Открытый урок чтения 3 класс
Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»
Цели: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова, познакомить детей с
новым рассказом, учить анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;
2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и
мышление, чувство юмора, развивать правильное восприятие юмора;
3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных
заданий.
I Орг. Момент
Прозвенел весёлый звонок, начинается вновь урок.
Любознательные дети, знать хотят про всё на свете.
II Проверка домашнего задания.
— Вашим домашним заданием было — вспомнить прочитанные раннее рассказы
Н. Носова и его творчество. Что вы вспомнили о Н.Носове?
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.
III
— Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое, о писателе Н. Носове .
«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.»
— Почему Носов стал детским писателем?
(Слайд 2)
«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».
— Почему Николай Николаевич стал юмористом?
— А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?
(«Живая шляпа», «На горке» , «Заплатка», «Как Незнайка сочинял стихи»)
— Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать) Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.
— А ответьте мне: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»
(Добрые, смешные, весёлые)
-Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».
«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.
— Так какие же эти Носовские мальчишки?
IV
— Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)
— Это смешно? А попавший в беду товарищ?
— Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.
— Откройте учебники стр. 164. С каким рассказом Н. Носова мы будем сегодня знакомиться? Встаньте те, которые не читали этот рассказ?
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
V Знакомство с рассказом.
— Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа «Федина задача» и проверим предположения ребят.
Помогать мне будут ( ). Остальные следят по тексту.
(Чтение в лицах подготовленных детей).
VI Работа по прочитанному
— Что особенно понравилось, запомнилось при прослушивании рассказа?
— Почему Феде не удалось решить задачу?
(отвлекался, мешал телевизор)
— Как вы думаете, можно смеяться в этом рассказе над Федей? Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала отдохнём,
а затем продолжим работать. Встали.
Физминутка (слайд)
V Словарная работа.
— Найдите и объясните лексическое значение непонятных слов
ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК – высокий служебный чин (должность) в России до революции.
ПОЛУДЁННОМ – в южном, полдневном. (тёплое)
— Откройте стр. учебника 169, прочитайте первый вопрос.
— Давайте составим цепочку из самых интересных и смешных эпизодов и прочитаем их
VI
Ребята, почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»?
(смысл в том, как Федя её решал)
— Как Федя вышел из ситуации с нерешённой задачей? Найдите и зачитайте.
— Сможет ли Юра растолковать трудную задачу для Феди?
— А как бы вы помогли Феде с задачей?
— А как лучше, дать списать или объяснить?
— А вы, к кому бы из одноклассников обратились за помощью?
— А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя, домой, вы включаете телевизор и садитесь делать уроки?
— Что нужно для того, чтобы решить задачу? Любое домашнее задание?
(Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление)
— Сейчас вы ещё раз прочитаете этот рассказ. Так, как я буду задавать вопросы, а вы при ответе должны показать хорошее знание текста.
— Я смотрю, многие закончили. Проследим, как решал Федя задачу?
— Найдите условие и зачитайте. Какой был № задачи? (639)
— Давайте, мы её сейчас соберём. (СЛАЙД)
На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?
— Посчитайте, сколько раз приступал Федя к чтению задачи? ( 9)
VI
— А сейчас встаньте, подведём итог нашей работы.
— С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились?
— Кто был главный герой?
— Что бы вы посоветовали Феде?
— Что полезного для себя вы взяли из рассказа?
— Я вам предлагаю применить все эти советы и попробовать решить эту задачу дома.
Это и будет ваше домашнее задание. Прочитать текст и решить задачу.
— На протяжении нескольких уроков, мы учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?
— Давайте выскажем своё отношение к творчеству Н Носова, продолжите запись.
Я люблю книги Н.Носова, потому что они …
(интересные, загадочные, познавательные, поучительные, прикольные, добрые, смешные и т.д.)