сравнения; форма составной превосходной степени сравнения; составная превосходная степень сравнения; превосходная степень
Итак, значительное лицо сошел с лестницы, сел в сани и сказал кучеру: «К Каролине Ивановне», — а сам, закутавшись весьма роскошно в теплую шинель, оставался в том приятном положении, лучше которого и не выдумаешь для русского человека, то есть когда сам ни о чем не думаешь, а между тем мысли сами лезут в голову, одна другой приятнее, не давая даже труда гоняться за ними и искать их. Полный удовольствия, он слегка припоминал все веселые места проведенного вечера, все слова, заставившие хохотать небольшой круг; многие из них он даже повторял вполголоса и нашел, что они всь так же смешны, как и прежде, а потому не мудрено, что и сам посмеивался от души. Изредка мешал ему, однако же, порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться. Вдруг почувствовал значительное лицо, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом. Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер. Как ни был он характерен в канцелярии и вообще перед низшими, и хотя, взглянувши на один мужественный вид его и фигуру, всякий говорил: «У, какой характер!» — но здесь он, подобно весьма многим, имеющим богатырскую наружность, почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка. Он сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою и закричал кучеру не своим голосом: «Пошел во весь дух домой!» Кучер, услышавши голос, который произносится обыкновенно в решительные минуты и даже сопровождается кое-чем гораздо действительнейшим, упрятал на всякий случай голову свою в плечи, замахнулся кнутом и помчался как стрела. Минут в шесть с небольшим значительное лицо уже был пред подъездом своего дома. Бледный, перепуганный и без шинели, вместо того чтобы к Каролине Ивановне, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке, так что на другой день поутру за чаем дочь ему сказала прямо: «Ты сегодня совсем бледен, папа». Но папа молчал и никому ни слова о том, что с ним случилось, и где он был, и куда хотел ехать. Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело. Но еще более замечательно то, что с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам; по крайней мере, уже не было нигде слышно таких случаев, чтобы сдергивали с кого шинели. Впрочем, многие деятельные и заботливые люди никак не хотели успокоиться и поговаривали, что в дальних частях города все еще показывался чиновник-мертвец. И точно, один коломенский будочник видел собственными глазами, как показалось из-за одного дома привидение; но, будучи по природе своей несколько бессилен, так что один раз обыкновенный взрослый поросенок, кинувшись из какого-то частного дома, сшиб его с ног, к величайшему смеху стоявших вокруг извозчиков, с которых он вытребовал за такую издевку по грошу на табак, — итак, будучи бессилен, он не посмел остановить его, а так шел за ним в темноте до тех пор, пока наконец привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «Тебе чего хочется?» — и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: «Ничего», — да и поворотил тот же час назад. Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте.
(Н.В.Гоголь «Шинель»)
В1. Назовите этап развития сюжета повести «Шинель», к которому относится приведённый отрывок.
В2. Как называется противопоставление, создающее эффект резкого контраста между «богатырской наружностью» значительного лица и его страхом от встречи с чиновником-мервецом?
В3. Назовите элемент композиции повести, связанный с изображением природы Петербурга: «Изредка мешал ему, однако же, порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник…»
В4. В словах фрагмента «один раз обыкновенный взрослый поросенок, кинувшись из какого-то частного дома, сшиб его с ног, к величайшему смеху стоявших вокруг извозчиков, с которых он вытребовал за такую издевку по грошу на табак» содержится выделенный, акцентированный автором элемент повествования. Как называется такая выразительная подробность, служащая для достижения исчерпывающей полноты изображения?
В5. В момент встречи значительного лица с мертвецом мы видим фантастически преувеличенное совмещение реального и нереального, ужасного и смешного и нарушение границ правдоподобия: «Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!» Какой вид комического использован здесь автором?
В6. Назовите термин, которым обозначается острое столкновение между персонажами данного эпизода (значительным лицом и чиновником-мертвецом), лежащее в основе сюжетного действия.
В7. Во фрагменте многократно используется изобразительно-выразительное средство, при котором соотносимые предметы уподобляются друг другу по сходству: «хлобуча, как парус, шинельный воротник», «бледно, как снег», «лицо… глядело мертвецом», «помчался как стрела». Назовите этот вид тропа.
С1. Почему Акакий Акакиевич смог отомстить чиновничьему миру только в облике приведения, мертвеца?
С2. В чём своеобразие изображения «маленького человека» в повести «Шинель» по сравнению с другими произведениями русской литературы о «маленьком человеке»?
В1. Развязка
В2. Антитеза
В3. Пейзаж
В4. Деталь
В5. Гротеск
В6. Конфликт
В7. сравнение