«Нравственные проблемы в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади» 7 класс

МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края









ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Нравственные проблемы в рассказе Ф.А.Абрамова

«О чём плачут лошади»



Автор учебника: Коровина В.Я.

Технология: личностно ориентированная

Автор-составитель: Ермакова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы





Ст.Озерки 2010 г.

Цели урока:





Образовательные



Обеспечить условия для:

  • обучения навыкам анализа прозаического произведения;

  • формирования представления о позиции автора в рассказе;

  • расширения понятия рассказа.








Развивающие



Обеспечить условия для:

  • развития умения анализировать нравственное содержание рассказа;

  • развития умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развития умения учащихся осуществлять самоконтроль и самооценку.








Воспитательные



Обеспечить условия для:

  • осмысления учащимися проблемы равнодушия и черствости, отсутствия искренности и доверия между людьми;

  • воспитания любви к «братьям нашим меньшим»;

  • критического отношения к своему труду, воспитания дисциплины на уроке.






Педагогический и методический сценарий урока

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся на работу во время урока.

Психологический настрой учащихся:

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте удачи, хорошего настроения и активной работы на уроке себе и своим товарищам. А я желаю вам полного взаимопонимания и успехов на уроке.

Дети смотрят в глаза друг другу, желают успеха.

II.Постановка целей и задач урока.

Обеспечение мотивационной готовности учащихся.

(На экране слайд №2 -тема урока, портрет писателя, эпиграф)

Звучит песня из к/ф «Бумбараш» «Ходят кони…», на экране – демонстрация иллюстраций с изображением коней – слайды № 3-4



-Как вы думаете, случайно ли мы прослушали эту песню? Что навеяла вам эта мелодия?

-А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?

-Как вы считаете, какие задачи нам необходимо решить, над какими вопросами подумать?











-Молодцы, но главная задача: узнать, какие же проблемы автор затрагивает в своем рассказе и что нужно делать, чтобы их разрешить.

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова самого Ф.Абрамова: «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег…».Мы вернемся к нему в конце урока, на протяжении которого вы подумаете над смыслом этого высказывания .
















-Нет, т.к. речь на уроке пойдет о лошадях…



-Какие проблемы поднимает автор в своем рассказе…

1.Необходимо вспомнить содержание рассказа, выяснить, что автор хотел донести до нас, как до читателей.

2.Уметь пересказывать текст, пытаться анализировать его, отвечать на вопросы, делать выводы, рассуждать.

3.Выяснить, что мы для себя открыли в рассказе Ф.Абрамова.








III.Реализация основных этапов урока.



1.Заочное путешествие на родину писателя.









2.Работа со статьей учебника.

































3.Чтение отрывка из рассказа.









4.Работа с текстом рассказа.































































































































5.Релаксация

(«Цветок Добра»)







Пополнение знаний учащихся информацией и жизни и творчестве Ф.А.Абрамова.





Развитие умения делать выводы, отстаивать свое мнение.































Обучение выразительному чтению, подготовка к анализу произведения.







Развитие умения учащихся анализировать, делать выводы, обобщать, выделять главное; проверка знания текста, его героев; развитие монологической речи учащихся.



















































































































Снятие напряжения (физического и эмоционального)

(На экране слайды № 5,6 – иллюстрации родины писателя, его портреты, а группа «экскурсоводов» знакомит присутствующих с информацией о Ф.Абрамове и его малой родине)

-Спасибо нашим «экскурсоводам» за замечательный рассказ о жизни писателя!



-Откройте, пожалуйста, учебники на стр.256.Давайте прочтем статью о Ф.А.Абрамове.

(выразительно читает подготовленный ученик)

-Найдите в тексте статьи цитаты, указывающие на сложную литературную судьбу писателя.

-А что вы понимаете под словами: «Меня били! Крепко били…»?



-Давайте дадим слово группе «исследователей».

(на экране слайд № 8)



-Как вы думаете, какова основная тема творчества Ф.Абрамова?



(Отрывок выразительно читает учитель до слов: «…А по ночам лошади плачут..»)

-Так о чем же плачут лошади? Это мы сейчас с вами и должны выяснить.



-Как бы вы определили жанр этого произведения?



-А почему мы называем это произведение рассказом?

(слайд № 7)

-Какими мыслями и чувствами рассказчика проникнуто описание природы?

(слайд № 8)

-Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чем говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминаниями о мире «пахучих трав, стрекоз и лошадей»?

-Какими разноречивыми чувствами проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей?

-Как в литературе называется такой прием?

(слайд №9)

-Почему конюх Миколка не ухаживал за лошадьми?

-За что испытывал герой чувство вины перед животными? Почему он отводит глаза?

-Почему не ответил на вопрос, который задала лошадь?

-Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька на лесном фронте?

-Какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей?

-Как рассказ характеризует самого писателя? В чем, по-вашему, его авторская позиция?



-В чем смысл использования фантастики? (разговор с лошадью)

-Почему лошадиная жизнь Карька и Рыжухи вызывает у рассказчика чувство глубокой тоски? Каким смыслом автор наполняет слова рассказчика: «Я вдруг стал понимать, что совершил что-то непоправимое, страшное…»?

-Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»?



— Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.

-А что лошадей привело к такому состоянию?



-Так над какими проблемами заставляет нас задуматься автор?

(слайд № 10)



-Положите Цветок Добра между ладонями. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка,

(звучит спокойная музыка).

и вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце.

Почувствуйте, как это добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли, улыбнитесь.










