Открытый урок литературы по теме»Проблематика повести В.Распутина «Прощание с Матёрой, 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснополянская средняя общеобразовательная школа №32

Песчанокопского района Ростовской области











Конспект урока по литературе
в 11 классе

« Проблематика повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Мацегорова Наталья Алексеевна





с.Красная Поляна

2012г.





Цели урока:

ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его

героев;

обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель;

выявить гражданскую позицию художника;

формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, своей малой Родины, чувство ответственности за её судьбу.

Оборудование:

портрет В.Г. Распутина; литературный бюллетень, посвященный его

творчеству; фотоэтюды, DVD диск с фрагментом фильма «Прощание с Матёрой» запись песни Ю.Антонова «Крыша дома твоего» и песни «Родительский дом».

Эпиграф урока:   Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники будни, и

земля, на которой стоит твой дом.

В.Распутин

Записи на доске:

«Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и

здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего

народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви.»

(В. Распутин)

«…патриотизм — это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее

родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,

страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход».

(В. Распутин)

«Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё

что угодно, кроме одного — равнодушия к родине и небрежения к

её святыням».                                      (В. Распутин)



«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

(В. Распутин)



Словарная работа:

Прощание — расставание

Проститься — 1) с кем-либо обменяться приветствиями

при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться

Матёра — матерый; мать; материк.

Матёрый — 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Ход урока:



I. Организационный момент ( приветствие)

— Сегодня наш урок- взгляд посвящён творчеству известного русского

писателя Валентину Григорьевичу Распутину, которому на днях, а точнее 15 марта, исполняется 75 лет со дня рождения. Его произведения популярны как у нас в стране, так и за рубежом.( презентация-фильм о Распутине — 2 мин)

II.Актуализация ранее изученных знаний

Уч-ль: — Назовите произведения, которые написал В.Распутин.



( Уроки французского. Деньги для Марии. Последний срок. Живи и помни. и мн. др. И, конечно, замечательное произведение Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матёрой» )

( видеофильм « Река жизни»



Уч-ль: — Какие важные проблемы на ваш взгляд поднимает писатель в своих произведениях?

(В своих произведениях писатель поднимает очень важные , на мой взгляд, нравственные проблемы: воспитания, патриотизма)

III. Целеполагание

(Звучит песня Ю. Антонова «Крыша дома твоего». Показ презентации о родном селе)2 мин

Уч-ль — Вы посмотрели презентацию. Обратите внимание на эпиграф к уроку, подумайте и скажите, о чём пойдет речь на уроке?

( Я думаю, что мы на уроке поговорим о том, какую роль играют для человека родной дом, родное место, где родился, родители и в целом Родина)

(А я думаю, что мы сегодня будем рассматривать важную нравственную проблему- проблему преданности Родины, т.к. В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как человечность, искренность, преданность Родине)

Ученик: «Крыша дома своего…» Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей Родиной. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется навечно в памяти и в сердце человека. Такой кусочек есть и у Распутина – это его родная деревня Аталанка. Которая нашла своё отражение в автобиографическом очерке писателя « Вниз и вверх по течению». В нём речь идёт об оставшейся под водой родной деревне Валентина Григорьевича, в годыстроительства Братской ГЭС. Впервые появившись в журнале «Современник»№ 10,11 за 1976 год, повесть «Прощание с Матёрой» выходила потом отдельными изданиями как на русском, так и на других языках. В том же году она была издана в Праге, затем в Мюнхене, Осло, Хельсинки, Варшаве, Берлине.

На странице литературной газеты писатель скажет: «Я не мог не написать « Матёру», как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе»



Учитель: Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию.

Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.



Как вы относитесь к событиям, происходящим в Матёре?

—Давайте предоставим слово представителям разных точек зрения.



Выступления ребят, защищающих свой взгляд на эту ситуацию.

— Предоставляется слово 1- ой группе (вопрос на экране)



 Какой вы видите Матёру? (показ презентации о Матёре) 1-2 мин

(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием — Матера, жила она, «встречая и провожая годы».

— Остров надежно, «утюгом» стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать»,- решил тот, кто открыл для людей Матёру… Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров — Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

— При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

«И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля… От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделавшись от материка, держала она в достатке — не потому ли называлась громким именем — Матёра?»

— Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)



Уч-ль: По вашим описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров…



Вопрос 2-ой группе (на экране)

-Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?



(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию-колхоз».

Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).

Течет жизнь, время… Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней — все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению.



Вопрос 3-ей группе ( на экране)

 Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда «есть и пошла» Матёра?

— Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

(Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.

Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. «Прощание с Матёрой» — об этом, о памяти.

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

— Гибель Матёры — это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время — это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.)



Вопрос всем (на экране)

— Как писатель выявляет, кто есть кто?

(Через отношение к родной земле, к «малой» родине, к родной избе и к могилкам тоже).



Учитель: Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище и приведём доводы одной и другой сторон.

(Работа по тексту: чтение по ролям)



Вопрос всем (на экране)



-Какая из сторон утверждает справедливость, гуманизм, добро?



Вопрос 4-ой группе ( на экране)

-Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?

(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.



— А я сомневаюсь, что надо было затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.

— Надо было это делать по-человечески).



Вопросы всем (на экране)

— А как «по-человечески»?



(Проводить беседу с жителями деревни и объяснять о необходимости переезда, должны были оказать помощь в перезахоронении их близких, т.е. должны были выполнить просьбы жителей )



Учитель: А сцена на кладбище — это «по-человечески»?

(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).(процитировать)



Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова — не тот же народ? Благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников — оправдано?

Инсценирование беседы Егора и Воронцова



 Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. «Обсевки»)(цитаты)



— Кто противопоставлен Воронцову, Жуку?

( Я считаю, Дарья, потому что она яро защищает свою деревню, т.к. для неё она как родная матушка – Родина, здесь её корни, история семьи, Матёра для неё всё самое дорогое. А для Воронцова – председателя- главное карьера, это во- первых, а во- вторых, он приезжий человек, прожил здесь без году неделю. А для Жука и вовсе, ведь он приехал исполнять приказы с выше, поэтому ему ничего не жаль, он не может понять жителей этого острова)

— Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

(Дарья — воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, «покуль могилки не перенесут». Она хочет забрать «могилки… изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».)



-Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село»).

— Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы). (отрывок из фильма о Дарье)



Вопрос 3и 1 группе: одна гр. рассказывает, а др. показывает през.)



-Что такое дом, изба для Дарьи? (показ слайдов об избе)

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: «Чует, ох, чует, куда я её обряжаю».

— Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что пердшествующая материнская рать отдала для неё всё, что «правда — в памяти».)

 Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?

-(Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо — значит надо, жить везде можно.

— Андрей: Правильно понимает Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. «Он душу свою не подвинул», — говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея.)



Вопрос 1 группе

— В чём смысл конфликта повести?

(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)



Вопрос 2 группе

 Какие проблемы ставит Распутин в повести?

( Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества — сохранить жизнь на земле.

Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

Вопрос 3 группе

Как воспринимает молодое поколение трагедию Матёры?

( К молодому поколению относятся невестка Дарьи –Соня Пинигина, внук Дарьи- Андрей, которые покинули Матёру и быстро адаптировались в городе. Старшие дети Сони и Павла не прижились на Матёре, а Андрей не хочет жить так, как жили его деды и прадеды. В его словах кроется истина: « Пока молодой, надо, бабушка ,всё посмотреть, везде побывать)…(.цитировать текст) Слова безумца, предающего свою малую Родину, звучат как слова целого «глупого, забывчивого» поколения: «Я тут ни причём, бабушка, электричество, требуется электричество. Наша Матёра тоже на электричество пойдёт, будет людям пользу приносить»)



Вопрос 4 группе



Какие символы помогают понять авторский замысел? 2-3 слайда

(Один из традиционных символов жизни — дерево- Старая лиственница- «царский листвень» — является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие — бензопила- не могут справиться с ним.

Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней Матеры.

Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.

С этим образом связан и образ Хозяина — духа, домового Матеры.



Работа над главным символом – названием повести.



Главный же символ является уже в самом заглавии.

Словарная работа:

-Подберите к слову прощание синоним.(расставание)

Прощание – расставание

-Каково лексическое значение слова проститься?(работа с толковым словарём )





Ученик: Проститься 

1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться.

Ученик продолжает: Существительное  прощание, образованное от глагола проститься, относиться к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания идея повести — «расстаться с одушевленным лицом». Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения суть одушевленные лица. Матера — живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. для её жителей она — первооснова, «стержень», на котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.



