Открытый урок
в 8 классе
«В театре Н.В.Гоголя»
Выполнила работу
Архипенко Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГК ООУ РО санаторная школа-интернат № 18
г. Таганрога
Тема: «В театре Н.В.Гоголя».
Цели:
1.Побудить учащихся к прочтению комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», приобщать к исследовательской работе над изучаемым произведением.
2.Развивать умение пользоваться текстом произвндения, текстами литературно-критических статей.
3.Воспитывать уважение к творческому труду.
Оформление:
1.Портрет Н.В.Гоголя.
2.Презентация.
3.Афиша.
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Я сегодня приглашаю вас в театр Гоголя. Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Возможно. Но мне кажется, что часто театр начинается с афиш, оповещающих будущего зрителя о спектакле. Давайте же и поговорим, какой спектакль идет в театре Гоголя и познакомимся с действующими лицами. Тем более что и Гоголь говорил: «Если мы хотим понять драматическое произведение и его творца, мы должны вступить в его область, познакомиться с действующими лицами…».
Итак, действующие лица. Перед вами афиша. Смотрим. Сегодня в театре Гоголя идет «Ревизор». Комедия в 5 действиях.
Остановимся и вспомним, что такое комедия.
III. Работа с литературоведческим термином «комедия».
IV. Знакомство с афишей.
Учитель:
— О чем подумали, познакомившись со списком действующих лиц?
— Какой прием использует автор в своей пьесе?
Ученик:
Мы знакомились с таким приемом при изучении рассказов А.П.Чехова. Это прием «говорящей фамилии».
Вывод:
Этот прием – первая особенность театра Гоголя.
V. Работа с текстом комедии «Ревизор».
Учитель:
Ребята, обратите внимание, что открывает пьесу не совсем обычный текст. Как правило, у драматурга его не бывает. А здесь есть. Значит, он очень важен для автора. Посмотрим, что же в нем.
Работа по группа.
1 группа – Городничий
2 группа – Анна Андреевна
3 группа – Бобчинский, Добчинский
4 группа – Ляпкин-Тяпкин
5 группа – Земляника
6 группа – Почтмейстер
7 группа — Хлестаков, Осип
Задание: основное для актера, а вы в данный момент актеры. Что вы возьмете на вооружение?
— Итак, что же в этом тексте?
Проверка выполненной работы. (Ребята зачитывают выдержки).
Вывод:
Краткие характеристики героев. Это вторая особенность театра Гоголя.
VI. Анализ 1 действия.
Учитель:
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».
Много раз мы слышим эти тревожные слова. Одна фраза: «К нам едет ревизор». Одна первая фраза, и пьеса начата. Дана фабула и дан импульс – страх. Слова Городничего о предполагаемом приезде ревизора имеют самый непосредственный интерес для всех присутствующих: они всех касаются и все приводит в движение.
— Как мы назовем эту часть сюжете? (Это начало. Оно обладает «взрывной силой», оно приводит в движение интересы, страсти).
Чтение письма – это уже действие. Оно приоткрывает для зрителя нечто существенное и в героях, и в ситуации.
— Как Городничий читает письмо?
Ученик 1:
Городничий хотел бы скрыть от слушателя «лишнее». «Спешу уведомить тебя…»
Ученик 2:
Городничий, не желая того, сам помогает разоблачить себя.
Учитель:
— Итак, как реагируют остальные на письмо?
Ученик 1:
Судья Аммос Федорович объясняет причину прибытия ревизора: «Россия хочет вести войну». Но я думаю, что это не просто забавная нелепость, а это характеризует его как неумного, недалекого человека, с крайне узким кругозором, но с претензиями на значимость и глубокомыслие, т.е. комизм вытекает прямо из его характера.
Учитель:
Городничий дает экстренные распоряжения, которые помогают хорошо представить то, что прямо в комедии не показано.
— Что следует из наставлений Городничего?
(Далее работа идет по рядам, ребята делают записи по этому вопросу.
1 ряд – в богоугодных заведениях…
2 ряд – в присутственных местах города…
3 ряд – в учебных заведениях…)
— Каков же вывод?
(Перед нами живописная картина, рисующая общее лицо города).
— Перечитываем словесную перепалку. Каков же вывод?
(Смешон сам спор, сама логика спорящих, видим вздорность характеров спорящих. Каждый из спорящих старается обличить другого, но прежде всего обличает самого себя).
— Словесная перепалка позволяет не только посмеяться, но и многое важное узнать о героях.
Городничий, одержимый мыслью о ревизоре, просит Почтмейстера: «Так сделайте милость, Иван Кузьмич: если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассуждений задерживайте». А Почтмейстер: «С большим удовольствием».
— Почему?
(Всех мучает вопрос: как скрыть свои грешки, а у него их нет, т.к. нет возможности грешить).
— Итак, страх охватывает всех, но кто боится больше всех? (Городничий)
— Почему? (С «отца города» большой спрос. Боится).
— Но он великий дипломат. Зная людей, Городничий умело нажимает пружинки. Грабили все, вместе и отвечать.
Появляются Добчинский и Бобчинский. Их речи усиливают ожидание событий, создается внутреннее напряжение.
— Почему?
Ученик 1:
Они заявили, что видели предполагаемого ревизора и значит им есть, что рассказать. Их рассказа все ждут с нетерпением.
Ученик 2:
Они и сами спешат поведать о том, что знают, но в спешке только перебивают друг друга, спорят, увлекаются ненужными подробностями.
— Какой основной аргумент выдвигают Добчинский и Бобчинский, что это ревизор?
Ученик 1:
«…из трактира не едет…, ни копейки платить не хочет…», — говорит Бобчинский.
Ученик 2:
Добчинский: «Он! И денег не платит, и не едет».
Бобчинский: «…так он и в тарелки к нам заглянул».
— Каково же подобострастие, страх перед чиновником?
— О чем хлопочет Городничий? (Принимает все возможные меры, чтобы как можно лучше провести ревизора).
— О чем помышляют чиновники? (Как провести ревизора, как «сухими выйти из воды»).
— Все ли персонажи комедии испытывают страх?
Ученик 1:
Перед завершением 1 д. на сцене появляются Анна Андреевна и Марья Антоновна. В то время как мужчины суетятся испуганно, женщины тоже суетятся, но, так сказать, блаженно. (Чтение по ролям явл.6).
— То, что наводит страх на одних, для других исполнено романтического интереса, т.к. город далеко, новые лица редко бывают, женщины скучают, ждут встречи.
— И в каком же городе происходит действие?
Ученик 2:
«Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (Д.1, явл.1)
— Уездный город удален от центра.
— Назовите основные черты жизни этого города?
(Запись в тетрадь)
1.Казнокрадство. (Деньги на строительство церкви).
2.Произвол. (Секут невинных, вскрывают письма)
3.Отсутствие необходимого контроля за порядком.
4.Невежество обитателей.
5.Грязь, неблагоустроенность.
6.Пьянство.
7.Взяточничество.
— Кто из персонажей пьесы брал взятки борзыми щенками?
Ученик 1:
Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович.
— Какую против ревизора защиту Городничий считает самую надежную?
(Взятка)
— Что является основой их жизни?
— Подумайте, как Гоголь относится к своим героям? Дает ли он прямые оценки, говоря, что ему нравится или не нравится тот или иной герой? (Нет. Прямых оценок мы не встречаем на протяжении всей комедии).
Вывод:
Прямых оценок Гоголь не дает своим героям, а только, описывая их поступки, действия, иронизируя над ними, позволял своим читателям делать выводы. Вот еще одна особенность театра Гоголя.
VII. Работа с литературоведческим термином.
Построение произведения служит задаче Гоголя – показать Николаевскую Россию.
— Что такое композиция? Элементы композиции.
1.Экспозиция. (Чтение письма, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять).
2.Завязка. (Предположение Д. и Б., что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение Городничего и чиновников).
3.Развитие действия.
4.Кульминация.
5.Развязка.
Учитель:
На последующих уроках посмотрим, как будут развиваться события. А теперь подведем итог. Каков же театр Гоголя?
1. «Говорящие» фамилии.
2 .Ремарки для господ актеров.
3. Отношение Гоголя к героям не прямое, а опосредованное.
VIII. Сочинение-миниатюра.
Задание: обобщить увиденное в 1 действии в кратком письменном пересказе.
Ученик 1:
Узнав о приезде якобы ревизора, Городничий хлопочет, принимает все возможные меры для того, чтобы лучше провести ревизора. Об этом помышляют и другие чиновники. Все они одержимы страхом – в страхе говорят лишнее.
Ученик 2:
В городе «ревизор»! Страх! А если узнает? Как скрыть грешки? Все только об этом и думают. Только женщины пребывают в блаженном ожидании.
Ученик 3:
Крах! Что ждет чиновников? Хлопоты о сокрытии 2Грешков». Все мысли работают только в этом направлении. Что предпринять? Взятку? В страхе говорят много и много лишнего.
IX. Итоги урока. Оценки.
X. Домашнее задание.
1.Подготовить 2 действие к чтению по ролям.
2.Найти комическое во 2 действии.
3.Индивидуальные задания.