М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (1839г.)
I Смысл послушник, готовый принять монашество
названия
II Жанр горечь монастырской жизни
Лирическая радость освобождения из плена
поэма-исповедь восторг трехдневной свободы
(романтизм) «упоение в бою» с барсом
отчаяние, что не увидит родной край
трагическая обреченность мятежного героя
III Проблематика философская в чем смысл жизни?
IV Композиция бой с барсом
Завязка История Мцыри I глава
3 свободных дня — 26 глав
V Тема трагедия Мцыри
VI Идея мысль о неистребимости человеческого стремления
к свободе и счастью
VII Система образов
Мцыри Монахи
(спасают дважды)
Лишён Родины, Дома,
нет собственного имени,
своей истории
VIII Вывод Мцыри М.Ю Лермонтова – мятежный герой, который
Живет в «земле чужой», а рвется на родину, мечтает о воле. Бежит из стен монастырской тюрьмы. Вкусив «3 блаженных дня», свободы, «слившись с природой» и бросив ей вызов одновременно, Мцыри не суждено попасть на родину; но и смерть свою он принимает как освобождение.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (1925-1940гг.)
Ты будешь со мной в моём последнем полёте…
М.А.Булгаков
I Cмысл заглавия
1.мастер = золотых рук мастер
2. способность креативно мыслить
3. писатель≠мастер неординарное, образное мышление;
обладающий силой таланта
примитивный, серый человек, способный писать на заказ
4. Маргарита – «королева»
5. Мастер и Маргарита = соединение любящих сердец
Первоначально а)»Инженер с копытом»;
были названия б)»Сатана»;
в) «Черный богослов»;
II Жанр
роман-миф;
фантастический роман;
лирический роман;
бытовой роман; СПЛАВ
роман-мистерия;
фантасмагория;
III Композиция «роман в романе» = «двойной роман»
библейский Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат
IV Сюжет мистический Воланд, его свита, Москва 30-х гг. Вечность
лирический Мастер и Маргарита
Тема бессмертия;
VI Темы Тема творчества и судьбы художника;
Тема любви;
Сатирическое изображение Москвы 30х гг;
Судьба человеческой личности на протяжении
двух тысячелетий.
VII Идея размышление о человеке, человеческой судьбе и его выборе
VIII Проблематика философская в чем смысл существования ?
Что такое истина?
Что первично: добро или зло?
Что такое свобода?
этическая Существует ли Иисус Христос?
нравственная Проблема вины и искупления
Выбор человека и мера его ответственности
Человек и власть за все, что он делает на Земле
IX а) Cистема образов героев Иешуа Га-Ноцри Понтий Пилат
бродячий философ прокуратор Иудеи
прототип Иисуса Христа олицетворяет власть
Отрицает власть(человеческая свобода духа) сильная личность
Носитель идеи «доброй воли» слабость(человеческая несвобода)
Бескорыстный служитель добру, Предательство
достигший нравственного абсолюта
Служит слову и Свету
б) Дьявол и его свита (четкая иерархическая лестница)
WOLAND (Cатана), Faland(нем. — чёрт)
Князь тьмы
Азазелло (Дьявол) Коровьев (Чёрт) Кот Бегемот (Бес)
Абадонна (демон Гелла (ведьма)
войны)
в) Московское общество
Бенгальский (сеанс в Варьете – гл.12) Алоизий Могарыч (гл 24)
Семплеяров Члены МАССОЛИТа Варенуха (гл 10,14)
(сеанс в Варьете – гл.12) Латунский Берлиоз Степа Лиходеев ( гл 7)
(гл 5,21) (гл 1 – 23)
Никанор Иванович Босой Поплавский
Анннушка (гл. 9) Буфетчик Соков (гл. 18)
(гл.24, 27) Николай Иванович (гл. 21, 24, 27, эпилог)
X — Художественные средства в романе
Стилистика романа:
Сюжетно-композиционное соединение строгого
единство (ершалаимские рассказы) и
карнавального с элементами фарса,
буффонады.
Перекличка в системе
персонажей (параллелизм)
XI Полемика (споры вокруг романа)
300 критических статей
«-» «+»
(297) (3)
(А.А.Ахматова «Он гений)
XII Вывод Роман «Мастер и Маргарита» — это роман об ответственности
человека за всё: добро и зло, которые совершаются на Земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине или к свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Произведение Булгакова – произведение о творчестве, о писательском долге и о всепобеждающей силе любви.