Открытый урок литературного чтения в 3 классе «Образ Бабы Яги в русских народных сказках «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»»

Открытый урок литературного чтения в 3 классе.


Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка».


Учитель: Шутёмова Елена Витальевна.


Цель: формирование умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение к поступкам героев.

Задачи:

  • познакомить с новым произведением;

  • вызвать удовольствие от прочитанного;

  • развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить формировать главную мысль прочитанного;

  • воспитывать доброе отношение друг к другу, устойчивый интерес к учению.

Оборудование:

  • презентация урока;

  • учебник;

  • тетрадь;

  • фишки для оценивания;

  • портрет Бабы- Яги;

  • рисунок ступы и избушки;

  • рисунки учеников;

  • блокнот «настроения»;

  • карточки с пропущенными словами;

  • вопросы к тексту;

  • таблицы Шульте;

  • предложения для «перебивалок»;

  • закладка для чтения.














І. Приход героя.

Начать урок хотелось бы с загадок, они помогут определить, кто будет героем нашего урока.

— Загадки:

1.) Бабусю знает целый свет,

Ей от роду 300 лет.

Там на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках. (Баба Яга) (Доска)

2.) Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный. (Ступа) (Доска)


ІІ. Сообщение темы урока.

Сегодня мы вновь поговорим о Бабе Яге, побываем у неё в гостях, прочитаем новую сказку. (Слайд)

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения Г.Ладонщикова «В старой сказке».

— Предлагаю послушать стихотворение Г.Ладонщикова «В старой сказке».

— Весёлое или грустное стихотворение?

— Почему у Яги тяжело на душе?

— Как автор предполагает развеять печаль старушки?

(Сделать доброе дело)

-А свои добрые дела – умные ответы вы будете отмечать на заборе успеха. Вам нужно заработать как можно больше дощечек. За этим забором мы оставим всё негативное, отрицательное. Он будет защищать нас от злости, зависти, грубости.





2. Рассказ о Бабе Яге.

-А кто же такая Баба Яга? (рассказ ученика)

Справка: (Слайд)

До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят в Христа, Аллаха, Будду.

Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».

Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.

3. Заполнение недостающих слов в отрывке из русской народной сказки «Баба Яга».

-Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга». Проверим, как внимательно вы её читали.

— Вставьте пропущенные слова: (Слайд)

Баба Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.

Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкая-широкая! Баба Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.

Проверка (чтение «по цепочке»). Оценивание!

К какому типу вы отнесёте данную сказку: волшебная или бытовая? (Волшебная: есть вымысел, прослеживаются три закона волшебной сказки, волшебные предметы — полотенце, гребешок, разговаривающие предметы и животные, вымышленный герой-Баба Яга).

-Выполняется ли основной сказочный закон? (Добро побеждает зло, закон сказочных дел: что сказано – то и сделано).

-Какой предстала перед нами Баба Яга? Оценивание!

4. Описание героини.

1.)Выставка рисунков.

— Вы замечательно нарисовали Бабу Ягу. Что помогло вам нарисовать Бабу Ягу?(Речь, поступки, описание). Оценивание!

2.)Работа с блокнотом-настроения. Какие прилагательные используем для того, чтобы описать Бабу Ягу? Оценивание!

  • жадная

  • хитрая

  • грубая

  • злая

  • косматая

  • сердитая

  • незаурядная

Физкультминутка.

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (Наклоны)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

ІV. Чтение и анализ сказки.

1. Подготовка к восприятию.

-Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой незаурядной старушкой.

Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла,

Да вопросы сочиняла.

-Слушайте внимательно русскую народную сказку «Падчерица и мачехина дочка» и приготовьте ответы на вопросы, которые записаны на карточках.

2. Чтение учителем.

3. Ответы на вопросы.

-Понравилась ли сказка? Какие эпизоды запомнились больше всего?

1.)Отметь непонятные слова. Оценивание!

Словарная работа: (Слайд)

  • Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

  • Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

  • Решето – посуда для просеивания чего-либо.

  • Лытаешь – то же, что и летаешь.

  • Жар – горячие угли без пламени.

  • Куриться – выделять дымок.

  • Ступа – металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.

  • Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.

2.)Почему это произведение можно отнести к сказке?

(Есть вымысел, элементы чудесного и фантастического).

-К какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная: три закона волшебной сказки, волшебство).

-Какие элементы фантастичности?

(Вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке воробей).

3.)Перечисли главных героев сказки.

-Кто из них положительные, кто отрицательные?

Положительные – падчерица, отец.

Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.

-К кому относятся эти качества: работящая, смелая, злая, грубая, добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая?

4.)О чём эта сказка? Докажите.

  • о дружбе

  • о любви

  • о верности

  • о зависти

  • о трудолюбии

  • о справедливости

  • о мужестве

  • о жадности

5.)Объясните выражение: «Послала её на реку мыть нитки». (Нитки из льна. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»).

6.)Придумай свой заголовок к сказке.

7.)Как девочка очутилась в лесу?

8.)Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках? Прочитай эти слова выразительно,

по-сказочному.

-Подумайте, почему у избушки «курьи ножки»?

Справка: (Слайд)

Произошло от куриных, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри.

9.)Какие задания даёт Баба Яга падчерице? Сколько заданий? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать)

10.)Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он помогает падчерице? (Воробей).

11.)Найди выражение в сказке, по какой причине мачеха отправляет свою дочь к Бабе Яге? (Зависть)

-Подумайте, что такое зависть?

Справка: (Слайд)

Зависть – чувство досады, вызванные благополучием, успехом другого.

-Приятно ли общаться с завистливым человеком? Почему?

-Как заканчивается сказка? (Добро побеждает зло).

-За что пострадали мать с дочкой? (За жадность. «Алчешь чужого – потеряешь всё»).

12.)Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Какой урок вынесли вы?

Вывод: (Слайд)

Сказки учат детей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Они учат мудрости жизни. Чтение сказок обогащает нас знанием жизни родного языка. Читать сказки – значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

4. Чтение сказки детьми.

1.)Подготовка к чтению.

  • Артикуляционная гимнастика.

  • Скороговорка (Ткёт ткач ткани на платок Тане).

  • Гимнастика для глаз.

  • Таблицы Шульте (поле зрения).

  • Читай внимательно (Слайд)

вошла – взошла

увидела – увидала

мать – мыть

курица – куриться

переварила – перепарила

отрыл – открыл

че-ло-ве-чес-ки-е – человеческие

на-тас-ка-ла — натаскала

об-ра-до-ва-лась – обрадовалась

пе-ре-да-ви-ла — передавила

по-жа-ло-ва-лись – пожаловались

2.) «Перебивалки» Оценивание!

-Вы готовы?

  • Жили старик со старухой.

  • Она пошла на реку, пустила на реку нитки.

  • Избушка повиновалась.

  • Пошла девка топить баню.

  • Она так и сделала.

  • Мачеха стала завидовать.

  • Пришла к Бабе Яге и мачехина дочка.

V. Итог урока.

— Опишите Бабу Ягу. (Косматая, горбатая, грубая, хитрая, сердитая, справедливая).

— Что помогло описать? (Внешний вид, речь, поступки).

-Назовите особенности русских сказок. (Зачин, концовка, троекратный повтор, добро побеждает зло)

-Чему учит сказка?

-Какие пословицы выражают главную мысль сказки? (Слайд)

1.)Бывает добро, да не всякому дано.

2.)Делай добро и жди добра.

3.)Доброе дело само себя хвалит.

4.)Добро не лихо – ходит тихо.

5.)Не хвались серебром, а хвались добром.

6.)Добрым словом и бездомный богат.

7.)Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

-Почему русские народные сказки вечны? (Они мудрые)

VІ. Оценивание.

VІІ. Домашнее задание.

Уч.с.35-38 читать выразительно(з.4),

Т.с.42 з.1,2.




Дополнительно: (Доска)

-Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.

3/М


  • Падчерица вошла и увидела Бабу-Ягу.

1/О


  • Старуха умерла, старик женился на другой.

4/Л


  • А эти дрова были человеческие кости.

2/О


  • Нитки доплыли до леса и утонули.

6/Д


  • Взяла красный сундук, пришла домой к отцу.

7/Ц


  • А в нём был жар.

5/Ы


  • Потом пошла и говорит Бабе-Яге, что она затопила баню.


-С обратной стороны цифр прочитайте слово.

М О Л О Д Ц Ы !






















Дополнительно:

1.Блиц-опрос по сказке «Баба Яга».

— Всё ли верно? Правильный ответ «+», неправильный – «-».

1.)Злая мачеха её не полюбила, била её и думала, как бы вовсе извести. (+)

2.)А тётка эта была Баба-Яга, костяная рука. (-) (Нога)

3.)Будет берёзка в глаза стегать – ты её сломай. (-)(Ленточкой перевяжи)

4.)Там тебе кот будет руки драть – ты ему ветчинки дай.(-) (Глаза)

5.)Ступай истопи баню и вымой племянницу, да смотри хорошенько – я хочу ею позавтракать. (+)

6.)Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай. (+)

7.)Девочка взяла платочек и гребешок и побежала. (-) (Полотенце)

8.)А кот сел за кросна и ткёт. (+)

9.)Баба-Яга приехала к реке и от злости ногами затопала. (-) (Зубами заскрипела)

10.)Дед, как узнал всё это, рассердился на жену и выгнал её. (+)

Самопроверка.

Ответы: + — — — + + — + — +

2.Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.

  • Потом пошла и говорит Бабе Яге, что она затопила баню.(4)

  • Отец обрадовался, открыл сундук, а в сундуке были деньги.(6)

  • Баба Яга заставила её топить баню.(3)

  • Нитки доплыли до леса и утонули.(2)

  • Пришла она из бани, Баба Яга послала её в подвал.(5)

  • Старуха не любила падчерицу и всё старалась погубить её.(1)

3.Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

У меня ___________ позади бани! А эти дрова были человеческие _________ . Пошла девка__________ баню, натаскала_________ и положила их _________, но как не старалась, не могла их __________: кости только курились. Только она сидит да __________ и видит: к ней прилетел _____________ и говорит:

— Не плачь, ____________! А ты поди в __________ и набери там __________ и затопи ___________!


(дрова, кости, топить, костей, печь, зажечь, плачет, воробей, девушка, лес, дров, печь)



Свежие документы:  Сочинение на тему: ""Все величие в романе отдано ей..."(образ Сони Мармеладовой)"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: