ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 7 КЛАСС.
I. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».
1. Прочитать рассказ, восполнить пропуски именами персонажей. (4 балла)
Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель (1) в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий (2) с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на Божий свет уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих.- Так ты кусаться, окаянная! – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а! Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!». Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из-под земли выросши, собирается толпа.- Никак беспорядок, ваше благородие! – говорит городовой. Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера (3). В центре толпы, растопырив передние лапы и дрожа всем телом, сидит на земле виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. — По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это зачем палец?.. Кто кричал?- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… — начинает (4), кашляя в кулак. – Насчёт дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете …- Гм!.. Хорошо… — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. – Хорошо … Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца , так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. (5), — обращается надзиратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная … Чья собака, спрашиваю?- Это, кажись, генерала (6)! — говорит кто-то из толпы.- Генерала (7)? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к (8). – Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!- Врёшь, кривой! Не вида, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимает, ежели врёт, а кто по совести, как перед Богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано … Нынче все равны… у меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…- Не рассуждать!- Нет, это не генеральская … — глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него всё больше легавые…- Ты это верно знаешь?- Верно, ваше благородие…
— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, (9), пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…- А может быть, и генеральская… — думает вслух городовой, — на морде у ней не написано… намедни во дворе у него такую видел.- Вестимо, генеральская! – говорит голос из толпы.- Гм!.. Надень-ка, брат (10), на меня пальто… Что-то ветром подуло … Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал … И скажи, чтоб не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждая свинья будет ей в нос цигаркой тыкать, то долго ли испортить? Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..- Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, (11), Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… ваша?- Выдумал! Этаких у нас отродясь не было!- И спрашивать тут долго нечего, — говорит Очумелов. – Она бродячая!.. Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и всё.- Это не наша, — продолжает (12). – Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – спрашивает (13), и всё лицо его заливается улыбкой умиления. – Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?- В гости… — произносит Прохор- Ишь ты, Господи… соскучился по братце … А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад … Возьми её… Собачка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… рр … Сердится, шельма … Цуцык этакий…(14) зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада в сторону дома Жигалова… Толпа хохочет над (15).- Я ещё доберусь до тебя! – грозит ему (16) и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
2. Определить жанр произведения. (0,5) По каким признакам определили? (1,5)
3. Определить тему произведения. (1)
4. Объяснить лексическое значение слова «ХАМЕЛЕОН». (1).
5. Кто в произведении А.П.Чехова – хамелеон? (1) Обосновать ответ. (4)
6. Доказать, что автор использует в произведении приём «говорящих фамилий». (2)
7. Что превалирует в данном произведении – юмор или сатира? (1)
8. Найти в тексте афористические мысли. (2)
9. Какие нравственные уроки можно извлечь из этого произведения А.П.Чехова? (5)
II. Интерпретация лирического произведения.
Прочитайте стихотворение А.А.Фета
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены ,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
2. О чём это стихотворение, в каких строках заключена главная мысль произведения? (2 балла)
3. Назовите образный ряд стихотворений. (2 балла)
4. Определить приёмы и средства выразительности, используемые для раскрытия идеи произведения. (5 баллов)
5. Проследить, как движется поэтическая мысль в произведении. (5 баллов)
6. Определить стихотворный размер. (1 балл) Что можно сказать о влиянии размера на замысел стихотворения. (5 баллов)
III. Историко-биографический блок.
1. О каком писателе идёт речь? (5 баллов)
1. Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.
2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.
3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».
4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.
5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.
2. Расположить в хронологическом порядке следующие произведения. (5 баллов)
А.К.Толстой — «Князь Серебряный»
Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»
И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»
Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»
М.Ю.Лермонтов – «Бородино»
КЛЮЧИ
1.1
1 — Очумелов
2 – городовой (Елдырин)
3 – Хрюкина
4 – Хрюкин
5 – Елдырин
6 – Жигалов
7 – Жигалова
8 – Хрюкину
9 – Хрюкин
10 – Елдырин
11 – Прохор
12 – Прохор
13 — Очумелов
14 – Прохор
15 – Хрюкиным
16 – Очумелов (0,5 – за правильный ответ)
1.2. Рассказ (0,5)
Рассказ – небольшое по объёму эпическое литературное прозаическое произведение, изображающее отдельное событие, происходящее в жизни героя. (1,5)
1.3. Приспособленчество как один из этапов падения человека как личности. (1)
1.4. Пресмыкающееся из рода ящериц, отличающееся способностью менять окраску в зависимости от изменения среды и внешних раздражителей. (1)
1.5. Полицейский надзиратель Очумелов. (1)
Он постоянно меняет свой «окрас» в зависимости от ситуации. На это указывает художественная деталь – пальто:
Сними-ка, Елдырин, пальто
Надень-ка, брат Елдырин, пальто… (4)
1.6. Очумелов – от прилагательного «очумелый» — совсем потерявший соображение.
Хрюкин – похож на свинью (2)
1.7. Сатира – уничтожающий смех. Изображая Очумелова, автор тем самым высмеивает приспособленчество как черту характера. (1)
1.8. «Нынче не велено кусаться»
«Я вам покажу, как собак распускать!»
«Собака – нежная тварь…»
«Моментально – не дыши» (2)
1.9. до 5 баллов.
2.2. Весна – прекрасное время года, связанное с пробуждением природы, с торжеством жизни.
«Везде разнообразною картиной занят взгляд…» (2 балла)
2.3. Цветущая верба
Станица (деревня), заполненная оживлёнными людьми
Тучи, стремительно движущиеся по небу
Оживающая природа (2 балла)
2.6 Ямб
Нечётные стихи – четырёхстопный,
Чётные – трёхстопный.
3.1 Марк Твен
А.П.Чехов
В.А.Жуковский
О’Генри
Л.Н.Толстой
3.2 Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»
М.Ю.Лермонтов – «Бородино»
А.К.Толстой — «Князь Серебряный»
И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»