ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «Школьный этап» 7 КЛАСС

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап


7 КЛАСС


Фамилия,

имя

1

2

3

4

5

6

ИТОГО


max 10

max 5

max

5 +…

max

5

max

10

max 6

max 10

max

10

max 10

max

10

max

~ 81













Работать следует прямо на этом листе.

Часть I

  1. Установите соответствия: впишите в таблицу цифры, обозначающие произведения.

10 баллов

персонаж

автор, произведение

А. Шабашкин

1. М.Ю.Лермонтов, «Песня про купца… Калашникова»

Б. Екатерина II

2. А.Дюма, «Три мушкетёра»

В. Олёна Дмитриевна

3. А.С.Пушкин, «Дубровский»

Г. Антипыч

4. М.Горький, «Детство»

Д. Констанция Бонасье

5. Н.В.Гоголь, «Ночь перед Рождеством»

Е. Нафанаил

6. Г.Лонгфелло, «Песнь о Гайавате»

Ж. Мише-Моква

7. М.М.Пришвин, «Кладовая солнца»

З. Исаак из Йорка

8. А.С.Пушкин, «Станционный смотритель»

И. Цыганок

9. А.П.Чехов, «Толстый и тонкий»

К. Минский

10. В.Скотт, «Айвенго»



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К













2. Определите и назовите жанр по фрагментам текста. 6 баллов

Фрагмент

название жанра

Покоен, прочен и легóк,

Катится городом возок.


Вся в чёрном, мертвенно-бледна,

Княгиня едет в нем одна,


А секретарь отца (в крестах,

Чтоб наводить дорогой страх)


С прислугой скачет впереди…

Свища бичом, крича: «Пади!»


Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

Гласить велики имена.


Шел некогда обоз;

А в том обозе был такой престрашный воз,

Что перед прочими казался он возами,

Какими кажутся слоны пред комарами.

Не возик и не воз, возище то валит.

Но чем сей барин-воз набит?

Пузырями.


Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал… В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

Не Меринов ли? – спросил он плачущим голосом.

Нет, не Меринов, ваше превосходительство, – ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.



3. О ком идет речь в этом описании? 5 баллов

Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, воспев в стихотворении события Отечественной войны 1812 года, любил всё таинственное и романтическое, о чём писал в своих сказках и балладах.


4. В каком году было написано стихотворение А. С. Пушкина, строчки из которого приведены ниже? Свой ответ обоснуйте. 5 баллов

Всему пора: уж 25-й раз

Мы празднуем Лицея день заветный…


5. Лимерик – это короткое юмористическое абсурдное стихотворение. В лимериках обычно описывается, что случилось с кем-либо (джентльменом, стариком, девицами, композиторами и т.д.) где либо (в Айове, Бердичеве, на спине у бенгальской тигрицы и т.д.) Сочинением лимериков прославился английский поэт Эдвард Лир. Перед вами лимерик Э.Лира и два его перевода. 10 баллов


There was an Old Man of Leghorn,
The smallest that ever was born;
But quickly snapped up he
Was once by a puppy,
Who devoured that Old Man of Leghorn.

Был один старичок из Ливорно,

Самый крошечный в мире, бесспорно;

Но какой-то щенок

Раз его подстерёг

И сожрал старичка из Ливорно.

перевод Б.Архипцева

Малорослый старик из-под Вроцлава
Рост имел неприличный для взрослого,
И безжалостно очень
Был щенком поколочен
И проглочен старик из-под Вроцлава.

перевод М.Фрейдкина

Попробуйте сочинить лимерик. Обратите внимание на количество строк, на стихотворный размер, на рифму.






Часть II

Постарайтесь, ответив на вопросы, дать комментарий к тексту С.Г. Писахова. Пишите красиво, увлекательно, связно. 46 баллов


  1. Произведение какого жанра перед вами? Докажите.

  2. Как вы представляете себе рассказчика?

  3. Обратите внимание на речь рассказчика. Отметьте необычные слова, дайте их толкование. Отметьте необычные формы слов, постарайтесь объяснить, почему они употреблены.

  4. Постарайтесь найти сравнения, метафоры, рифмы. С какой целью они употреблены автором?

  5. С помощью каких слов нарисован образ франта и франтихи? Какова их роль в произведении?

С. Г. ПИСАХОВ (1879—1960)


АПЕЛЬСИН

Дак вот ехал я вечером на маленьком пароходишке. Река спокойнёхонька, воду пригладила, с небом в гляделки играт1 – кто кого переглядит. И я на них загляделся. Еду, гляжу, а сам апельсин чищу и делаю это дело мимодумно.

Вычистил апельсин и бросил в воду, в руках только корка осталась. При солнечной тиши да яркости я и не огорчился. На гладкой воде место заприметил. Потом, как сёмгу ловить выеду, спутье не спутье2, а приверну к апельсинову месту поглядеть, что мой апельсин делат?

Апельсин в рост пошёл, знат, что мне надо скоро, – растёт-торопится, ветками вымахиват, листиками помахиват. Скоро и над водой размахался большим зелёным деревом и в цвет пустился.

И така ли эта была распрекрасность, как кругом вода, одна вода, сверху небо, посерёдке апельсиново дерево цветет!

Наш край летом богат светом. Солнце круглосуточно. Апельсины незамедлительно поспели. На длинных ветвях, на зелёных листах как фонарики золоты.

Апельсинов множество, видать, крупны, сочны, да от воды высоко – ни рукой, ни веслом не достанешь, на воду лестницу не поставишь.

Много городских подъезжало, вокруг кружили, только все безо всякого толку.

Раз буря поднялась, воду вздыбила. Я в лодку скочил, карбасов3 штук пятнадцать с собой прихватил, к апельсиновому дереву подъехал. Меня волнами подкидыват, а я апельсины рву. Пятнадцать карбасов нагрузил с большими верхами, и лодка полнёхонька. На самой верхушке один апельсин остался. Пятнадцать карбасов да лодку с апельсинами в деревню пригнал. Вся деревня всю зиму апельсинами сыта была.

Меня раздумье берёт, как достать остатный апельсин. В праздник, в тиху погоду подъехал в лодочке к апельсиновому дереву. А около дерева тоже в лодочке франт да франтиха крутятся. Франт весь обтянут-перетянут – тонюсенький, как былиночка. А франтиха растопоршена безо всякой меры, у неё и юбка на обручах. Франтиха выахиват:

– Ах, ах! Как мне хочется апельсина! Ах, ах! Не могу ни быть, ни жить без апельсина. Франт отвечат:

– Для вас апельсин? Я-с сейчас!

Поднялся обтянутой, тонконогой и, как пружинка, с лодки скочил. Апельсина не достал, на лодку упал, на саму корму. Лодка носом выскочила, франтиху выкинуло. Франтиха над водой перевернулась, на воду юбками с обручами хлопнулась и завертелась, как настояща пловуча животна!

Франт в лодке усиделся, франтихе верёвочку бросил и мимо городу на буксире повёз.

Франтиха на лице приятность показыват, ручкой помахиват и так громко говорит:

– Теперь ненавижу в лодках ездить, как все, и ах как антиресно по реке самоходом гулять наособицу!

Городски франтихи с места сорвались, им страсть захотелось так же плыть и хорошими словами, сладким голосом на берегу гуляющих дразнить. Франтихи в воду десятками скакать почали.

Народ, который безработный был, много в тот раз заработали – мокрых франтих из воды баграми выволакивали. Смотреть было смешно, как на балаганно представленье.

К апельсиновому дереву воротился, дерево нагнул и апельсин достал.

Дело стало к вечеру, вода стихла, выгладилась, заблестела. Небо в воду смотрится, на себя любуется.

Я стал апельсин чистить без торопливости, с раздумчивостью. Вычистил апельсин, на себя оглянулся, а у меня только корки в руках.

Апельсин я опять мимодумно в воду бросил. Должно, опять впрок положил.

1920-е гг.

_____________________________

1играт, помахиват и т.п. – областная (северная) форма глаголов, вместо играет, помахивает.

2 (на) спутье – по дороге.

3 карбас – небольшое грузовое судно.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Литературе "Золотые страницы мировой литературы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: