Обобщающий урок «Прощание с Азбукой»

Ботвинова Элина Юрьевна

МБОУ «СОШ №1» г. Барнаул

Учитель начальных классов





































Обобщающий урок «Прощание с Азбукой»


Цели: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги, ударении; развивать умения сравнивать, группировать; прививать навыки культурного общения

Оборудование: записи на доске, буквы, элементы букв, слайды с заданиями, грамоты, учебники «Литературное чтение»


Учитель.

За окном снежинки вьются,

День приветливый такой

Нынче праздник в первом классе,

День прощанья с азбукой!

Итак, наша встреча посвящается дню прощания с первой учебной книгой «Русская азбука»


1 ученик.

В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуки (для всех подарок)

На столах своих нашли.

2 ученик.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

1 ученик.

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И уже на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

2 ученик.

Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна,

Но зато читать – в полгода!-

Научила нас она.

Девочка (в роли азбуки)

Я – азбука. Учу читать.

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо,

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда.

Девочка (с книгой «Детская энциклопедия»)

А в книгах есть про все, про все:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов,

Что выше всех летали много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

3 ученик.

Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все за партами сидели,

Все на азбуку глядели.

Учитель. И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же нас учила азбука.


Дети по очереди. Азбука учила читать, познакомила с первым русским алфавитом, с «первоучителя словенскими» Кириллом и Мефодием, с первопечатником – составителем первой русской печатной азбуки Иваном Федоровым.

— Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми.

— Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.


Учитель. Да, всего, чему учила «Русская азбука», не перечислить. Но сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику. Итак, прежде всего, мы узнали 33 буквы русского алфавита. Давайте его расскажем.

Свежие документы:  Урок литературного чтения в 4 классе "Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»"


Ученик читает стихотворение Б.В. Заходера «33 родных сестрицы»

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, —

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э,Ю,Я –

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они – стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Чтение учеником стихотворения С.Я. Маршака

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком,

А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.


В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.


Тебе чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я».


Учитель. Почему наш учебник назван «Азбукой»?

Дети. В старину буквы «А» и «Б» назывались «АЗ» и «БУКИ», по названию букв книга названа «Азбукой»


Учитель. Что мы делаем с помощью букв?


Дети. Обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.


Учитель. Что делаем со звуками?

Дети. Слышим, произносим .


Учитель. Я вам предлагаю задание «Слушай внимательно». Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово.

Крот Бегемот

Носорог Улитка

Индюк Корова

Гусь Воробей

Аист Анаконда

Какие слова у вас получились?


Дети. Книга, буква.


Учитель. Что общего у этих слов?


Дети. В этих словах по пять звуков: по 3 согласных и 2 гласных, 2 слога, ударение падает на первый гласный звук.


Учитель. Молодцы! Успешно справились с заданием, продолжим наш урок.

Пока мы упражнялись со звуками, жучок-буквоед подъел буквы. Давайте восстановим их. (на доске элементы букв)

У кого есть другие варианты?

А чего больше в русском алфавите: звуков или букв?

(ответы детей)

Молодцы, вы разобрались в этом сложном вопросе. Действительно, в русском языке больше звуков(42), чем букв(33).

Разделите буквы русского алфавита на 3 группы.


Дети. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Буквы, не обозначающие звуков.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «И.З.Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического текстов»

Учитель. Ваш выход, гласные!


Дети. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Учитель. Разделите буквы на две группы: гласные, обозначающие мягкость согласного на письме, и гласные, обозначающие твердость согласных. (уч-ся делят гласные на две группы) Попробуйте из букв А, О,И, У составить слова.


Дети. Ау-уа – и все слова. Нужны согласные.


Учитель. Согласные!


Дети. А согласные…согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Учитель. На какие группы можно разделить согласные?

(на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Можно разделить на три группы: непарные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие)

Прошу разделить буквы по группам: парные звонкие и глухие, всегда твердые и всегда мягкие.


Физкультминутка.

Учитель. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.

Утюг стол книга апельсин

Окно школа лошадь карандаш

Мост урок иголка жук

Доска портфель эхо ослик


Объявляю конкурс для детей и родителей на самое длинное слово. Из предложенных вам букв предлагаю составить слова:

КОЛУМАН


Дети. Лук, кол, мак, кулон, клоун.


Учитель. Победителем является… назвавший слово клоун (кулон)

Чем похожи слова лук, ком, мак, лом, ком?

Дети. В них 3 звука по 2 согласных, 1 гласный, 1 слог и 3 буквы.


Учитель. Что можете сказать о слове клоун?

Дети. В этом слове 2 слога, так как 2 гласных, ударение падает на 1 первый слог, слово отвечает на вопрос кто? Оно обозначает одушевленный предмет, стоит в единственном числе.


Учитель. Задание всем: «Найди лишний слог»

ХО ЛО МО НУ

ТИ СИ МИ ШИ

ТУ ЧУ КУ ВУ

Дети. Ну – другой гласный звук.

Хо – здесь согласный глухой, в других словах звонкие.

Ми – согласный звонкий или Ши — согласный твердый.

Чу – мягкий согласный, ву – согласный звонкий.

Учитель. О всех ли буквах вспомнили? Никого не забыли?


Дети. Забыли о буквах, не обозначающих звуков: Ъ и Ь.

( выходят ученики с табличками букв Ъ и Ь)

Твердый знак

Знак я очень твердый, оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль меня теряют!

Мягкий знак

Я – мягкий знак.

Меня найдешь и в слове «льет»,

И в слове «дождь».

Свежие документы:  Контрольный тест по литературе 6 класс. И. С. Тургенев рассказ "Бежин луг"

Учитель. Вы успешно справились со всеми заданиями. Вот и подошло время расставания с книгой «Азбука». Скажем ей спасибо.


Чтение учеником стихотворения В. Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Сегодня каждому из вас вручается грамота, подтверждающая ваши умения и навыки, полученные на уроках обучения грамоте, а также учебники литературного чтения.






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: