Организация ситуации успеха на уроках литературы для детей, обучающихся по коррекционной программе VIII вида в классах возрастной нормы

Организация ситуации успеха на уроках литературы

для детей, обучающихся по коррекционной программе VIII вида в классах возрастной нормы.

Миронова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Красносельская СОШ»

Арзамасского района

Нижегородской области

e-mail: frut77[email protected]u


Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы организовать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Особенно трудно организовать ситуацию успеха для детей, обучающихся по коррекционной программе VIII вида в классах возрастной нормы. Проблема, прежде всего, в социальной адаптации учащихся, отстающих в развитии от своих сверстников. Учителю необходимо включить ребенка, имеющего некоторое отставание в развитии, в социальную среду одноклассников, сделать его полноправным участником общего дела — урока, при этом постараться не акцентировать внимание ребят на ограниченные возможности учащегося.

Важную роль в формировании социальной адаптации детей с нарушением интеллекта играет планомерное участие ребят в совместной работе класса на уроках литературы. Литературное чтение – это один из основных и самых трудных предметов для детей со сниженным интеллектом, так как у этих учащихся часто встречаются недостатки памяти, слабо развита способность рассуждать, анализировать, производить умозаключения. И всё-таки есть некоторые формы работы, позволяющие ребятам чувствовать себя полноправными участниками литературного познания.

Наиболее удачными видами деятельности для детей с ограниченными возможностями в классах возрастной нормы являются следующие:

1) составление вопросов по биографии писателя;

2) викторины по содержанию ранее прочитанных произведений;

3) рассказ по фотографиям, сделанным во время экскурсии в литературный музей;

4) подготовка дидактического материала для учащихся.

Учебный материал по литературе по коррекционной и общеобразовательной программам включает знакомство и анализ творчества писателей — классиков. Поэтому в качестве повторения и закрепления ранее изученных сведений ребятам предлагается вспомнить о некоторых фактах биографии автора, отвечая на вопросы, заранее подготовленные ребёнком с ограниченными возможностями под руководством учителя. Вопросы должны быть основаны на базовых знаниях о жизни писателя. Например, изучая творчество А.С.Пушкина в 8 классе, целесообразно напомнить ребятам, обучающимся по общеобразовательной программе, когда и где родился поэт, кому посвящено стихотворение «Няне», где учился А.С.Пушкин, кто были его друзья и т.п. И сделать это может ребёнок, обучающийся по коррекционной программе VIII вида, написав вопросы и ответы на них в рабочей тетради.

Свежие документы:  Урок по литературному чтению в 3 классе «Ровно 25 кило»

Выступление учащегося в качестве учителя позволяет развивать самостоятельность, повышать самооценку личности ребёнка, формировать и развивать навык публичного самопредъявления, способность излагать свои мысли.

Открывать новое, привлекая уже известное, позволяет работа по подготовке ребятами, обучающимися по коррекционной программе VIII вида, различных викторин по содержанию ранее прочитанных произведений. Конечно, такие литературные викторины не могут отразить идейную глубину произведений, но позволят напомнить учащимся событийное содержание, героев изученных ранее произведений. Важно и то, что ученик сам пробует исследовать текст, отбирая нужные факты, детали, а затем под руководством педагога производит корректировку материала.

Используя литературную викторину как форму работы с детьми, обучающимися по коррекционной программе VIII вида, учитель также имеет возможность выяснить уровень развития у ребят навыков осознанного чтения и переработки текста, умения вычленять главное, сформированность навыка самостоятельной работы

Рассказ по фотографиям, сделанным во время экскурсии в литературный музей (например, Пушкинский музей в Большом Болдино, дом-музей А.М.Горького в городе Арзамасе, музей А.П.Гайдара) — один из самых сложных видов работы для учащихся с нарушением интеллекта в классах возрастной нормы, так как предполагает владение определёнными коммуникативными навыками: составление связного высказывания, умение выразительно, логично говорить. Работу осложняет ещё то, что у этих учащихся часто встречаются недостатки памяти. Но даже если рассказ превратиться в чтение подписей под фотографиями на стенде (литературной газете), польза будет и для класса и для ребёнка, обучающегося по коррекционной программе, так как воспоминание об эмоционально-чувственном опыте положительно влияет на развитие речи ребят и усвоение ими норм речевого поведения, а также позволяет подготовить учащихся класса к восприятию нового материала, а систематическое повторение изучаемого позволяет закреплять материал.

Подготовка дидактического материала для одноклассников, например, подбора иллюстраций к произведениям, составление тематических карточек с отрывками из произведений («Чей это портрет?», «Какому герою принадлежат эти вещи?» и т.д.) требует четкой пошаговой инструкции и совместной деятельности педагога и ученика.

Значительно облегчается задача учителя, если ребёнок, обучающийся по программе VIII вида, владеет начальными навыками работы с компьютером. В этом случае для собирания дидактического материала, учащийся может привлекать ресурсы Интернета, например, сайт «Урок в формате А4».

Такая деятельность приносит удовлетворение ребятам с ограниченными возможностями, так как они осознают свою причастность к классному коллективу и ту пользу, которую приносят одноклассникам своим трудом.

Конечно, вся предварительная работа ведётся под руководством учителя, что создаёт ребёнку условия для раскрепощения, творческого раскрытия личности, поскольку он освобождается от страха перед ошибкой.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.."

Организация даже небольшой по объему самостоятельной работы детей, имеющих некоторое отставание в развитии, требует от педагога много времени и терпения, но позволяет учителю формировать навыки контроля и самоконтроля, воспитывать трудолюбие, развивать личность учащихся, корректировать их недостатки. А создание на уроке ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями на основе включения их в предметно – практическую деятельность класса способствует повышению социальной активности учащихся, положительно влияет на развитие речи ребят и овладение ими норм речевого поведения, воспитывает коллективизм, ответственность, взаимопомощь, способствует установлению более разносторонних связей с окружающей жизнью, благоприятно влияет на последующую социальную адаптацию учащихся с нарушением интеллекта.

Успех в учении — один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.




Список литературы.


1. Аксёнова А.К., Шишкова М.И. Учебник-хрестоматия »Чтение» для 9 класса. Москва «Просвещение»,2007г

2. Бгажнокова И.М Учебник-хрестоматия «Чтение» для 6 класса. Москва. «Просвещение», 2008

3. Корчагина Л.М. «Развитие речи и культура общения». «Русский язык в школе» № 1,2002 г.

3. Малышева З.Ф Учебник-хрестоматия. »Чтение» для 8 класс. Москва «Просвещение» 2008г.







.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: