Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Удомли Тверской области
Конспект урока по литературе
в 7 классе
«О любви, мудрости и верности»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Плотникова Светлана Николаевна
г. Удомля
2011
О любви, мудрости и верности.
(«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в 7 классе)
Цель: Знакомство с памятником древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Задачи:
Познакомить учащихся с особенностями произведения, относящегося к агиографической (житийной) литературе;
дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси;
показать жанровое своеобразие произведения;
показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека;
расширять словарный запас обучающихся;
совершенствовать умения обучающихся анализировать прочитанное, выражать собственное суждение, раскрывать авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме
Вс.Рождественский
На доску вынесено:
Великие Четьи-Минеи, mineos (греч.) — месяц
Ермолай Еразм (Прегрешный)
Агиография (агиос – святой, графо – пишу)
I. Слово учителя:
Стареют книги… Нет, не переплет,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живет
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полет,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймет,
Что озаряло предков наших лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды, —
Былых веков надежды и обиды
Не только стертый начисто пунктир:
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.
(Вс. Рождественский)
Нам предстоит забыть, кто мы такие, что делали за минуту до звонка. Мы погрузимся в мир древнерусской литературы — спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век — время образования единого Русского государств. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное — 12 огромных томов — собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи».
Что обозначает это слово? (минеи от mineos (греч.) – месяц)
А четьи? (ежемесячные чтения)
В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение — без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие муромских святых Петра и Февронии.
С чем у вас ассоциируется город Муром? (Ученики вспомнят и Илью Муромца, и песню «У Муромской дорожки…»)
Муром славился легендами. Самым поэтичным явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. А автор её — Ермолай-Еразм (Прегрешный). Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней дошло полторы сотни рукописей этого произведения. Я думаю, что вчера появилось не мене 20 новых читателей, покоренных живым словом Ермалая-Еразма.
Понравилась ли вам повесть?
О чем она?
Какие чувства вызвала?
II. Словарная работа
Текст древний, написан в XVI веке, события происходят в XII. Какие слова требуют толкования? На доске:
Агриков меч
искони
церковь Воздвижения
отрок
скважня
алтарная стена
керамиды
сноха
язвы
струпья
без обиняков
пядь
отчина
блаженный
иноческие
воздух
риза
(Ученики при домашнем чтении работают со сносками, словарями. Словарная работа может быть фронтальной, можно вызвать одного ученика к доске для монологического ответа)
I Не даем готового ответа, пусть ребята сами найдут в языке произведения образность народной сказки, героику былинного эпоса, удивительное для церковного повествования внимание к бытовым деталям. Вспомнив особенности житийной литературы, пусть сами обнаружат отсутствие многих неотъемлемых элементов агиографии.
1.Определим жанр
повесть?
житие (агиография)?
сказка?
легенда?
былина?
В завершении спора сообщим ребятам, что в «Великие Четьи-Минеи произведение не вошло: вместо жития получилась увлекательная повесть с занимательным сюжетом, яркими характерами и образным языком.
2.Обратимся к композиции
Как построена повесть?
Сколько частей можно выделить?
Составляем коллективно план, записываем на доске и в тетрадях.
ПЛАН
Подвиг князя Петра.
Мудрая дева Феврония.
Поединок Петра и Февронии с боярами.
Кончина святых и посмертные чудеса.
Обратимся к I части
Художественный пересказ.
Беседа:
Какие мифы о героях-змееборцах вы знаете?
В образе змея прилетает сам могущественный дьявол, воплощение всего дурного. Чувствуем ли мы через слово отношение автора к змею? Найдите и прочитайте эти слова.
А как автор относится к Петру?
Какие человеческие качества Петра привлекательны? (Самоотвержен, храбр, доверительные отношения с братом)
Обратите внимание на фразу «любил молиться вне города». О чем она говорит? (Глубокая вера, молитвенность князя; уединившись в тихом храме, легче сосредоточиться, вознести свою горячую молитву, попросить о помощи в праведном деле)
Петр совершает воинский подвиг, требующий мужества, воли, напряжения сил. Заканчиваются на этом испытания героя? (Нет, только начинаются. Петра ожидают испытания на терпение, на мудрость)
Что такое подвиг? (подбираем однокоренные слова, выделяем корень, задумываемся над значением слова)
подвижник? (не тот, кто совершает героический поступок и потом почивает на лаврах, но тот, кто постоянно, всей своей жизнью идет (движется) по пути к Богу)
Обратимся к II части
Сюжет о змееборце дополнился сюжетом о мудрой деве.
Почему называют Февронию мудрой? (говорит загадками)
Чтение по ролям.
Зачем князь испытывает Февронию?
Не видя Петра, не зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра?
Достойна ли Феврония Петра?
Есть ли в тексте портреты героев? Почему?
Петр и Феврония жили благочестиво и праведно. То есть как?
Обратимся к III части
Выборочное чтение в лицах.
Беседа
За что невзлюбили новую княгиню бояре?
Как отвечают супруги на козни бояр?
Как автор через слово выражает свое отношение к боярам?
Докажите, что Петр и Феврония — идеальные правители.
Обратимся к IV части
Выразительное чтение.
Слово учителя: На соборе 1547 года Петр и Феврония были канонизированы, т.е. объявлены святыми. Ежегодно 8 июля (по старому стилю — 25) во всех храмах Православной Церковью отмечается память святых Петра и Февронии. Это русский день всех любящих. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии — в Спасо-Пеображенском мужском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве.
Как вы думаете, о чем просят святых верующие?
(Спасо-Преображенского мужского монастыря, раки с мощами святых Петра и Февронии,)
Сделаем выводы
Обратимся к эпиграфу. О каких вечных темах идет речь?
Борются ли Добро и Зло в повести?
Результат обсуждения этого вопроса — схема (на доске, в тетрадях)
Добро ПОБЕЖДАЕТ Зло САМО губит себя
Как приходит в мир зло? (от корысти, глупости, властолюбия людей)
Можно ли с ним бороться и одолеть его?
IV Литература и живопись
Иконы русской золотая осень,
как яростна небес твоих лазурь.
Уж на цветы не залетают осы,
и тишина — как после гроз и бурь.
Прожить под золотом, что под позором.
Под солнцем жить. Осенние леса
невидимо проходят перед взором
прощального иконного лица.
У пашни с полем четкая граница.
Она сбежит от зим и , став длинней,
в полсвета силуэтом повторится
двух — белого и черного — коней.
Что красота? О ней молчат — ни слова!
Есть жест руки и теплый воск перстов.
И око. И овал лица. И снова —
взгляд оцарапал патину холстов
(Л.Олзоева «Мастер»)
Рассмотрите миниатюры.
Какие события из жизни святых
на них изображены?
Сравните иллюстрацию учебника
с изображением на миниатюрах.
В чем сходны и в чем различны
законы изображения?
Какое из этих изображений
ближе к законам создания образа
в житийной литературе?
V. Подведем итоги
Чем запомнится вам сегодняшний урок
Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
О каких вечных темах мы говорили сегодня?
Поклоняемся вечным святыням.
И любовь наша к миру чиста
Сердце русское верит и ныне —
Мир жестокий спасет красота…
Какая красота? (духовная)
VI. Домашнее задание
«Читаем, думаем, спорим», с.36-37
Библиография
Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс// Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс // Литература в школе.-2008.- №9.
Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М., 1999
Источник иллюстраций — Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М.,1999
10