Олимпиада по литературе 8 класс

Олимпиада по литературе

8 класс

1. Напишите, как в церковнославянском языке звучат слова: лоб, глаз, , щека, шея.( По 1баллу за правильный ответ)

2. Объясните значение и происхождение выражений: «а Васька слушает да ест», «а ларчик просто открывался», авгиевы конюшни (3 балла).

3. Перечислите литературные произведения, в названиях которых упоминаются цифры или числительные.( (По 1 баллу за правильный ответ)

4. Что такое дактиль? Приведите примеры ( 1-3 балла).

5.При помощи каких тропов достигается картинность, образность языка?

1 Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли точно в клетке золотистой.

(А. Майков)

2 Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

(А. Пушкин)

3) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

(М. Лермонтов)

6. Дайте сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова с одинаковым названием «Узник».(20 баллов)

Узник

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,


Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

1822

(А. С. Пушкин)

Узник

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.


Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжёлая с замком;

Черноокая далёко,

В пышном тереме своём;

Добрый конь в зелёном поле

Без узды, один, по воле

Скачет весел и игрив,

Хвост по ветру распустив.


Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнём;

Только слышно: за дверями

Звучно- мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

1837

(М. Ю. Лермонтов)

7. Прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

Так злодей,

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!..


Как вы думаете, что характеризует это описание?


  1. Поведение обезумевшего от горя Евгения

  2. Разгул Невы во время наводнения

  3. Аллегорическое описание строительства Петербурга

  4. Поведение жителей Петербурга во время наводнения Невы


Критерии оценки содержания и речевого оформления сопоставительного анализа поэтических текстов.

  1. Глубина постижения текста. ( 0- 5 баллов)

  2. Умение доказывать свои суждения текстом. (0 -4)

3Умение выявлять функции изобразительно – выразительных средств языка. (0 -5)

4Композиционная стройность работы. (0-3)

5Соблюдение речевых норм. (0-3)


Свежие документы:  Конспект урока литературы "С благодарностью от читателей" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: