Ботвинова Элина Юрьевна
МБОУ «СОШ №1» г. Барнаул
Учитель начальных классов
Обобщающий урок «Прощание с Азбукой»
Цели: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги, ударении; развивать умения сравнивать, группировать; прививать навыки культурного общения
Оборудование: записи на доске, буквы, элементы букв, слайды с заданиями, грамоты, учебники «Литературное чтение»
Учитель.
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой
Нынче праздник в первом классе,
День прощанья с азбукой!
Итак, наша встреча посвящается дню прощания с первой учебной книгой «Русская азбука»
1 ученик.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2 ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
1 ученик.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
2 ученик.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода!-
Научила нас она.
Девочка (в роли азбуки)
Я – азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Девочка (с книгой «Детская энциклопедия»)
А в книгах есть про все, про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
3 ученик.
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на азбуку глядели.
Учитель. И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же нас учила азбука.
Дети по очереди. Азбука учила читать, познакомила с первым русским алфавитом, с «первоучителя словенскими» Кириллом и Мефодием, с первопечатником – составителем первой русской печатной азбуки Иваном Федоровым.
— Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми.
— Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.
Учитель. Да, всего, чему учила «Русская азбука», не перечислить. Но сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику. Итак, прежде всего, мы узнали 33 буквы русского алфавита. Давайте его расскажем.
Ученик читает стихотворение Б.В. Заходера «33 родных сестрицы»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э,Ю,Я –
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Чтение учеником стихотворения С.Я. Маршака
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Учитель. Почему наш учебник назван «Азбукой»?
Дети. В старину буквы «А» и «Б» назывались «АЗ» и «БУКИ», по названию букв книга названа «Азбукой»
Учитель. Что мы делаем с помощью букв?
Дети. Обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.
Учитель. Что делаем со звуками?
Дети. Слышим, произносим .
Учитель. Я вам предлагаю задание «Слушай внимательно». Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово.
Крот Бегемот
Носорог Улитка
Индюк Корова
Гусь Воробей
Аист Анаконда
Какие слова у вас получились?
Дети. Книга, буква.
Учитель. Что общего у этих слов?
Дети. В этих словах по пять звуков: по 3 согласных и 2 гласных, 2 слога, ударение падает на первый гласный звук.
Учитель. Молодцы! Успешно справились с заданием, продолжим наш урок.
Пока мы упражнялись со звуками, жучок-буквоед подъел буквы. Давайте восстановим их. (на доске элементы букв)
У кого есть другие варианты?
А чего больше в русском алфавите: звуков или букв?
(ответы детей)
Молодцы, вы разобрались в этом сложном вопросе. Действительно, в русском языке больше звуков(42), чем букв(33).
Разделите буквы русского алфавита на 3 группы.
Дети. Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Буквы, не обозначающие звуков.
Учитель. Ваш выход, гласные!
Дети. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель. Разделите буквы на две группы: гласные, обозначающие мягкость согласного на письме, и гласные, обозначающие твердость согласных. (уч-ся делят гласные на две группы) Попробуйте из букв А, О,И, У составить слова.
Дети. Ау-уа – и все слова. Нужны согласные.
Учитель. Согласные!
Дети. А согласные…согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель. На какие группы можно разделить согласные?
(на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Можно разделить на три группы: непарные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие)
Прошу разделить буквы по группам: парные звонкие и глухие, всегда твердые и всегда мягкие.
Физкультминутка.
Учитель. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.
Утюг стол книга апельсин
Окно школа лошадь карандаш
Мост урок иголка жук
Доска портфель эхо ослик
Объявляю конкурс для детей и родителей на самое длинное слово. Из предложенных вам букв предлагаю составить слова:
КОЛУМАН
Дети. Лук, кол, мак, кулон, клоун.
Учитель. Победителем является… назвавший слово клоун (кулон)
Чем похожи слова лук, ком, мак, лом, ком?
Дети. В них 3 звука по 2 согласных, 1 гласный, 1 слог и 3 буквы.
Учитель. Что можете сказать о слове клоун?
Дети. В этом слове 2 слога, так как 2 гласных, ударение падает на 1 первый слог, слово отвечает на вопрос кто? Оно обозначает одушевленный предмет, стоит в единственном числе.
Учитель. Задание всем: «Найди лишний слог»
ХО ЛО МО НУ
ТИ СИ МИ ШИ
ТУ ЧУ КУ ВУ
Дети. Ну – другой гласный звук.
Хо – здесь согласный глухой, в других словах звонкие.
Ми – согласный звонкий или Ши — согласный твердый.
Чу – мягкий согласный, ву – согласный звонкий.
Учитель. О всех ли буквах вспомнили? Никого не забыли?
Дети. Забыли о буквах, не обозначающих звуков: Ъ и Ь.
( выходят ученики с табличками букв Ъ и Ь)
Твердый знак
Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль меня теряют!
Мягкий знак
Я – мягкий знак.
Меня найдешь и в слове «льет»,
И в слове «дождь».
Учитель. Вы успешно справились со всеми заданиями. Вот и подошло время расставания с книгой «Азбука». Скажем ей спасибо.
Чтение учеником стихотворения В. Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Сегодня каждому из вас вручается грамота, подтверждающая ваши умения и навыки, полученные на уроках обучения грамоте, а также учебники литературного чтения.