-Что означает слово Матёра?

Ученик: Матера — образовалось от слова матерый , что означает

Матерый — 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Учитель: Пдберите к этому слову однокоренные слова

— мать

— материк



Ученик: Все эти значения реализуются в тексте повести. Матера полна сил, крепка, опытна («какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение) и … неисправима, да, именно неисправима: нельзя на ней жить не по совести, не задумываясь о смысле бытия.

2) Слово Матера семантически связано со словом мать. Суффикс -ер- в русском языке указывает на название лиц по действию. Следовательно, Матера — это лицо, чье назначение быть матерью. Матера для всех её жителей родная, первоосновная. «И тихо, покойко лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра?»

3) Матёра — часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже — вечности.



Сделаем вывод .

-Что символизирует прощание с Матёрой для жителей острова?

Вывод: Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет «утопленниками», что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев.



Вопрос всем

-Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную в «Прощании с Матерой»?

(Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас ине будет потом…». Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине…»

Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Народ, как показывает писатель, требует «все нетерпеливей и яростней» от каждого нового поколения, чтобы оно не оставило без надежды и будущего все «племя людей». Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.)

-Позиция автора хорошо видна и в его высказываниях. (Знакомство с высказываниями В.Распутина, записанными на доске)

«Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и

здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего

народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви.»

(В. Распутин)

«…патриотизм — это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее

родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,

страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход».

(В. Распутин)

«Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё

что угодно, кроме одного — равнодушия к родине и небрежения к

её святыням».                                      (В. Распутин)

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

(В. Распутин)

— Сформулируйте позицию автора.

Позиция автора, на мой взгляд, такова: нельзя забывать вековые традиции народа, любить Родину, как мать, и не быть равнодушным к святыням.



Вопрос всем

-Подведя итог нашей совместной работы, мы постараемся ответить на вопросы:

-Что дала нам встреча с Матёрой?

( Прочитав повесть, я понял, что где бы я не родился и где бы не жил, я всегда буду помнить свою малую Родину, чтить память дорогих мне людей, оказывать всяческую помощь для процветания моей малой Родины))

-Какие же проблемы ставит в своих произведениях В.Распутин?

Писатель в своих произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы экологии, нравственные проблемы воспитания, проблемы памяти и любви к родной земле и т.д.



Составление синквейна

1 группа- Дарья, 2 – Андрей (внук Дарьи), 3 – Воронцов, 4- Егор



— Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на эпиграф. (Зачитывается эпиграф.)

— Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.



— А в заключении послушайте стихотворение собственного сочинения о родном крае в исполнении автора, Литовченко Юлии. Это стихотворение вошло в сборник творческих работ учащихся, посвящённых 75-летию образования Песчанокопского района

Чтение стихотворения собственного сочинения – Литовченко Юлия « Мой край»

Мой край

Люблю тебя, мой край родной,

Когда в глуши ночной, тоскуя,

Я вспоминаю о тебе,

Ведь ты — село моё родное.

Ту зиму с белоснежным снегом,

И лето солнечное днём,

Мой край, ведь — это моё детство,

И не забуду я о нём.

Тут первая любовь моя,

Мои победы, неудачи.

И звонкий смех, и много слёз,

Ты мне помог преодолеть ненастья.

Любимый, милый и родной,

Мой край, люблю тебя я всей душой,

Я не забуду никогда,

Родные сердцу мне места.

Оценки за урок

Домашнее задание

Написать сочинение –эссе на прочитанное произведение по следующим темам:

«Ушла ли под воду Матёра?»;

«Как я понимаю традицию»;

«Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»;

«Дарья и Андрей – два звена одной цепи» .



— Звучит песня «Родительский дом»





Список использованной литературы


1.Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. – М., 1992. Панкеев И.А. 2. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. – М., 1999.

3. Валентин Распутин: по страницам произведений. – М., 1990.

4.Андреева И.В. Возвращение к истокам // Урок литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2001. — № 2.

5. Колобаева Л.А. В. Распутин – рассказчик // Русская словесность. – 2002. — № 2.

6. Фомичева А. Молчаливая наша земля. Материалы к изучению повести В. Распутина в 11 классе // Литература. – 2000. — № 18. – Май.

7.Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой».-М.,2002




Свежие документы:  Сочинение на тему: "Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени""

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: