МОУ « Средняя школа №30» города Калуги
Открытый урок по литературе на тему: «Что такое счастье» (с использованием сюжетных линий рассказов Н. С. Лескова «Старый гений», А. И. Куприна «Куст сирени»)
Учитель русского языка и литературы:
Матявина Наталья Александровна
Калуга, 2011
Урок «Что такое счастье»
( с использованием сюжетных линий рассказов Н.С. Лескова «Старый гений», А.И. Куприна «Куст сирени»)
Цели: Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, умению отличать истинные ценности от мнимых; формировать правильное понятие о нравственности, морали, этике; совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства; уметь формулировать собственное мнение и отстаивать его, используя убедительные аргументы и факты; развивать навыки монологической речи; совершенствовать навыки характеристики героев.
Оборудование: Иллюстрации к рассказам.
В начале урока учитель читает стихотворение И. А. Бунина «Вечер» с использованием ПРЕЗЕНТАЦИИ №1 (ЕЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ https://www.fayloobmennik.net/940153, ДЛЯ ЭТОГО НАЖМИТЕ CTRL И ЩЕЛКНИТЕ ССЫЛКУ)
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Вступительное слово учителя:
Во все времена, при любом уровне цивилизации, главным для человека, наверное, был вопрос о счастье. Что же такое счастье? В «Толковом словаре» С.И. Ожегова дается два значения этого понятия: 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача.
Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье. Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание…
А может, прав тот десятиклассник из кинофильма «Доживём до понедельника» Помните, написавший: «Счастье – это когда тебя понимают».
Давайте мы сегодня постараемся понять друг друга, почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы познакомились, прочитав рассказы Н. С. Лескова, А. И. Куприна на уроках литературы.
Вы подготовили творческие пересказы от имени героев этих рассказов.
Творческие пересказы учащихся:
Давайте послушаем:
(учащиеся дают характеристики 6 литературным героям, во время чего показывается ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 ЕЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ https://www.fayloobmennik.net/940167 ДЛЯ ЭТОГО НАЖМИТЕ CTRL И ЩЕЛКНИТЕ ССЫЛКУ)
Старушка-помещица
Иван Иванович
Сербский сражатель
Великосветский франт
Верочка Алмазова
Николай Евграфович Алмазов)
Беседа по вопросам:
Учитель: «Посмотрите, каждый герой рассказывает о том, насколько он счастлив или наоборот».
Вопрос: Так в чём же заключается счастье этих литературных героев?
(ответы уч-ся)
Комментированное чтение и обсуждение:
Учитель: «Найдите слова из текста, которые подтверждают ваши суждения.»
(Из рассказа «Старый гений»: Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.
Из рассказа «Куст сирени»: И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь…)
Ученик: Я подобрал очень хорошее стихотворение А. Болутенко «Земное счастье», оно, по моему мнению, очень подходит к раскрытию нашей темы по рассказу «Куст сирени».
Земное счастье.
На юге птицам сытно и приятно,
Они там жить могли, в конце концов,
Любовь зовёт на север их обратно,
Чтоб гнёзда свить и вырастить птенцов.
Угрям и океаны – не преграда,
Чтобы начать любовную игру,
Из-за того, что в пресных водах надо
Им выметать молоки и икру.
Любовь – и цель, и суть существованья,
Ведь жизни б без неё пропасть пришлось,
Она для жизни – стержень мирозданья,
Важна, как для земли земная ось.
Когда в душе бушует пламя страсти,
Хоть это пламя от костра греха,
Огонь в груди – и есть земное счастье,
Всё остальное просто чепуха.
Ученик: «И я подобрал стихотворение, как мне кажется, оно раскрывает смысл, рассказа «Старый гений»
Где счастье?
Годы мчатся, как быстрые кони,
Остановки нигде нет, всё вскачь,
Уж усталость пришла от погони,
И душа истомилась, хоть плач.
А до цели ещё так далече,
Неизвестно, её как найти,
От усталости сгорбились плечи,
Надоело быть в тяжком пути.
Но звенит колокольчик упрямо
И призывно к победе ведёт,
А в душе – настоящая драма,
Счастья нет не один уже год.
На пути холода и ненастье,
Но желанье есть мчаться вперёд,
Может, близко уже моё счастье.
Как узнать, где к нему поворот?
Слово учителя:
«А теперь, ребята, от литературных героев перейдём к нашей жизни. И поделимся мыслями о том, каким мы себе представляем это счастье. С вашего позволения, начну с себя. Расскажу о том, когда я бываю по – настоящему счастлива. Тогда когда приобщаюсь к волшебной силе искусства. Мне так хочется, чтобы и вы почувствовали эту красоту, гармонию, счастье, которое исходит от рассказов моего любимого писателя К. Г. Паустовского. Я дарю вам отрывок из рассказа «Корзина с еловыми шишками»
Прослушивание отрывка рассказа в исполнении учителя с использованием ПРЕЗЕНТАЦИИ №3 ( ЕЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ https://www.fayloobmennik.net/940225 ДЛЯ ЭТОГО НАЖМИТЕ CTRL И ЩЕЛКНИТЕ ССЫЛКУ):
Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
— Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступившие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом Она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет.
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все, пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светились звезды.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты — счастье, — говорил он. Ты — блеск зари!»
Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.
Почувствовали вы, ребята, флюиды счастья, как слышу их я. Если да, то я искренне советую вам прочитать рассказы К. Г. Паустовского.
Мнения учеников:
уч-ся (о театре)
уч- ся (о подарках)
уч- ся (о спорте)
уч- ся (о своём хобби)
Итог мероприятия:
«Вот видите, ребята, сколько людей – столько и мнений. Мы послушали откровения одноклассников о том, когда они достигают наивысшего душевного подъёма – испытывают восторг. Но самое большое счастье – жить в мире, в ладу, в гармонии с самим собой, уважать родителей, близких, не делать подлостей, уметь видеть счастье. Искренне радоваться и уметь дарить его людям.
И вам на память о нашем разговоре дарю синюю бабочку – счастье с афоризмом, подтверждающим все наши суждения о счастье: «Счастье подобно бабочке, чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесёте своё внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет вам на ладонь».
Может быть, они принесут вам крупицы счастья!
Учитель дарит на память об уроке ученикам милую картинку с изображением бабочки на ладошке, которая обязательно принесет счастье!