Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»


МКОУ Купреевская СОШ











Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»













Подготовила и провела:

Шаблова Надежда Викторовна



Дата проведения:20.02.2014г.



Цель урока: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)

  • формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)

  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • расширение читательского кругозора детей;

  • формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; смайлики.




Ход урока

1. Актуализация знаний

— Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок —
Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Слайд 1

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

— Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

— Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

— А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Отгадайте загадку

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
(заяц)

Слайд 2

Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой 
Три листопадничка лежат

2. Целеполагание.

Слайд 3

— Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек».

(предлагаются опорные слова для формулирования задач урока)

Слайд 4

Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход — обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова — это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

3. Открытие новых знаний.

Слайд 5

* Словарная работа. 

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

*  Первичное чтение учителем и учащимися.

Читает учитель и дети.

* Проверка первичного восприятия.

— Понравилось ли вам произведение? Чем?

— Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)

— Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

* Анализ художественного произведения.

Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.

— Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

— Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

— Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

— Каких страхов натерпелся листопадничек?

— Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

Физминутка

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг — и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)



4. Закрепление изученного

* Выборочное чтение.

 Слайд 6

С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

Почему зайчонок остался у бобров?

* Работа в парах.

 Слайд 7

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

* Составление синквейна о зайчике.

 Слайд 8

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Листопадничек.

5. Итог урока.

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке?

6. Рефлексия.

 Слайд 9

* Я работал(а) на уроке много и с удовольствием.

* Мне было интересно на уроке, но я работал(а) мало.

* Я сегодня работал(а) не очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.

7. Домашнее задание.

 Слайд 10

Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Слайд 11




8


Свежие документы:  Конспект урока на тему "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛУКОМОРЬЕ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: