Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лицей»

г. Калачинска Омской области











Конспект урока по литературе
в 8 классе

Образ «маленького человека»

в повести Н.В. Гоголя «Шинель»





Подготовила

Бородина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы













г. Калачинск

2012

Цель: Раскрыть образ «маленького человека».

Задачи:

  1. Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести «Шинель».

  2. Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

  3. Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока: развивающий по технологии критического мышления

Технология: технология критического мышления

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, шесть шляп разных цветов.


Ход урока

1.Стадия вызова

— Здравствуйте, ребята!

— Наш урок мне хочется начать словами Н.Г. Чернышевского: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое».

— Как вы думаете, ребята, кого будет защищать Гоголь на этот раз?

(Акакия Акакиевича Башмачкина)

— Верно, сегодня на уроке мы поговорим о Башмачкине.

— К какой теме обратился Гоголь для раскрытия главного героя произведения? (Гоголь обратился к теме «маленького человека»)

— Тема урока «Образ «маленького» человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

— Дома вы поработали с литературным энциклопедическим словарём. Объясните значение словосочетания «маленький человек».

(«Маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).

— Какую цель мы ставим на уроке? (ответы)

— Итак, мы определили цель нашего урока – характеризуя главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, мы должны рассмотреть образ «маленького человека».

— «Маленький человек» (прикрепляю на доску)

— Ребята, на парте у вас лежат карточки, выберите те слова, которые у вас ассоциируются с «маленьким человеком».

(Учащиеся называют слова и прикрепляют на доску вокруг словосочетания «маленький человек»)

(Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)

2. Стадия осмысления

Для того чтобы отследить уровень знаний по теме, предлагаю заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал».

Запишите в первый столбик то, что вы знаете о Башмачкине. Во второй столбик запишите то, что бы вы ещё хотели узнать по теме урока (читают записанное)

Для того чтобы рассмотреть образ «маленького» человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Башмачкину, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

Слайд № 1

«Белая шляпа» — точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Башмачкиным.

Слайд № 2

«Жёлтая шляпа» — похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

Слайд № 3

«Чёрная шляпа» — отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

Слайд № 4

«Красная шляпа» — вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

Слайд № 5

«Зелёная шляпа» — судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

Слайд № 6

«Синяя шляпа» — вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.

слайд № 7

Внимание! Третий столбик вы заполняете в течение всего урока после выступления каждой группы.

3.Рефлексия

(у каждой группы компьютер, в котором расположены папки с названием шляп с индивидуальным заданием)

(Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы, учитель корректирует ответы, направляет в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность)

По ходу ответов записываете себе в тетрадь черты характера Акакия Акакиевича Башмачкина.

Чтобы понять характер Башмачкина, нужно всё пережить вместе с ним: жизнь до приобретения новой шинели, радость от сбывшейся мечты, отчаяние оттого, что лишился самого дорого — шинели, а помогут нам шесть шляп.

Задание «Белой шляпы»

1. Как звали главного героя?

Выразительно прочитайте отрывок «Знакомство с Башмачкиным»

В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк…

2. Как характеризует героя его портретное описание?

3. Сколько было лет герою?

4. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте?

5. Какое будущее ждало?

6. О чём мечтал герой?

7. Почему мечта казалась неосуществимой? Какое жалованье было у Акакия Акакиевича?

8. Сбылась ли его мечта?

9. Какое событие резко изменило его «счастливую» жизнь?

10. Чем закончилась кража шинели?

11. Назовите ключевое слово (о ком мы говорили)

Выступление «Белой шляпы»

(ответы детей, записываю на доске: 1.Башмачкин)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Белой шляпы» — в образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для «маленького» человека источником беспредельной радости.

Задание «Жёлтой шляпы»

Прослушайте фрагмент «Отношение сослуживцев» (см. папку «Жёлтая шляпа»)

1. Каково отношение к нему сослуживцев?

2. Как характеризует эта сцена Башмачкина?

3. Сочувствовали ли вы герою? Почему?

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из текста

Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его: подсмеивался, подмигивал, помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.

— Как он относится к своей работе? Какие черты характера героя можно назвать, читая отрывок.

— Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире?

(одно прилагательное)

Выступление «Жёлтой шляпы» (ответы детей, записываю на доске:

2. Скромный (любое прилагательное)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Жёлтой шляпы» — спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру «маленького» человека.

Задание «Чёрной шляпы»

1. Как вы относитесь к Башмачкину?

2. Можно ли сказать, что герой сам заслуживает неуважение окружающих? Почему?

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста

Он вовсе не думал о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его казалась необыкновенно длинною… И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: ли сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; ходя по улице, поспевал под окно в то самое время, когда на него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки…

3.Как характеризует героя отрывок?

Прослушайте фрагмент «За обедом» (см. папку «Чёрная шляпа»)

4.Как характеризует эта сцена Башмачкина?

5. Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете.

(одно прилагательное)

Выступление «Чёрной шляпы» (ответы детей, подписываю неряшливый к слову скромный)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Чёрной шляпы» — заканчивается повесть грустно – умирает главный герой, так и не дождавшись понимания и поддержки со стороны окружающих, даже смерть «маленького» человека никого не интересует.

Задание «Красной шляпы»

Послушайте фрагмент «Шинель готова!» (см. папку «Красная шляпа»

  1. С какой целью автор придумал сюжет с шинелью?

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста

Увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами. У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя! — сказал один громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову. Акакий Акакиевич чувствовал только, что сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал.

  1. Насколько легко пережил потерю герой? Что он чувствовал?

3. Опишите три поступка Башмачкина, которые его характеризуют (три глагола)

Выступление «Красной шляпы» (ответы детей, подписываю: 3. Работает, страдает, умирает)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Красной шляпы» — конечно, нельзя сказать, что «маленький» человек — Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым

Выступление «Зелёной шляпы» (ответы детей, подписываю: 4. Жил в своём мире)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Зелёной шляпы» – к сожалению, Акакий Акакиевич не обрёл счастья. Гоголь подчёркивает беззащитность и одиночество «маленького» человека.

Задание «Синей шляпы»

Поразмышляйте: влияет ли на судьбу человека выбранное имя при его рождении, или человек сам может повлиять на свою судьбу?

  1. Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?

  2. Определите по словарю, как переводится имя Акакий.

3. Объясните происхождение фамилии Башмачкин.

4.Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем?

5.Какая судьба была бы начертана, если бы его назвали по святцам? Как переводятся эти имена?

6. Кто в итоге для вас Башмачкин. (одно существительное)

Выступление «Синей шляпы» (ответы детей, подписываю: 5. Жертва

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)

Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Синей шляпы» — в повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой «маленького» человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.

Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образ героя с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получился целостный образ героя (на доске записан синквейн)

  1. Башмачкин

  2. Спокойный, неряшливый

  3. Работает, страдает, умирает

  4. Живёт в своём мире

  5. Жертва

Чтобы лучше усвоить тему урока, предлагаю ответить на вопросы интерактивного теста (отвечают)

Кто ответил на все вопросы теста верно?

Кто допустил ошибку? (фронтально корректирую ошибки, допущенные в тесте)

Какова тема урока? (Образ «маленького» человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

А что вы узнали нового о Башмачкине, прочитайте то, что вы записали в третий столбик «Узнал».

Оцениваю тех учащихся, которые отвечали индивидуально от каждой группы. Оцените себя. А сейчас оцените друг друга за работу в группах (называют свои отметки)

Домашнее задание

1 группа – опишите положительные черты характера героя

2 группа – опишите отрицательные черты характера главного героя

3 группа – написать мини-сочинение «Смысл жизни Башмачкина»

Закончить наш урок я хочу притчей: В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарём в руках.

— Ты что ищешь? – спросили они.

— Я ищу человека, отвечал Демосфен и продолжал свой путь. Через некоторое время афиняне опять обратились к Демосфену.

— Так что же ты ищешь, Демосфен?

— Я ищу человека…

— Кого: его, меня?

— Я ищу ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА!

— Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали остальных людей.

Спасибо за урок. Урок окочен.




Список используемых источников


  1. «Литература» 8 класс, под редакцией В.Я.Коровиной (Москва. Просвещение, 2009г)

  2. http://images.yandex.ru

  3. https://animashky.ru

  4. https://yandex.ru

5. http://zdesvsyo.ru

6. Шаблоны для теста, презентаций для заданий групп-шляп — автор и источник заимствования неизвестен



Свежие документы:  Контрольные работы по русской литературе в 5 - 8 классах (к учебнику «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: