Открытый урок по литературе в 5 классе «Художественный мир повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»

ГОРОДА КУРСКА




К О Н С П Е К Т

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ


«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»











ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ I КАТЕГОРИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

БЕСЕДИНА РИММА ВЛАДИМИРОВНА









КУРСК — 2010

Тема урока:

Художественный мир повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Н.В. Гоголь В «Вечерах на хуторе близ

Диканьки» изображает жизнь, где

торжествует справедливость,

царствуют свобода, любовь и счастье».

Алексей Сергеевич Суворин,

публицист, театральный

деятель, писатель.

Цели:

1. Продолжить знакомство учащихся с художественным миром повести Н.В. Гоголя.

2. Выявить особенности создания художественного мира в произведении.

3. Учить школьников обобщать материал, делать выводы.

4. Воспитывать патриотизм


Оборудование:

  • Репродукция картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии».

  • Репродукция иконы «Рождество Христово».

  • Икона «Божия Матерь Казанская».

  • Иллюстрации учащихся.

  • Кинофильм «Ночь перед Рождеством».

  • Учебники.

  • Эпиграф.

  • Звездочки – оценки.

  • Экспресс – газета.


Тип урока:

Комбинированный, обобщение полученных знаний.


Ход урока:

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы впервые будем работать вместе, а я очень ждала этого! Поскольку мы мало знакомы, оценивать ваши ответы я буду условными отметками: «5» будет соответствовать золотая звездочка, «4» — красная, «3» (но я надеюсь, у нас их сегодня не будет) – синяя звездочка.

Тема нашего урока – Художественный мир повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Эпиграф (читаю).

Цели нашего урока таковы: мы продолжим знакомиться с художественным миром произведения, постараемся выявить особенности его создания, научимся обобщать материал, находить самое главное и делать выводы.


II. Повторение д/з, проверка д/з.


Вопросы классу:

— Все прочитали дома повесть Н.В. Гоголя?

— Все ли вы поняли?

— Понравилось вам это произведение?

— А что больше всего запомнилось?

— Какие герои вызвали у вас смех?

— А ваше сочувствие, сопереживание?


А теперь обратимся к нашей выставке. В качестве домашнего задания вы нарисовали иллюстрации к прочитанной повести, сейчас мы попросим авторов рассказать нам, что они изобразили.


III. Работа с новой темой.


— Давайте еще раз обратимся к теме урока и подумаем, как вы понимаете это выражение?

— Хорошо. Итак, художественный мир – мир, созданный художником слова. Он включает в себя все: и реальный мир, и фантастический. Реальность – это что? Правильно, время, люди, характеры, события, природа. Так что же в целом включает в себя понятие «художественный мир»? (Время, действия, место, природа, люди, события, фантастика).

— Молодцы! Вы сейчас сделали обобщение (Опора на доску).

— На прошлом уроке вы говорили о фантастическом в повести, давайте перечислим эти эпизоды. А что же относится к реальности в повести? (пейзаж, любовь, Рождество). Молодцы! Вы порадовали меня!

— А сейчас предлагаю погрузиться в атмосферу сказочного действа. Посмотрите прежде на репродукцию картины.

— Что изобразил художник?

— Когда происходят события в повести? (Канун Рождества)

— А что это за праздник? (Рождение Иисуса Христа).

— Ребята, вспомните, пожалуйста, какие слова использует Н.В. Гоголь для описания этого дня? Встретились ли в тексте особенные слова, соответствующие только этому дню? (колядовать, колядка, кутья, Рождество). Правильно! Вы, конечно же, знаете их. (Опора на доске – слова с проставленным в них ударением).

— Прочитаем выразительно первый абзац текста.

— Что мы видим в этом описании?

— Куда собирается молодежь? (колядовать).

А что значит «колядовать»?

— Вы знаете какие-нибудь колядки? Ведь и по сей день не утратилась традиция ходить с песнями по домам и собирать дары. Кто из вас может исполнить колядку?

А сейчас внимание на экран: посмотрите, как это происходило в украинской Диканьке (фильм 1мин 30 сек).


— Ребята, я предлагаю вам поучаствовать в киновикторине. Ваша задача – узнать героя повести и кратко его охарактеризовать. (Солоха, Пацюк, Чуб, у царицы ЕкатериныII, эпизоды на 2 мин).


— О некоторых героях мы с вами поговорили, а как вы думает, они были главными или второстепенными? А кто главный?

— Перечитаем отрывок, где Вакула пришел к Оксане.

— Какими предстают герои? Что можете сказать об Оксане? (своенравная, капризная, гордая). О Вакуле? (Любящий, готовый на все).

— Если Рождество – ночь чудес и справедливости, то какие чудеса совершились с главными героями? О чем мечтал каждый из них? (добиться любви Оксаны; черевички, быть красивее всех).

— Как добиваются герои желаемого? (Он побывал в Петербурге, пошел на сделку с нечистой силой; она капризно ставит условия, но понимает, что любит Вакулу и без черевичек).

— Вот какое волшебство случилось в Рождественскую ночь! И всему начало – любовь. Любовь – основа всей жизни человеческой. Обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы, что в финале повести действительно восторжествовали любовь и справедливость? Исправилась Оксана?

— Ночь накануне Рождества дана нам не только для исполнения желаний. А для чего же еще? Верно. Чтобы избавиться от ненужного и плохого, открыть душу доброму, честному, любви, с которой пришел в этот мир Иисус Христос (обращаемся к иконе).


IV. Итоги.


— Итак, давайте подведем итоги нашей работы. Каковы же особенности художественного мира сказочной повести Н.В. Гоголя?

Особенности художественного мира повести «Ночь перед Рождеством»:

1) сказочный мир изображен правдиво;

2) герои – обычные люди с разными характерами;

3) фантастика используется как художественный прием, как средство развития сюжета.


— А какова же главная мысль повести? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами подготовим эксклюзивный номер экспресс — газеты. Возьмите карточки на ваших столах для небольшого творческого задания. Напишите, пожалуйста, несколько строк «Чему нас учит повесть Н.В. Гоголя?». (Учитель приклеивает поочередно высказывания детей на подготовленную основу на доске, оформляется экспресс – газета).

Учитель зачитывает из газеты наиболее удачные ответы учащихся, еще раз обобщая все сказанное.


— Спасибо вам за урок, ребята, мне было очень приятно с вами работать! Давайте сосчитаем ваши звездочки – оценки и выставим их в журнал.


V. Домашнее задание.


— Подумайте, пожалуйста, какие пословицы и поговорки мы могли бы использовать при характеристике героев повести Н.В. Гоголя?

— Если вам трудно выполнить это задание, то поищите в прочитанной повести слова и выражения, которые встречаются в народных сказках.



































Использованные материалы:


1. А.Г. Кутузов. Учебник литературы 5 класс.

2. С.И. Ожегов. Толковый словарь.

3. О.Д. Ушакова. Понятия и определения: Литература. – С.-П.: ЛИТЕРА, 2005.

4. Художественный фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки».

5. Журнал «Литература в школе», 2006, номер неизвестен.



Свежие документы:  Урок литературы в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса» Рыцарь светлой мечты

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: