Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Восточно-Казахстанской области, г. Семей
Статья
«О мировоззренческой проблеме в преподавании литературы»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Темиржанова Лайла Сауковна
Г. Семей
2014 г.
О мировоззренческой проблеме в преподавании литературы
Традиционное преподавание литературы в школе предполагало объяснение учителя, а исповедальный и проповеднический характер русской литературы накладывал отпечаток на изучение художественного материала. Учащиеся часто повторяли сказанное или написанное в учебнике, не давая себе труда обдумать, принимали точку зрения взрослых, боясь подвергнуть её сомнению или отвергнуть совсем. Если шла беседа, то, как правило, суждение учителя считалось истиной в последней инстанции.
Но ведь ребята счастливее нас: они первый раз читают замечательные произведения художественной литературы, и надо дать им право на «свежий» взгляд, на свое собственное, часто очень личное восприятие прочитанного. Думается, для этого необходимо дать мировоззренческую основу, выработать способ мышления, пользуясь которым, он может осмысливать свое отношение к литературно-художественному материалу.
Остановлюсь на двух проблемах:
1.Человек, писатель, герой произведения и государство.
2.Творчество.
1.Человек, когда рождается, не выбирает время. Страну, семью, не выбирает наследственные черты, национальность, экономическую и государственную культуру. Да, человек не выбирает, но начинает жить в этой системе, и государственные структуры и идеология оказывают влияние на каждую семью, отражаются на процессе воспитания и образования ребенка и вместе с воздействием семьи развивают соответствующим образом его ум, чувства, волю, определяют мотивы поведения. В это время пробуждаются и начинают активно проявлять себя индивидуальные качества ребенка, осмысливается цель жизни, идет трудная работа по самооценке, самовоспитанию, самоопределению. «Я» — выбирает сферу своей деятельности в государстве и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие и изменение социальных сфер жизни, вступает в определенные взаимоотношения с государством. Это может быть верноподданническое служение государству, умение приспособиться к существующим законам, но часто эти отношения между государством и личностью характеризуются неудовлетворенностью, и тогда человек может уйти в свой внутренний мир, замкнуться в нем или уехать из страны, где родился, или начать борьбу за новые идеи в одиночку, как Чацкий, или с единомышленниками, как декабристы, борьбу с государственной системой, «раскачивая» сложившиеся порядки, отношения, предрассудки, законы, предлагая новые идеи, способы жизни, пути развития своей страны.
О каком бы герое, художнике, человеке мы ни говорили, мы определяем время, в которое он жил, государство и воспитание, образование, особенности развития и проявления личности, её отношения с государственной системой через непосредственную деятельность.
2.Осмысление процесса творчества.
Тема творчества находит отражение в лирике поэта. На основе анализа этих произведений мы стремимся объяснить закономерность творческого процесса. Одно из таких стихотворений – «Осень» ( 1836 г.) А.С.Пушкина. Из жизненных впечатлений, в минуту глубокого погружения в себя, восторга души начинается процесс творчества:
«Минута – и стихи свободно потекут».
Жизнь.., лето, весна зима, осень – Пушкин как бы подчеркивает течение времени, течение жизни, её обыденность – и необыкновенную красоту, прозу повседневности – и звучащую в ней музыку. Все это преломляется в подсознании, в «дремлющем» уме, в душе, стесненной «лирическим волненьем», которая трепещет и звучит, и ищет, как во сне, излиться свободным проявлением:
Я забываю мир- и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
«Плывет…Куда ж нам плыть?»- вопрос цели, цели жизни, цели творчества.
Поэт – В.Брюсов – раскрывает эту тему в стихотворении «Творчество» (1895 Г.):одинокая внутренняя сосредоточенность, вечер,ночь. Рождается зрительный образ, затем звуковой, «тень несозданных созданий колыхается во сне…»
«Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне,
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне.»
Тайну творчества, его подсознательный процесс, выливающийся в создание нового, ещё не видимого, рожден окружающим миром, каким бы субъективным ни было его восприятие поэтом.
Если мы говорим о творческой личности, о её формировании, развитии, если мы говорим об индивидуальности каждого человека, мы должны помочь ученикам почувствовать, понять, представить, что значит ТВОРИТЬ
А.Ахматова «Творчество» ( 1936г.):
… Но вот послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
( 5 ноября 1936г.)
Поэт раскрывает нам процесс своего творчества так, что невозможно не вслушаться, не осмыслить, не почувствовать его творческую жизнь, преломленную через личность поэта. Его ум, воображение, чувства. Творчество непредсказуемо, оно окрыляет и опустошает, но оно начинается жизнью и идет к людям, в жизнь.
Подлинный писатель и поэт тот, кто поднимается до обобщения вечных истин и ценностей, только тогда он бессмертен и истинно свободен:
« Ты, царь, живи один,
Дорогою свободной иди туда,
Куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный…»
Учитель должен стремиться вместе с учеником проникнуть в суть художественного слова, почувствовать личность поэта, эпоху, глубже понять самого себя.
Любой человек откликается на Слово, но каждый – на свое. Уметь найти это слово, услышать отклик на него и помочь обогатить его культурным содержанием – вот, по-видимому, главная задача педагога-словесника. У каждого учащегося можно найти свой ручеек активности, и чем младше школьник, тем этот ручеек полноводнее, полет фантазии, воображения свободнее. Индивидуальность присуща каждому человеку. Иногда она очень рано заявляет о себе, но чаще едва подает голос, и человек может его не услышать. Помочь ребенку услышать этот «голос», поддержать его, помочь ему окрепнуть, обрести свою форму выражения путем демонстрации оппозиции личность-государство, и есть задача педагога-словесника, решать которую он может, пользуясь своим главным средством – Словом, Словом, порождающим Миры.
Литература
Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Кн. для учителя / Под ред. М. Л. Семановой. – М.,1987.
Банчуков Р. В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. – М ., 1985.
Беленький Г. И. Классика и современность: Пособие для учителя. – Киев,1984.
Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Методика преподавания литературы: Пособие к спецкурсу. – М., 1979.