Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Будённовская средняя общеобразовательная школа № 80
От России Чехова — к России ХХ1 века .
(исследование по литературе)
Работу выполнила: Стрельник Александра,
обучающаяся 10 класса,
МБОУ Будённовской СОШ № 80,
Сальского района, Ростовской области
Руководитель: Ткаченко Тамара Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Пос. Конезавод им. Будённого
2012
ОТ РОССИИ ЧЕХОВА — К РОССИИ ХХ1 ВЕКА.
(исследование по литературе)
Чехов приходит к нам в детстве.
Ванька Жуков, Каштанка вдруг оказываются рядом с Филиппком, Красной Шапочкой, царём Салтаном и многими другими сказочными и литературными персонажами. Позже мы узнаём, что этот автор написал много интересных произведений. И нам хочется познакомиться с ними, узнать героев рассказов, их мысли, интересы, цели в жизни.
Тема моей работы «От России Чехова — к России ХХ1 века».
Я решила обратиться к творчеству этого писателя, чтобы ещё раз соприкоснуться с произведениями Антона Павловича и попытаться понять его мысли о будущем России, о котором он мечтал и словами своих литературных героев говорил.
Начиная работу, я поставила перед собой цель – на основе изученных материалов о Чехове и его времени, прочитанных произведений, личных впечатлений от встречи с местами, связанными с именем Антона Павловича, рассказов экскурсоводов поведать о писателе и его мечте – увидеть другую Россию: цветущую, богатую, с интеллектуально развитыми людьми, испытывающими радость от труда на благо своей страны.
Чтобы добиться поставленной цели:
1.Совершила экскурсионную поездку в город Таганрог, на родину А.П.Чехова.
2.Записала рассказы экскурсоводов о г.Таганроге, о семье Чеховых, об Антоне Павловиче, его детстве, учёбе в гимназии и университете, работе в отцовской лавке, первой пробе пера.
3.Собрала фотодокументальный материал.
4.Изучила статьи и работы различных авторов о жизни и творчестве А.П.Чехова.
5.Прочитала много рассказов писателя, ознакомилась с его пьесами.
Современная Россия во многих направлениях развивается так, как когда-то предсказывал великий писатель А.П.Чехов.
ЧЕХОВ И СЕГОДНЯ СОВРЕМЕНЕН — ГИПОТЕЗА, КОТОРУЮ Я ДОКАЗЫВАЮ.
У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым и будущим.
Прямыми выразителями своего времени, его духа, идейных исканий, стремлений были А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев и другие писатели, С А.П.Чеховым всё было сложнее.
Начав своё творчество с развлекательных журнальчиков 80-х годов, Антоша Чехонте казался не идущим в ногу со временем. Позднее в Чехове увидели певца «хмурых людей» эпохи упадка. А когда в его творчестве зазвучали ноты бодрости и веры в будущее России, он не «пришёлся ко двору», т.к. в 90-х годах Х1Х века начался общественный подъём и время требовало певцов гражданских идеалов.
Между тем в чеховском даровании дремали скрытые силы, покоряющие струны звучали в его юморе, в котором была раскрепощающая душу нота. Писатель прибегал к скупым приёмам, умел писать самыми «близкими к жизни» словами, « развивать и сжимать» художественные традиции.
Как истинно русский писатель А.П.Чехов думал о смысле жизни и предназначении человека. Благородно выглядела чеховская ненависть к пошлости, мещанскому самодовольству. Радовало умение прослеживать переменчивость человека, его способность к совершенствованию. Поражала читателя чеховская ненавязчивость, полная свобода от рутины и шаблонности. Исключительное впечатление производило чеховское внимание к мелочам, его особенное умение использовать их в художественных целях.
ЭТО БЫЛ НОВАТОР.
Своей дорогой шёл Чехов и в выборе тем, в разработке жанров. Вскоре он сделался общепризнанным мастером рассказа и повести, в которых продолжил глубокое изучение русской действительности, в «малых формах» сумел охватить жизнь всех сословий России.
У Чехова был жадный интерес к самым разным сторонам жизни, ко всем её голосам. Его художественный метод ломал все привычные рамки, традиционное «соответствие формы и содержания».
Заговором молчания критиков были встречены первые чеховские сборники «Пёстрые рассказы» (1886)и «В сумерках» (1887).
Но позже, когда успех писателя невозможно было не заметить, критики стали сравнивать Чехова с известными и прославленными именами.
Трудности встречались у Чехова и с постановкой пьес в театрах, Так, «Чайка», поставленная на сцене Александринского театра в 1896 году, провалилась. Но в 1898 году в Московском Художественном театре эту пьесу ждал успех.
Постановка пьес «Три сестры», «Чайка», «Вишнёвый сад» в театре у К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и их успех у зрителя подтверждали жизненность чеховской драматургии.
С 1900 года отношение к Чехову и его творчеству изменилось. Критики поняли, что пером писателя водили высокие требования к жизни, горячее желание видеть людей «простыми, красивыми и гармоничными». «В человеке должно быть прекрасно всё: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,- сказал Антон Павлович.
О нём стали писать и говорить как о «большом, умном, ко всему внимательном человеке», который сказал людям своей родины «с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка… красивым, искренним голосом» : «Скверно вы живёте, господа!» (М.Горький).
А.П.Чехов с «холодной безжалостностью» говорил о российской общественной жизни конца Х1Х – начала ХХ столетия.
Аналитическое направление творчества Чехова «вытекало» из его резко критического, отрицательного отношения к действительности.
Он крупнейшее явление русской литературы, в творчестве достойно нёс знамя «строгого реализма».
Чехов всегда непременно обращался « к чему-то лучшему», верил « во что-то грядущее». И всё больше и больше, особенно в драматургии, разгорался у Чехова «огонёк» веры в то, что жизнь в России будет прекрасна и ради неё надо жить и работать.
Интерес к творчеству А.П.Чехова был всегда. Но в наше время это стало проявляться в значительной степени. В последние годы появилось достаточно много работ о Чехове, его произведениях. Различные научные конференции по Чехову проводятся в Москве, Таганроге, Мелихове, Ялте, на Сахалине.
Можно сказать, что сейчас изучение Чехова переживает расцвет.
Проба пера Чеховым началась в Таганроге. В 1878 году брат Александр раскритиковал юношескую драму Антона «Безотцовщина». Чехов позже, уже в Москве, дорабатывал эту пьесу. В сильно сокращённом виде он посылал «Безотцовщину» артистке М.Н.Ермоловой для её бенефиса, но она пьесу забраковала.
Обращение к этой пьесе помогает нам понять истоки творчества писателя. Чехов начинается с драматургии и нею заканчивается. Именно драматургия считается самой ценной частью его наследия.
Кстати, законы драмы лежат в основе повестей и рассказов Антона Павловича, отличающихся ярко выраженным «сквозным действием», краткостью диалогов и реплик.
«Безотцовщина»- чисто чеховская пьеса. В ней есть свой почерк автора, взгляд на будущее России, который будет разрабатываться Чеховым в последующие годы в различных произведениях.
В первой пьесе Чехова было много новаторского. Но это не смогли разглядеть ни родной брат Чехова — Александр, ни великая актриса М.Н.Ермолова, ни многие критики конца Х1Х века.
Главный хребет великой чеховской драматургии образуют пьесы «Чайка»(1896), «Дядя Ваня»(1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903).
Все эти пьесы игрались в Московском Художественном театре, в постановках К.С.Станиславского и Вл,И.Немировича-Данченко и имели историческое значение как в судьбе Чехова-драматурга, так и в судьбах русского и мирового театра.
Но начиналось всё с «малой драматургии»- шуток в одном действии: «Медведь» (1888), «Предложение» (1889), «Трагик поневоле» (1889).
У театральной общественности ещё при жизни автора появился соблазн инсценировать чеховские рассказы. Да и сам Антон Павлович часто переделывал свои рассказы в драматические этюды. Например, из рассказа « Свадьба с генералом» вышла сцена, может быть, одна из лучших в чеховской «малой драматургии»- «Свадьба» (1890). Из рассказа «Беззащитное существо» — чеховская шутка «Юбилей» (1892).
Но особое место в творчестве Чехова –драматурга занимает пьеса «Иванов» (1889), которая явилась как бы ступенькой от «Безотцовщины» к последующим пьесам.
В этом произведении есть чисто чеховские черты, которые были замечены критикой и пророчили большие изменения в русском театре.
Важнейшим событием в жизни Чехова оказалось сближение с Московским Художественным театром. Здесь были поставлены многие пьесы Антона Павловича. Но первой была «Чайка». В знак этого на занавесе МХАТа с тех пор реет чайка.
Драматургу нравилось, как ставили спектакли режиссёры театра. В связи с подготовкой «Чайки» в театре было проведено сто репетиций, много считок, актёрам читали лекции, с ними беседовали. И сам Чехов был вовлечён в общение с актёрами.
Зарождалось плодотворнейшее сотрудничество Чехова –драматурга –новатора с новаторским Московским Художественным театром. Художественный театр сделал Чехова сценичным, а Чехов сделал Художественный театр –художественным.
Пьеса «Чайка» резко отличается от предыдущей драматургии Чехова своим лиризмом, символикой, отношением к искусству и жизни. Герои пьесы преданы искусству, что является основным для поступков главных действующих лиц.
К шедеврам относится и пьеса Чехова «Три сестры»(1900), написанная специально для Художественного театра.
Главная идея произведения – тоска по труду, реально и общеполезной деятельности, мечта о жизни, когда в России все будут трудиться и находить в этом наслаждение.
Это идея и многих рассказов А.П.Чехова.
В «Трёх сёстрах» труд показан как необходимейшее условие жизни, нормального становления человека, устройства общества.
Именно в этой пьесе важная мысль о необходимости труда для всех и во всех случаях жизни впервые выходила на простор и выражала главный смысл всего творчества писателя.
Говоря о Чехове — драматурге, нельзя обойти вниманием его последнюю пьесу «Вишнёвый сад» (1903), являвшуюся продолжением тех произведений, в которых затрагивались вопросы об исторических судьбах России, её прошлом и будущем: «Цветы запоздалые», «Ненужная победа», «Драма на охоте», «В усадьбе», «Моя жизнь» и др. В основу этой пьесы легли наблюдения Чехова. Записные книжки пестрят заметками, описанием определённых случаев.
В детстве Антон Павлович часто видел разорение помещиков, купцов (в том числе и родного отца). В «Вишневом саде» четко просматривается вера человека в светлое будущее России.
Идеалы будущего Чехов развивал и в поздних прозаических произведениях. В них много прозрения, чувства полноты жизни.
В рассказе «Случай из практики» (1898) героиня- больная девушка, Лиза Ляликова, наследница огромного состояния, нажитого её покойным отцом, владельцем фабрики. Она заболела, увидев нищету рабочих, и поняв, что богатство нажито нечестно. Близкие не могли понять причину болезни Лизы. Но молодой доктор её нашел: он предложил девушке отказаться от наследства, уйти из дома и заверил, что тогда она выздоровеет. Нужно уйти к новым людям, за которыми будущее России.
Убежать из дома перед свадьбой уговаривает героиню рассказа «Невеста» (1903) художник из Москвы Саша. Больной физически, но светлый и здоровый морально, он открывает глаза Наде ( героине рассказа) на ту тусклую жизнь, которая её окружает. Надя уезжает в Москву учиться и нисколько не жалеет о своем поступке.
Интересно вдуматься в слова – пророчества будущего России, которые говорят чеховские герои- мечтатели. Они являются живыми людьми, с их достоинствами и недостатками, а писатель – реалистом. И все же с годами Чехов все более становится автором, открыто провозглашающим формулы счастья в будущей стране.
«Не уставайте делать добро!»-вот основная идея произведений А.П. Чехова.
На поприще борьбы за новое у Чехова приходят молодые литературные герои: Королев(«Случай из практики» ), художник («Дом с мезонином»), Саша и Надя («Невеста»).
Вот как говорит москвич Саша о ценном в жизни: «Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее наступит царствие божие на Земле». Это говорит новый Чехов. Чехов последних лет жизни, утверждающий будущее, силу и волю к борьбе.
Драматург и режиссер Е.П. Карпов, рассказывая о последних встречах с Чеховым, передает: « Верил он, всей своей чуткой душой верил, что наступает новая жизнь : « Вот вы посмотрите,- говорит писатель,- что будет…Не узнаете России»…. И добавляет: « через сто лет».
Ещё при жизни имя Чехова становилось все более известным. Его произведения и пьесы переводились на многие языки, ему писали из Германии, Парижа, Праги и других мест с просьбой о разрешении перевести пьесы и поставить их на сцене.
В архивах сохранилось более четырех тысяч писем А.П. Чехова, но сотни пропали. Сколько новых идей остались неизвестными!
У писателя рождалось множество замыслов. Осталось много неосуществленных драматических планов для Художественного театра.
Артист Вишневский, земляк Чехова по Таганрогу, вспоминал, что в 1902 году Антон Павлович. замышлял написать пьесу без героя ( по особому сюжету). Жена Чехова О. Л. Книппер рассказывала, что к последнему году жизни драматурга относится замысел пьесы об ученом, связавшим свою судьбу с дальним Севером.
Чехов мечтал осуществить все свои планы. Но тяжелая болезнь и напряженная писательская жизнь сильно изнуряли его.
В мае 1904 года в Москве Чехов простудился, началось ухудшение и без того слабого здоровья. Антон Павлович и его жена уезжают в Германию. Некоторое время Чехов изображает бодрое настроение. Но сердце писателя уже не выдерживает нагрузок.
В ночь с 1 на 2 июля 1904г. А.П. Чехов скончался. Погребен 9 июля в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря.
Ныне его могила окружена памятниками и могилами многих артистов Московского Художественного театра. Здесь Чехов и любимый театр неразлучны.
Произведения писателя Чехова читаются во всем мире. По многим рассказам сняты кинофильмы.
Но я считаю, что наиболее востребован в наши дни Чехов- драматург.
Его пьесы играются постоянно и с большим успехом идут на сцене МХАТа и во многих театрах зарубежных стран.
Традиционным стало проведение Международных театральных фестивалей им. А.П. Чехова, на которые привозят свои работы ведущие театры мира.
В честь 150 – летия со дня рождения А.П. Чехова также прошёл этот фестиваль. Среди представленных спектаклей заметным явлением стал балет “Бесконечный сад”, поставленный хореографом Мадридского театра (Испания) Начо Дуато по произведениям Антона Павловича Чехова. Фестивали проходят ежегодно и радуют зрителей всё новыми находками режиссёров.
Я горжусь тем, что являюсь почитательницей творчества этого замечательного писателя и драматурга.
Сегодня, в начале ХХ1 века Чехов с теми, кто ищет истину, стоит на стороне прогресса, защищает интересы миллионов простых людей и мечтает о лучшем будущем для России. В этом главная причина вечной юности Антона Павловича Чехова и возрастающего к нему внимания всего человечества.
Литература:
1.Гиляровский В.А. Антоша Чехонте.
2.Громов Л.П. Этюды о Чехове.
3.Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Москва. Детская литература. 1985.
4.Седегов В.Д. Родной край в произведениях А.П.Чехова.
(Фрагменты)
5.Чехов А.П. Рассказы. Пьесы.
6.Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. Москва. Детская литература. 1977.