Государственное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №300
Г. Санкт-Петербург
Центральный район
Открытый урок для студентов
по литературному чтению
М.Горький «Воробьишко»
Учитель: Кяйверяйнен Т. В.
3Д класс
2013 — 2014 учебный год
Конспект урока чтения в 3-м классе по теме «М.Горький. «Воробьишко»»
Цель:
Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит им.
Воспитать чувство юмора.
Развитие навыков высказывания своего отношения к героям.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои. Раскрасьте свое настроение.
– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушай загадку.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Дети. Воробей.
– Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова.
(Вешая картину воробья)
Д. Воробьиха, воробьенок, воробушки.
(Записываю на доске).
– Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.
(Дописываю на доске).
2. Работа с произведением.
– Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
Д. Он был маленький, а может быть, горький очень любил его. Он к своему герою хорошо относился, он любил воробьев.
– Мы сейчас узнаем, кто был прав.
(Прослушивание записи)
Пауза.
– Что вы почувствовали? Почему было смешно?
Д. Когда выпал воробей, я испугался за воробья. Мне стало жалко маму-воробьиху. Мне было смешно, потому что Воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире.
– Кто был прав? Докажите.
Д. Мы правильно рассуждали о Пудике. Он был маленький. Мы были правы.
– Еще раз перечитайте, отметьте себе незнакомые слова карандашом, передайте красками свое настроение-восприятие по частям (чтение про себя).
– Возникли ли у вас вопросы?
Д. Что такое пакля?
– Кто знает, что такое пакля?
Д. Этим пользуются при строении дома, укладывают для утепления между бревнами.
– Кому больше всего не повезло? Почему? Докажи?
Д. Я думаю коту, он остался без обеда. А я думаю маме–воробьихе, она осталась без хвоста.
– А кому повезло? Докажи?
Д. Пудику, он научился летать.
– Что за произведение? Почему?
Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.
– Давайте представим, что мы Пудики и споем песенку.
(Все вместе поем)
– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.
Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.
– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.
Д. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал…
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику…
Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет…
Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.
Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?
Д. Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.
– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?
Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.
– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.
Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!
Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.
– А верил ли Пудик родителям?
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.
– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.
Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.
– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.
Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.
Тут мама подлетела – без хвоста…
Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
– А для чего хвост?
Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.
– А хвост у мамы отрастет?
Д. Наверное, как это без хвоста.
– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.
Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.
– На кого похож Пудик? А воробьиха?
Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.
– Кто чему научился?
Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.
– Исправится ли Пудик? Почему?
Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.
– Как ваше настроение? Нарисуйте. Как изменилось ваше настроение?
Д. В начале урока у меня настроение было беспокойное, робкое. А сейчас у меня веселое, светлое, теплое, сказочное. Мне было интересно рассуждать о Пудике, о его поступках. А у меня настроение грустное, потому что мне жалко маму Пудика.
– Видите, что с нами делает хорошее произведение. Вот поэтому дети любят читать сказки, а люди веселые юмористические и сатиристические произведения. Побольше читайте.
3.Викторина по рассказу Максима Горького «Воробьишко»
1. Где жил воробей Пудик?
Над окошком бани
На самой толстой ветке дуба
Рядом с забором
2. Что чирикал воробей, глядя из гнезда на землю?
«Что-то там, что?»
«Хочу туда!»
«Чересчур черна»
3. Как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер?
Старый дворник метет двор и поднимает ветер
Кто-то из-за дома дует
Деревья качаются и делают ветер
4. Кого Пудик описывает так: «Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались»?
Коня
Человека
Козла
5. Что Пудик решил сделать для всех, когда сам вырастет?
Чтоб у всех были крылья и все летали
Чтобы все были сыты
Чтобы все были здоровы
6.После чего Пудик вывалился из гнезда?
После разговора с вороной
После песни собственного сочинения
После того, как увидел кошку и испугался
7.Какого цвета была кошка, которая решила полакомится свалившимся из гнезда воробышком?
Рыжая
Черно-белая
Серая, полосатая
8. Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно?
Крылья
Страх
Его мама
9.Что потеряла в бою с кошкой мама воробьишки?
Голос
Несколько перышков
Хвост
10.Какой вывод сделал Пудик из этой ситуации?
«Всему сразу не научишься!»
«Кошка для птиц — лютый враг»
«Нужно учиться летать!»
4. Подпиши картинку
Домашнее задание.
– Вы сегодня интересно рассуждали о Пудике, его поступках. Я предлагаю вам дома нарисовать Пудика таким, каким вы его представляете.
5. Очень хорошо рассуждали…
Спасибо за активную работу.