См. приложение №1



















-«Меня били, крепко били…», «подвергали разносной, проработочной критике…»

-Не давали печатать свои произведения, критиковали, заставляли переделывать…

(Группа «исследователей» дает добавочные сведения о писателе, а также комментарии о Громах и Идеях. См. приложение №2)

-Тема живой природы, жизни русской деревни, ее жителей – простых крестьян-тружеников.













-Сказка, легенда, притча – жанр четко не выражен.



-Рассказ-это





-Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется с самым чудесным временем жизни человека – детством.

-Уважительное отношение к природе, единство существования с нею- это норма жизни.





-«Особо -лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади постоянно «томились, умирали от жажды»

-Антитеза





-Он не любил их по-настоящему



-Ему стыдно за поведение людей





Дети дают предположительные ответы



-Автор подчеркивает единство человека и природы, которая оказывает ему помощь и поддержку.









Дети дают предположительные ответы





-Разрушая этот мир, человек приносит страдание самому себе и всему живому вокруг себя.







-Очеловечивая страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, он чувствует их страдание, отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям.









-Отношение к ним, ощущение ненужности…



-Над проблемами равнодушия, черствости, недостатка гуманности, отсутствия искренности, доверия.







Дети закрывают глаза, расслабляются

IV.Организация рефлексии и обратной связи.

Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей.



-Давайте снова обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова Ф.Абрамова?

(слайд №2)

(Мини-викторина (2 части)– слайды № 11,12 По окончании – сверка с ответами на слайде №13)






Дети дают предположительные ответы.

Учащиеся выполняют работу на листках, осуществляют самопроверку и взаимопроверку в парах)

V.Подведение итогов урока.

Анализ усвоения знаний, умений, навыков, полученных на уроке

(слайд № 2)

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что же значит рассказ Абрамова?

-Актуален ли он в наши дни?

Я думаю, что все, кто прочитал этот рассказ, задумаются о своей жизни, чтобы не стать «существом из той же лошадиной породы».Это рассказ-предупреждение, крик души:

«Люди! Давайте останемся людьми!»

-Что вам мешало на уроке?

-Что хотелось бы узнать еще?

-Давайте дадим слово группе «экспертов», которые наблюдали за вашей работой на уроке.

-Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и за что?

-А как вы оцениваете свою работу на уроке?



Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: «Смогли, потому что…», «Не получилось, потому что…»











«Эксперты», работавшие по специальным карточкам, высказываются.





Дети отмечают на шкале степень своей успешности.

VI.Домашнее задание и инструктаж о его выполнении.


  • Рассказать дома о том, что вы сегодня узнали на уроке, обсудить эти проблемы с родителями, узнать их мнение.

  • Написать мини-сочинения

  • Нарисовать мини-плакаты для учащихся начальных классов о гуманном отношении к братьям нашим меньшим.

(слайд № 14)



(Учитель благодарит всех за урок- слайд №15)

Дети записывают задание в дневники.















Приложение 1.

Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Веркола, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами.



В Пинеге, как в зеркале,

Отразилась Веркола,

Отразилась Веркола –

Русское село.

Тишина заветная,

Терема столетние.

Семьи многодетные –

Так уж повелось.

Лесом заворожено,

Снегом припорошено,

Дождиком умытое,

Богом позабытое

Русское село.

Поздно как-то, рано ли,

Но в семье Абрамовых

Появился сын.

Родился он с норовом,

Прозывался Федором.

К Пинеге он с вёдрами

За водой ходил.

Чистая водица,

Сполохи зарницы,

Сиверко, метели –

Годы пролетели.





Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга. Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой – отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия. Но жизнь сложилась иначе. Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Романтика революции, героика гражданской войны вошли в сознание подростка.Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.





Был наукой учёный,

Был войной измученный,

Чуть не похороненный,

Только повезло:

Птица деревянная,

Счастье окаянное

Иль здоровье славное –

Что тогда спасло?





После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное Пинежье (1942г.).Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве. После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

Трудной была и писательская судьба. Он говорил: “Меня били! Крепко били”. Первый роман был одобрительно встречен критикой. Последующие книги восторженно принимались читателями и негативно официальной критикой. А сколько произведений не было опубликовано при жизни, “зарезано” цензурой! А сколько было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.





















Приложение 2.

«Ни Громов, ни Идей» — в период коллективизации клички животных давались непростые. Люди старались запечатлеть образ новой, небывалой жизни.В первые годы после революции 1917 года нередко и детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин- Организатор Революции; Октябрина – в честь Октября; Сталина – в честь Сталина; Тракторина – в честь появления первых тракторов; Гертруда – герой труда.

В 40-50-е годы существовала точка зрения на русскую деревню, в которой существовал колхозный строй, как на край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Целый ряд писателей создавали произведения, искажающие, приукрашающие действительность. Они признавались официальной критикой как образцовые.

Федор Абрамов в 1954 году написал статью « Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал подобные произведения. Кроме того, он писал и художественные произведения, которые говорили правду о русской деревне. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал идеям того времени, редактора журнала, в котором он был напечатан, сняли с работы. Множество препятствий чинили Абрамову в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т.д.

Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду. Он всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”.

(При подготовке использован материал, помещенный в журнале “Литература в школе” № 2 , 2000 г.: статья Л. В. Крутикова – Абрамова “Ищите праведный путь”, стихотворение В. Токман).















Список использованной литературы:



1. Журнал “Литература в школе” № 2 , 2000 г.: статья Л. В. Крутиковой – Абрамовой “Ищите праведный путь”, стихотворение В. Токман.

2. «Словарь литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеева

3. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой

4. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 7 классе: урок за уроком. –М., 2000г.











Свежие документы:  Классный час для 1 класса "Праздник мужества и чести"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: