ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
по литературному чтению
«СКАЗОЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ»
1 КЛАСС
Составитель: учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 3 г.Зеленокумска Советского района»
Воробьёва Татьяна Сергеевна
Цели: расширить кругозор детей о знакомых сказках, сказочных героях; выявить отличительные черты народных и авторских сказок; развивать фантазию и воображение детей; прививать любовь к сказкам и их героям.
Оборудование: компьютер, мультемидийный экран, презентация по сказкам, колобки (на голову каждому учащемуся), большое дерево со сказочными предметами: туфелька, сапог, золотое яйцо, пропеллер, красная шапка, золотой ключик, ступа с метлой, градусник.
Ход мероприятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
( на фоне слайдов и музыки )
— О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушке
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ.
— Какие сказки вы знаете? Чему учат сказки?
— Сегодня мы не просто побываем в сказках, а устроим там переполох.
— А что такое переполох?
( Определение понятия «переполох» по словарю)
Звучит отрывок из сказки «Колобок»
— По амбару я метён,
По сусекам я скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён…
— Кто пришёл к нам в гости? (колобок)
— Чем закончилась эта сказка?
— А почему это случилось?
( Вывод: непослушание наказуемо.)
— А кто из вас считает себя непослушным ребёнком?
— Давайте поможем колобку исправиться. Наведём в этой сказке переполох.
— Итак, в путь!
-Убежал колобок от бабушки и дедушки, катится – катится, а навстречу ему… (ЗАЯЦ)
(Дети хором: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,
От тебя, заяц, не хитро уйти!»)
— А заяц приготовил для нас испытание.
1. В этой книжке – именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(К.И. Чуковский «Муха -Цокотуха»)
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
(Х.К.Андерсен «Дюймовочка»)
3. Кто-то за кого-то зацепился крепко:
— Ох, никак не вытянуть!
— Ох, засела крепко!
Но ещё помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд.
(Русская народная сказка «Репка»)
4. Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочённой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает
Откуда и как я зовусь,
Но лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Ш.Перро «Золушка»)
5. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три поросёнка»)
6. Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя» русская народная сказка)
7. А теперь про чей-то дом
Разговор мы поведём.
В нём богатая хозяйка припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно –
Этот дом сгорел дотла.
(С. Маршак «Кошкин дом»)
— Ну что ж, заяц отступил, вы справились с его заданием.
— Катится, катится колобок. А навстречу ему… (ВОЛК). А колобок волку:
(Дети хором: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,
От тебя, волк, не хитро уйти!»)
— Но не тут-то было! Расскажите-ка мне сказку «Репка»!
(Показ сказки «Репка»)
3. ФИЗМИНУТКА
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторяйте-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторяйте-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь!
— Катится – катится колобок, а навстречу ему… (Медведь)
(Дети хором: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,
От тебя, медведь, не хитро уйти!»)
— А медведь не отпускает просто так, он приготовил нам сложнейшее задание: узнать героев сказок по его подсказкам.
1. Чтоб хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.
В чепчике, очках и под одеялом его узнать было трудно.
И всё-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.
(Волк из сказки «Красная Шапочка»)
2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.
Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.
Если бы он знал, что несёт совсем не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки!
(Маша из сказки «Маша и Медведи»)
3. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.
Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.
А вот то, что он ходил в сапогах очень удивляло прохожих.
(Кот в сапогах из сказки Ш.Перро)
4. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.
Дети не сразу поверили, что пришла мама.
Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал маме о том, что случилось.
(Волк из сказки «Волк и семеро козлят»)
5. Эта обманщица додумалась превратиться глухой.
Глупый кругляшок пел ей песни.
Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.
(Лиса из сказки «Колобок»)
-Итак, катится – катится колобок и прикатился к … ЛИСЕ!
(Дети хором: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,
От тебя, лиса, не хитро уйти!»)
— А лиса-то хитра… она претворилась не только глухой, но и слепой. Увидела Чудо-дерево и не знает, что там висит. Но мы с вами лису перехитрим. Мы-то знаем, кому из сказочных героев принадлежат эти предметы. (Туфелька, сапог, красная шапка, золотое яичко, золотой ключик, ступа с метлой, градусник)
— Ребята, как вы думаете, колобок понял, как себя нужно вести?
4. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ
— Чему учит сказка «Колобок»?
— Каждая сказка нас чему-то учит.
— Нет, русские сказки не лгали
Про кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живёт!