Конспект урока по литературе в 8 классе
Борисова Людмила Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №11 им П.М. Камозина»
города Брянска
Тема урока: « Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».
Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.
Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».
Цели: 1)формировать и обогащать знания об историческом прошлом России;
2) расширять знания о понятии дума;
3) развивать устную речь учащихся и логическое мышление;
4) воспитывать чувство патриотизма.
Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение текста, аналитическая беседа, выборочный пересказ, работа над планом, словарная работа, заполнение таблицы.
Оборудование урока: текст К.Рылеева «Иван Сусанин», текст Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» , портрет К. Рылеева и Б. Полевого, рисунки — иллюстрации учеников, орфографический словарь.
Термины литературы: дума, тема, идея.
Ход урока.
Подготовка к восприятию.
Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Константина Федоровича Рылеева. Мы уже говорили о том, что поэт, размышляя о настоящем, метая о будущем, обращался к историческому прошлому русского народа. Он написал цикл исторических произведений, названных думами. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо историческому деятелю и озаглавлена его именем.
Учитель: Какие думы Рылеева вы знаете? («Олег Вещий», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака»)
Сообщение темы и целей.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной думой К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Докажем, что подвиг Сусанина не единичен. И постараемся понять, что же движет людьми, которые сознательно идут на смерть. Тема нашего урока: «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Работать мы будем по следующему плану.
На доске
План урока.
1. Словарь урока.
2. Связь литературы с другими видами искусства.
3. Обзор произведения «Иван Сусанин»
4. Знакомство с произведением Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина».
Учитель: В течение урока нам с вами понадобятся следующие термины.( в течение урока даются определения).
На доске
Словарь урока
дума
тема
идея
Анализ произведения
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа, чертим таблицу «Иван Сусанин».
На доске
| |
идея |
|
черты героя |
|
Учитель: Кто такой Иван Сусанин? Что вы знаете о нем и его подвиге? (Чтение думы учителем под музыку Глинки из оперы «Жизнь за царя»)
Учитель: Итак, давайте вспомним, что такое дума? (Дума – украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. А также думой назвал и поэт-декабрист Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России).
Учитель: Как построено произведение? (Начинается с исторической справки).
Учитель: Зачем нужна историческая справка? ( Понять историческую основу описываемых событий).
Учитель: Понятно ли содержание думы? Сделайте краткий пересказ.
Учитель: Определим тему и идею произведения. ( здесь можно вспомнить эти понятия) В тетради и на доске.
Тема: Подвиг человека во имя Родины.
Идея: Призыв к беззаветному служению отечеству. Преданность русского человека своему государству, родине.
Учитель: Тема и идея раскрывается через образ главного героя. Как ведет себя Иван Сусанин с врагами? (анализ отрывка)
Давно уж за полночь! Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны
Работа со словарем – вкушают, настороже, сарматы.
Учитель: Ребята, как называется такая лексика? (Устаревшая).
Учитель: Зачем она нужна? (Максимально приблизиться к эпохе).
Учитель: Почему оборона у Рылеева «святая»? (Защиты просит у бога на благо родины).
Учитель: Найдите строки, подтверждающие, что все Сусанин делает во имя Родины.
Текст.
Любовь к отчизне и вере горя.
* * *
Я гибну за русское племя!
* * *
«Злодей! – закричали враги, закипев. –
Умрешь под мечами» –
«Не страшен ваш гнев…
…умру за царя и за Русь».
Учитель: Что значит за «правое дело»? (необходимое, нужное)
Учитель: Скажите, один ли Сусанин на русской земле готов пожертвовать жизнью? (нет)
Подтвердите словами из текста.
Текст.
Предателя, мнили , во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
Работа со словарем – мнили.
Учитель: Можно ли назвать Сусанина патриотом своей страны? Давайте вспомним, кто такой патриот.
На доске.( вешаю табличку)
Учитель: Итак, исходя из того, что мы сказали, запишем основные черты характера и поведения Ивана Сусанина.
В тетради и на доске.
Тема …
Идея…
Черты героя: мужественен, бесстрашен, патриот: любит свою родину, не может стать предателем.
Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали рассказ Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Кому из героев произведения мы можем дать такую же характеристику, как и Ивану Сусанину? (Матвею Кузьмину)
Учитель: Сделайте краткий пересказ текста.
Учитель: Найдите в тексте слова, подтверждающее бесстрашие, мужество главного героя.
Текст. ( Работа по тексту)
…Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой… Он злорадно следил, как, будто стадо овец, метались по опушке чужие солдаты.
… усмехнулся в лицо издевательски бесстрашно:
— Хотел купить… .
— Сынки! Не жалей Матвея, секи их, с лица, … .
Учитель: Какова тема и идя этого рассказа?
Учитель: Мало того, что тема и идея схожи, оба произведения написаны на основе реально происходивших событий.
Сообщение заранее подготовленного ученика о прототипе Матвей Кузьмина.
Учитель: Почему же писатели разных веков обращаются к одной и той же теме, идее, берут за основу похожие ситуации? (вечная тема)
Учитель: Современны ли сегодня вопросы, поднятые в произведениях?
Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Какие эпизоды из произведений изображены.
Итоги урока. Домашнее задание.
Учитель: Возвратимся к началу урока. Посмотрите на тему, записанную на доске. Каков же образ национального героя в изученных произведениях? Используя материал, полученный на уроке, вам необходимо будет выполнить домашнее задание: написать отзыв об одном из прочитанных произведений.
Список использованной литературы.
Турьянская Б.И. , Комиссаров Е.В. и др. Литература 8 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2001
Золотарева И.В., Крысова Т.А. – Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004
Читаем, думем, спорим…: Кн. Для самост. работы учащихся по литературе: 8 калсс/ Авт – сосот. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007
Рылеев К.Ф. Думы. – М.: Просвещение, 1995
Полевой Б. Один день Матвея Кузьмина. – М.: Просвещение, 1996