Обучение искусству чтения младших школьников.
К сожалению, в современном мире очень мало внимания уделяют чтению. А ведь если ребенок плохо читает, то он мало читает, потому что ему неинтересно. А если мало читает, то и мало знает.
Как же помочь ребенку полюбить книги и привить желание читать?
Для тех, кто обучается науке, две вещи наиболее важны: чтение и размышление. Из них чтение занимает первое место в обучении.
Поступая в 1 класс, дети легко постигают азы обучения чтению. А дальше идёт деление учащихся на две группы: первые с удовольствием читают, можно сказать, «глотают» книги в больших количествах, а вторые наоборот, руками и ногами «отбрыкиваются» от назойливых родителей и учителей, не хотят читать ничего. Но и первым и вторым нужна помощь взрослых.
Вы можете возразить и спросить, зачем помогать первой, читающей, группе детей? На этот вопрос можно ответить, что и те и другие, читать не умеют…
Задача учителя помочь детям научиться читать так, чтобы приятно было слушать их чтение, и чтобы сам чтец получал удовольствие от своего занятия. А вторую группу, «нечитающих» детей нужно заинтересовать, научить видеть прекрасное в любом произведении.
«Чтец получает право на исполнение тогда,— пишет И. В. Ильинский,— когда он непременно хочет поделиться со слушателями теми впечатлениями, чувствами и мыслями, которые вызваны у него полюбившимся произведением, когда исполнитель является пропагандистом и толкователем литературного произведения».
Что же для этого нужно делать? Занимаясь на уроках чтения, педагог проводит упражнения для развития скорости чтения:
Жужжащее чтение
Хоровое чтение
Чтение скороговорок
А так же работает с текстом, его осмыслением, т.к. не все дети сразу понимают смысл прочитанного:
Чтение отрывков из текста по вопросам
Чтение по ролям
Знакомство с новыми словами
Чтение фразеологизмов
И только после всей подготовительной работы можно переходить к выразительному чтению текста. Увлеченность произведением — необходимое условие работы по выразительному чтению со школьниками.
Времени для такой работы очень мало на обычном уроке, поэтому должна вестись дополнительная внеклассная работа по обучению искусству чтения младших школьников.
Внеклассные занятия искусством чтения имеют самые разнообразные формы: кружки, смотры-конкурсы, подготовка выступлений на школьных вечерах и утренниках, на встречах с известными людьми, подготовка выставки по искусству художественного слова. У каждой из названных форм свои воспитательные цели, задачи и возможности. Каждая требует особой организации и методики руководства. Однако во всех случаях внеклассная работа над исполнением литературного произведения — выразительным чтением подчиняется единым методическим требованиям, обусловленным спецификой данного искусства и условиями внеклассной работы.
Одна из наиболее приемлемых работ в начальной школе: Кружок выразительного чтения. Задачи кружка выразительного чтения: содействовать формированию собственного мировоззрения, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся; развивать у детей любовь к литературе и родному языку, воспитывать способность эстетически воспринимать произведения художественной литературы; повышать культуру речи учащихся; практически ознакомить их с требованиями искусства чтения и воспитывать соответствующие навыки и умения.
Основное содержание работы кружка — обучение школьников искусству чтения в процессе подготовки исполнения специально отобранных произведений.
Подготовка исполнения включает:
а) анализ произведения,
б) воплощение произведения в звучащем слове.
Параллельно в кружке целесообразно выделять время для воспитания у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для выразительного чтения: воображения, наблюдательности, умения действовать словом, общаться.
К этому разделу работы кружка относятся занятия техникой речи — развитие реберно-диафрагматического дыхания, выработка четкой дикции.
«Задувание свечи»
Детям раздаются листки бумаги размером 4 см Х 8 см. Исходное положение: сидеть прямо, свободно; нижний конец бумаги нажат большим и указательным пальцами правой руки; верхний конец расположен на уровне полости рта на расстоянии 15—18 см.
Спокойно и глубоко вдохнуть, задержать дыхание на счет «раз» — «два». Затем сделать медленный равномерный выдох, так, чтобы струя выдыхаемою воздуха отклоняла верхний конец бумаги под одним и тем же углом (30—40°).
Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать. Учащимся следует сказать, что «не надо выдыхать воздух с силой, до последнего». Когда возникнет ощущение, что воздух сам вышел из легких, надо сделать короткую задержку и не делать произвольно вдох, он произойдет автоматически.
«Поймай комара»
Руки раздвигаются в стороны — делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается выдох.
На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох».
«На берегу моря»
«Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, расположившись в специальном кресле (шезлонге). Слышится равномерный шум набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко».
«Стон»
«Произнесите сочетание звуков «ми, мэ, ма, мо, му, мы» так, как будто вы жалуетесь: «Ах, как больно». Вы стонете, громко стонете от сильной боли».
На занятиях кружка необходимо уделять специальное время обсуждению исполнения на разных этапах его подготовки. Обсуждения воспитывают у членов кружка умение слушать чтеца, т. е. понимать достоинства и недостатки его исполнения, вырабатывают правильный критерий оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.
А также можно проводить смотры-конкурсы художественного чтения школьников. Смотры художественного чтения — действенная форма нравственно-эстетического воспитания учащихся, средство укрепления их любви к художественной литературе. В процессе подготовки к смотру и в поисках репертуара ученики приводят в систему прочитанное, знакомятся со многими ранее неизвестными им рассказами, стихотворениями, поэмами.
Конкурс позволяет определить уровень умений и навыков выразительного чтения, полнее выявляет способности учащихся.
Одним из условий совершенствования навыков устной речи является создание в школе режима культуры устной речи. В кабинете целесообразно вывесить «Правила устной речи и чтения». Вот примерный их перечень:
1. Не произноси слова скороговоркой.
2. Ясно выговаривай звуки в словах.
3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью.
4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи.
5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдельными смысловыми частями предложения.
6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слушателей.
Но нельзя забывать и про преемственность в семье. Если дома ребенок не видит читающих книгу или газету родителей, то и ему не захочется читать. И наоборот, читающие родители исподволь прививают своим детям любовь к чтению.